Конспект урока по предмету «Живой мир»; 2 класс




Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края









Урок по предмету: «Живой мир»

2 класс





Учитель начальных классов Иващенко Наталья Григорьевна































2012 год





Тема: Насекомые: бабочка.

Цель: закрепить представление учеников о строении и поведении насекомых.

Задачи:

- развитие словаря, активизация глагольной лексики; закрепление навыков монологической речи, диалога;

- коррекция внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения.











































I. Организационный момент.

- Какое у вас настроение?

- Оно похоже на яркое солнышко или на хмурую тучку?

а) Упражнение на развитие внимания.

- Посчитайте, сколько раз встречаются жук и бабочка на картинках.












б) Путешествие бабочки по квадрату.

- Заставьте бабочку «полетать», но так, чтобы она не «вылетала» за пределы поля.

(ученик руководит полётом, используя инструкции учителя: вверх, вниз, влево, вправо)

- В каком месте находится бабочка? (в верхнем правом углу )














II. Повторение изученного.

- Подумайте, почему для игр я использовала изображения жука и бабочки?

- К какой группе животных они относятся?

- Представьте, что мы отправились в лес отдохнуть на полянке.

- Кого мы можем тут встретить?

- Звери чаще всего боятся человека, они спрячутся. Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают осторожны. А есть ли в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Чтение стихотворения сопровождается показом изображения насекомых.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок.

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

- Каких насекомых вы ещё знаете? С помощью чего насекомых можно отличить от других животных? Где живут насекомые?

- Почему кузнечик зелёный, а бабочка пёстрая?

- Угадайте, кто это.

Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык,

Шесть ног – без копыт.

Летит – воет, сядет – землю роет. (жук)

- Подумайте, почему я загадала загадку именно с отгадкой «жук»?

- О каком насекомом мы говорили подробно на прошлом уроке?

- Докажите, что жук это насекомое.

- Какие виды жуков знаете?

- Что вы знаете о майском жуке? (ученик рассказывает о майском жуке, опираясь на таблицу?)

- Составьте предложение со словом «жук».

III. Фонематическая зарядка.

- Пожужжим как жуки.

а)сердитый жук;

б)грустный жук;

в)весёлый жук.

- Полетаем как жуки.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

IV. Введение в тему урока и постановка целей.

- О каком насекомом поговорим подробно сегодня на уроке, угадайте.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- По каким признакам догадались?

-Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку? Я предлагаю вам геометрические фигуру и их расшифровку.





- Сегодня на уроке мы поговорим о бабочках.

- На примере изучения жука, подумайте, о чём мы узнаем на уроке? (запись в тетради темы урока)

Устный звуко-буквенный анализ слова.

- Сколько букв, звуков, гласных, согласных, слогов?

V. Основная часть.

1. Объяснение учителя.

Учитель рассказывает о строении бабочки с опорой на демонстрацию наглядности.

- Бабочки – красивые, яркие насекомые небольшого размера. Живут бабочки недолго. Всю свою короткую жизнь бабочки перелетают с цветка на цветок. Их можно увидеть в лесу, в поле, на лугу, у воды. Бабочки бывают дневные и ночные. Дневные ярко окрашены и летают днём. Ночные летают ночью, а ночью прячутся на деревьях, поэтому окрашены они незаметно. Питаются бабочки нектаром – сладким цветочным соком. (ознакомление со словарным словом «нектар», запись слова в тетрадь)

Бабочки не могут жить без цветков, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Тело бабочки, как и у жука, делится на три части: голову, грудь и брюшко. Основное отличие насекомых - шесть ног. Важные органы – усики, которыми бабочки улавливают запахи, а с помощью хоботка собирают нектар. У бабочки четыре крыла. У каждого вида бабочек своя окраска крыльев.

2. Первичное закрепление.

( у детей уменьшенная копия демонстрационной наглядности, но без обозначений)

- Покажите крылья, усики, брюшко,…

- Обозначьте каждую часть тела бабочки начальной буквой.

3. Разнообразие бабочек.

- На что похожи бабочки?

- Зачем им яркая окраска?

- Чем питаются бабочки?

- Почему бабочки не могут жить без цветов, а цветам плохо без бабочек?

Показ иллюстраций: бабочка адмирал и солдат, павлиний глаз и павлин, крапивница и крапива.

Павлиний глаз.

- Сравните изображение бабочки и павлина. Подумайте, за что бабочка получила своё название.

Это очень красивые крупные бабочки. Своё название они получили из-за ярких пятен на крыльях, наполняющих пятна на хвостовых перьях павлинов.

Крапивница.

Это бабочка названа в честь своей травы-кормилицы – крапивы. Крапива полезна не только людям, но и бабочкам.

Адмирал.

- Обратите внимание на брюки солдата. Почему эта бабочка называется «Адмирал»?

Название получила из-за окраски крыльев: на чёрном фоне видна красная полоса как на адмиральских брюках. Бабочка с ярко окрашенными крыльями. Адмирал может перелетать на огромные расстояния – почти как перелётные птицы. Этот вид бабочек занесён в Красную книгу, его нужно охранять.

- Что значит «охранять»?



Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

4. Закрепление.

-Каждый из вас получит осколки с изображением насекомого. Попробуйте собрать их и определить, какое насекомое у вас получилось. (Бабочка, жук, кузнечик, пчела).

- Подберите к названию получившегося изображения насекомого подходящее по смыслу слово-действие. (Ползёт, порхает, прыгает, летает. )

- Бабочка что делает? ( Порхает)

- Составьте предложения об этих насекомых.(Связать эти предложения в один сюжет)

- Запишите в тетрадь предложение о бабочке.

VI. Подведение итогов.

- О каком насекомом мы говорили на уроке?

- Что самое интересное вы узнали, что вам запомнилось?

VII. Оценивание. Рефлексия.

- Какое у вас сейчас настроение? Оно такое же, как было в начале урока или изменилось?

- У каждого из вас на столе лежит бабочка, а на доске два цветочка: один яркий и красивый, а другой – невзрачный. Как вы думаете, на какой цветочек села бы бабочка?

- Если вам понравилось на уроке, посадите свою бабочку на яркий цветочек, а если не понравилось – на невзрачный.




























Полный текст материала Конспект урока по предмету «Живой мир»; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иващенко Наталья Григорьевна  Ромашка-Одуванчик
12.09.2012 0 4492 737

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК