Программа по общеинтеллектуальной деятельности "Чудо-шашки"
«Крест – Хальджайская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»
МР «Томпонский район»
Программа по общеинтеллектуальной деятельности
«Чудо шашки» в 1 классе
Составила: Попова Т.Ю. –
Учительница начальных классов
2011 год
Общеинтеллектуальная деятельность «Чудо шашки»
1 ч в неделю
В год 33 ч.
Пояснительная записка
По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкреплении плодов мышления действиями. Опыт работы с детьми свидетельствует , что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Идея программы
Использование игры в шашки для развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Назначение программы
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического мышления.
Актуальность
Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70% своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Цель
Достижение в КХСОШ массового
первичного (начального) обучения детей
младшего школьного возраста теории и
практике игры в шашки с целью воспитательного
содействия в развитии их интеллектуального
мышления и формирования у них зачатков
личностного морально-психологического
сопротивления к информационному давлению
массовой субкультуры современного
мира.
Задачи
Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 1 класса теории и практике игры в шашки.
Разработка методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шашки.
Разработка методических указаний и положений об ежегодных школьных, кустовых шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов.
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Организационно-методическая работа и мероприятия
по реализации программы
Обсуждение программы составления методики обучения и специального пособия с учетом опыта кандидатом в мастера спорта по шашечной игре, неоднократным призером республики Софроновым К.И. и педагогом-тренером ДЮСШ имени В.Лебедева.
Формирование совместно с администрациями КХСОШ и ДЮСШ положений об ежегодных наслежных, кустовых и улусных Шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов. Обсуждение программы проведения Шашечных фестивалей учащихся начальных классов с учетом опыта других шашечных фестивалей, олимпиад и турниров детей.
Ведение постоянной разъяснительной работы через средства массовой информации о пользе раннего обучения детей игре в шашки, информирование населения о спортивных достижениях детей.
Ожидаемый результат
Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Овладение детьми основами шашечной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки.
Формирование высокого уровня логического мышления у детей младщего школьного возраста.
Примерное планирование «Чудо - шашки»
I четверть (9ч)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
Вводное занятие. Знакомство с шашкой. |
1 |
|
2 |
История шашек. |
1 |
|
3 |
Инвентарь для игры в шашки |
1 |
|
4 |
Начальная положение фигур |
1 |
|
5 |
Начальная положение фигур |
1 |
|
6 |
Название и сила фигур |
1 |
|
7 |
Названия и сила фигур |
1 |
|
8 |
Правила шашечной игры |
1 |
|
9 |
Правила шашечной игры |
1 |
|
II четверть (7ч)
|
|||
1 |
Повторение правил шашечной игры |
1 |
|
2 |
Начало партий: «Городская партия»
|
1 |
|
3 |
«Обратная городская партия» |
1 |
|
4 |
«Кол» |
1 |
|
5 |
«Обратный кол» |
1 |
|
6 |
Учебные игры в шашки |
1 |
|
7 |
Учебные игры в шашки |
1 |
|
III четверть
(10ч)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
Повторение правил шашечной игры |
1 |
|
2 |
Учебные игры в шашки |
1 |
|
3 |
Ловушка в начале партии |
1 |
|
4 |
Ловушка в начале партии |
1 |
|
5 |
Первая ловушка |
1 |
|
6 |
Вторая ловушка |
1 |
|
7 |
Третья ловушка |
1 |
|
8 |
Четвертая ловушка |
1 |
|
9 |
Повторение правил. Учебные игры в шашки |
1 |
|
10 |
Повторение правил. Учебные игры в шашки |
1 |
|
VI четверть (7ч)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
Повторение правил |
1 |
|
2 |
Учебные игры в шашки |
1 |
|
3 |
Шашечное окончание |
1 |
|
4 |
Четыре дамки против одной |
1 |
|
5 |
Шашечное окончание |
1 |
|
6 |
Учебные игры в шашки |
1 |
|
7 |
Учебные игры в шашки Малый чемпионат в классе. |
1 |
|
Рекомендуемая литература
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992.
Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010
Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Туяра Юриевна
→ Тэбэнэт 31.10.2012 0 3471 451 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.