Программа по общеинтеллектуальной деятельности "Чудо-шашки"


«Крест – Хальджайская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»

МР «Томпонский район»













Программа по общеинтеллектуальной деятельности

«Чудо шашки» в 1 классе















Составила: Попова Т.Ю. –

Учительница начальных классов









2011 год



Общеинтеллектуальная деятельность «Чудо шашки»

1 ч в неделю

В год 33 ч.



Пояснительная записка

По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкреплении плодов мышления действиями. Опыт работы с детьми свидетельствует , что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Идея программы

Использование игры в шашки для развития логического мышления детей младшего школьного возраста.

Назначение программы

Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического мышления.

Актуальность

Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70%  своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.



Цель

Достижение в КХСОШ массового первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста теории и практике игры в шашки с целью воспитательного содействия в развитии их интеллектуального мышления и формирования у них зачатков личностного морально-психологического сопротивления к информационному давлению массовой субкультуры современного мира.
 
Задачи

  • Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 1 класса теории и практике игры в шашки.





  • Разработка методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шашки.





  • Разработка методических указаний и положений об ежегодных школьных, кустовых шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов.



Обучающие:

Обучение основам шашечной игры;

Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

Развивающие:

развитие стремления детей к самостоятельности;

Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.



Организационно-методическая работа и мероприятия

по реализации программы



  • Обсуждение программы составления методики обучения и специального пособия с учетом опыта кандидатом в мастера спорта по шашечной игре, неоднократным призером республики Софроновым К.И. и педагогом-тренером ДЮСШ имени В.Лебедева.



  • Формирование совместно с администрациями КХСОШ и ДЮСШ положений об ежегодных наслежных, кустовых и улусных Шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов. Обсуждение программы проведения Шашечных фестивалей учащихся начальных классов с учетом опыта других шашечных фестивалей, олимпиад  и турниров детей.



  • Ведение  постоянной разъяснительной работы через средства массовой информации о пользе раннего обучения  детей игре в шашки, информирование населения о спортивных достижениях детей.

Ожидаемый результат

  • Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

  • Овладение детьми основами шашечной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки.

  • Формирование высокого уровня логического мышления у детей младщего школьного возраста.



































Примерное планирование «Чудо - шашки»

I четверть (9ч)

Тема

Кол-во часов


1

Вводное занятие. Знакомство с шашкой.

1


2

История шашек.

1


3

Инвентарь для игры в шашки

1


4

Начальная положение фигур

1


5

Начальная положение фигур

1


6

Название и сила фигур

1


7

Названия и сила фигур

1


8

Правила шашечной игры

1


9

Правила шашечной игры

1




II четверть (7ч)

1

Повторение правил шашечной игры

1


2

Начало партий: «Городская партия»


1


3

«Обратная городская партия»

1


4

«Кол»

1


5

«Обратный кол»

1


6

Учебные игры в шашки

1


7

Учебные игры в шашки

1








III четверть

(10ч)

Тема

Кол-во часов


1

Повторение правил шашечной игры

1


2

Учебные игры в шашки

1


3

Ловушка в начале партии

1


4

Ловушка в начале партии

1


5

Первая ловушка

1


6

Вторая ловушка

1


7

Третья ловушка

1


8

Четвертая ловушка

1


9

Повторение правил.

Учебные игры в шашки

1


10

Повторение правил.

Учебные игры в шашки

1




VI четверть (7ч)

Тема

Кол-во часов


1

Повторение правил

1


2

Учебные игры в шашки

1


3

Шашечное окончание

1


4

Четыре дамки против одной

1


5

Шашечное окончание

1


6

Учебные игры в шашки

1


7

Учебные игры в шашки

Малый чемпионат в классе.

1








Рекомендуемая литература



  1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985.

  2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992.

  3. Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010

  4. Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007








Полный текст материала Программа по общеинтеллектуальной деятельности "Чудо-шашки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Туяра Юриевна  Тэбэнэт
31.10.2012 0 3471 451

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК