Слайд 1
И.А.Крылов
Басни
« Лебедь, Щука и
Рак »
« Мышь и Крыса
» классов
Работа учителя начальных
МОУ СОУ №29 Фотофудиновой Лидии Юрьевны
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса»
Цели:
Обобщить знания учащихся о ранее изученных баснях, познакомить с новыми баснями И.А. Крылова.
Продолжить работу по формированию навыка правильного, осознанного, выразительного чтения, формировать умение находить в басне мораль, делать выводы, обогащать словарный запас.
Воспитывать нравственные качества у учащихся.
Оборудование: учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 4 кл. (2 ч.),
индивидуальные карточки, компьютерная презентация.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Примечание |
1. Орг. момент
2. Подготовка к восприятию нового материала
|
1. Приветствие
2. – Ребята, обратите внимание на выставку книг и определите: о каком литературном жанре пойдет речь сегодня на уроке (о басне). – Назовите лишнюю книгу. Почему? (Не относится к басням)
а) Давайте вспомним основные признаки басни – небольшой рассказ; – часто стихотворный; – 2 части: основное повествование и мораль; – аллегория; – герои – чаще животные; – диалог; – олицетворение.
б) Литературная разминка (работаем парами, у вас карточки со словами, которые относятся к иллюстрациям; угадайте из какой басни эти слова и назовите эту басню, прочитайте отрывок выразительно) |
Выставка книг И.А. Крылова, Эзопа, С. Михалкова и др. (среди книг есть лишняя – Русские народные сказки)
Слайд 1. Признаки басни
Слайд 2-9 Иллюстрации. «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки» |
Этапы урока |
Содержание |
Примечание |
Проверка |
1
«До
того ль, голубчик было? В
мягких муравах у нас Песни,
резвость каждый час, Так,
что голову вскружило»
2
«Ах, Моська,
знать она сильна, Что лает на слона»
3
«Голубушка!
Как хороша! Ну что за
шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право,
сказки!»
4
«Вертит
очками так и сяк: То к темю их
прижмет,
То их на
хвост нанижет,
То их понюхает,
то их полижет Очки не действуют никак…»
в) Что объединяет все эти басни? (написал И.А. Крылов) Давайте уточним наши знания о И.А. Крылове - Перед вами три портрета. Найдите портрет И.А. Крылова (дети высказывают свои мнения). Игра «Знаю, не знаю». (У детей индивидуальные карточки с цифрами от 1 до 6; если знаете (+), нет – (-). - И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец. - И.А. Крылов был сыном бедного армейского офицера. - И.А. Крылов прекрасно рисовал, играл на скрипке, знал иностранные языки, имел математические способности. - Большинство книг писал взрослым. - Был очень популярен при жизни, про него слагалось много анекдотов. - В Санкт-Петербурге сооружен памятник. (Что нового вы узнали?) Ответы детей. О памятнике: на каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен И.А. Крылова. |
Слайд 10. Три портрета, среди которых есть портрет И.А. Крылова.
Слайд 11-12. Биография И.А. Крылова
Слайд 13. Памятник И.А. Крылову |
Этапы урока |
Содержание |
Примечание |
3. Сообщение темы урока
4. Работа по теме урока
Анализ произведения
Знакомство с басней «Мышь и Крыса» |
Сегодня мы познакомимся с новыми баснями, возможно вы с ними уже встречались. Те, кто много читает, возможно слышал крылатое выражение «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу?» Из какой басни это крылатое выражение? («Лебедь, Щука и Рак»)
1) Первичное чтение Послушайте басню и ответьте на вопрос «Почему у героев басни не получилось сдвинуть воз с места?» (Комбинированное чтение – 3 ученика читают басню) (Ответы детей) Вторичное чтение, анализ произведения. 1. Прочитайте басню про себя, при чтении подчеркните непонятные слова. - Что такое поклажа? - Что означает «из кожи лезут вон»? 1) Каких героев выбрал автор? 2) Почему именно этих героев? (все живут в воде) 3) Подберите слова, характеризующие героев Лебедь Щука Рак стремительный упрямая неповоротливый упрямый настойчивая нерасторопный 4) Какое слово в басне подсказывает, что у героев могло бы все получиться? (товарищи) 5) Прочитайте - Как автор описал общее усердие героев? «Из кожи лезут вон» 6) Подберите слова к иллюстрации 7) Какие недостатки высмеивает Крылов в этой басне? (несогласие, разобщенность) 8) В каких словах заключена мораль басни. Прочитайте. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
Физминутка II Прочитайте название 2-й басни - Давайте подумаем, о каких событиях пойдет речь в этой басне? (Ответы детей) |
Слайд 14.
Слайд15 Иллюстрация
|
Выяснение смысла прочитанного
Актуализация знаний
Закрепление Работа в группах Рефлексия
5. Итог
6. Оценивание. |
- Прочитайте про себя и определите слова героев (чтение тройками). -Послушайте басню и проверим наше предположение (чтение по ролям).
1) О чем вы догадались до чтения? 2) Что кажется вам смешным в басне? Почему? 3) Почему Крыса решила, что Кошка сильнее Льва? 4) Какая строка басни стала поговоркой? Как вы ее понимаете? 5) Чему научила вас эта басня?
- Как вы думаете, что общего в этих баснях? (высмеивают пороки людей, несогласие, трусость, упрямство) - Ребята! Басни написаны давно, но и по сей день они актуальны. Почему? -А что подтверждает, что басни написаны давно? (устаревшие слова, архаизмы)
Составьте правильно поговорки, пословицы и определите к какой из басен они относятся?
1
У страха глаза велики
«Крыса и Мышь»
2
Дружно не грузно, а врозь
хоть брось
«Лебедь, Щука и Рак» Молодцы, ребята. А сейчас подведем итоги. -С какими баснями мы познакомились? -Чему нас научили эти басни? Вы сегодня хорошо поработали, а теперь оцените себя с помощью листа самооценки.
|
Слайд 16
Слайд 17.
|
Автор: Фотофудинова Лидия Юрьевна
→ Lidia1971 30.11.2012 0 8806 1846 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.