Конспект урока "Какой должна быть считалка"; 1 класс
Цели:
Ввести число как инструмент измерения
Продемонстрировать упорядоченность числового ряда
Задачи:
Обобщить известные способы учета мерок при измерении и отмеривании
Выявить основные свойства числового ряда
Развивать логическое мышление, умение обобщать
Воспитывать культуру ведения дискуссии, умение слушать собеседника
ХОД УРОКА
I Организационная часть урока (1-2минуты)
Поприветствовали присутствующих, настроились на работу.
II Основной этап урока. Ситуация успеха (7минут)
- Сядет тот, кто помнит слова считалки, помогающей измерять и строить величины.
Хоровое воспроизведение знакомой считалки.
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Все дети садятся.
- Понравилось вам работать со считалкой? (Да)
- И сегодня мы продолжим такую работу.
Возьмите свои рабочие листы. Приготовьте простой карандаш.
Послушайте первое задание.
Постройте отрезок длиной «А», произнося слова считалки.
- Кто увидел мерку, с помощью которой построите длину А? ( мерка Е)
- На каком слове нужно остановиться? (король)
Выполняйте. Начинайте работу от точки.
Один ребенок работает у доски.
Проверка: произносим все вместе слова считалки, отмечая мерки дугами.
Оцените по волшебным линеечкам это задание. Трудно? Интересно?
III Основной этап урока. Ситуация разрыва (7 минут)
- Как вы думаете, можно использовать другую считалку? (Да)
Так же подумали Коля и Таня. Они решили испытать новую считалку.
( иллюстрация к детской скороговорке «Ехал грека через реку…»)
- Знаете такую?
- Кто может рассказать? Кто-то из учеников декламирует скороговорку, на доске появляется текст. (плакат)
Возьмите свои рабочие листы. Второе задание.
Таня и Коля взяли мерку… (помогайте! Дети подсказывают хором) Р
И построили площадь по слову-метке «грека». Прикрепляю на доску мерку Р.
Посмотрите, что получилось у Тани (на доске – величина из 2-х мерок) и что получилось у Коли (на доске – величина из 6-ти мерок).
- Почему у Тани и Коли разные величины?
Проверим. У Тани правильно? (Да)
У Коли правильно? (Да)
Дети: одно слово повторяется 2 раза. Непонятно до какого слова считать.
- Можно пользоваться такой считалкой? (Нет)
Считалкой про греку пользоваться нельзя.
Вы сейчас открыли очень важный секрет. Оказывается, не любая считалка годится.
- Какой должна быть считалка? Дети: Слова не должны повторяться.
Оцените по волшебным линеечкам это задание. Трудно было разобраться в этом задании? Интересно?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV Основной этап урока. Ситуация разрыва (10 минут)
- Какой должна быть считалка? Дети (хором): Слова не должны повторяться.
Посмотрите на третье задание в рабочих листах.
Найдите мерку Е. Постройте площадь В, используя данную мерку, по слову «цурюк».
Дети (хором): мы не знаем считалку. Какие слова другие? Вы не сказали нам слова.
- Разве одного слова недостаточно для выполнения задания? Вам точно нужна вся считалка? (да)
Это еще один секрет. Кто скажет, какой?
Дети: нужно знать все слова считалки.
Открываю на доске текст.
Эни бени рики таки
Цук цурюк коляки шмаки. (часть текста еще остается закрытой)
Теперь можете построить площадь Б? (Да)
Начинайте работать от точки. (один ученик у доски)
- Получилось? Проверим. (Проговаривают считалку, отмечая каждую мерку.)
- Если считалку слышишь первый раз, возможно ли, что какие-то слова забудешь, поменяешь местами. (Да, конечно)
- А если слова забудешь, переставишь, возможно правильно построить величину? (Нет)
И это еще один секрет: слова нельзя переставлять и менять местами.
Считалка перед вами. Повторов в ней нет, слова вы видите на доске и не забудете, не переставите.
Измерьте меркой Е площадь П ( площадь дана в рабочих листах и на доске).
Какого слова не хватает в схеме? Один ученик выходит к доске, остальные помечают в листах мерки. Начинают подсчет, проговаривая считалку. Все слова произнесли, а мерки еще остались.
Дети: величина большая, нужны еще слова.
Открываю считалку на доске.
Эни бени рики таки
Цук цурюк коляки шмаки.
Эники беники судо камо
Афель бафель домино. (часть текста еще остается закрытой)
Заканчивают подсчет. Определили, что величина построена по слову «беники».
- Измерьте меркой Е площадь Б ( площадь дана в рабочих листах и на доске).
Какого слова не хватает в схеме? Один ученик выходит к доске, остальные помечают в листах мерки. Начинают подсчет, проговаривая считалку. Все слова произнесли, а мерки еще остались.
Дети: опять не хватает! нужны еще слова.
Открываю считалку на доске.
Эни бени рики таки
Цук цурюк коляки шмаки.
Эники беники судо камо
Афель бафель домино.
Ики брики драма тики. Бац!
Заканчивают подсчет. Определили, что величина построена по слову «бац».
Оцените по волшебным линеечкам это задание. Трудно было измерять величины? Интересно?
На доске объединяю величины П и Б в одну.
- Может быть такая величина? Такая площадь? (Да, конечно)
- Хватит нашей считалки чтобы ее измерить? (Нет. Величина Б построена по слову «бац», оно последнее.)
- Что нужно, чтобы измерить площадь? (Продолжить считалку, добавить слова)
- А еще больше, чем эта, площадь бывает? (конечно)
- И что делать? Дети: добавлять слова.
- Площадь будет увеличиваться с каждым разом. Какая же нужна считалка?
Дети: бесконечная ( смеются)
- Много условий нужно соблюдать, чтобы использовать считалку для измерения величин. Перечислите, какие.
Слова не повторяются
Все слова знаем
Слова не путать, не переставлять
Бесконечная
- Можете такую считалку назвать?
Дети пробуют, но остальные придирчивы. Выясняется, что в каждой предложенной считалке нарушается какое-либо требование.
- А тем не менее такая считалка есть! Хотите узнать? (Конечно, скажите)
- Конечно, скажу, но сначала…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V Работа с учебником (5-7 минут)
- Такие считалки есть. У разных народов они свои. Прослушивание счета на разных языках.
- Такая считалка в Индонезии…
- Такая в Италии, во Франции, в Германии, в Англии ( к этому моменту уже все догадались и английский счет повторяют хором)
- Русскую считалку вы точно знаете! Запись + дети
- И, конечно, вы знаете, что слова в этих считалках записывают, используя особые знаки - цифры.
Откройте учебники. Страница 44, №11
Самостоятельное выполнение задания. Измеряют величину, считая мерки хором:1.2. и т.д. Один ученик передвигает указку по числовому ряду, представленному на доске.
- Запишите результат измерения в окошко. Что запишете? (6)
В учебнике нет волшебных линеечек, мысленно оцените задание.
VI Итог урока (2-3 минуты)
Возьмите рабочие листы. Посмотрите на оценку заданий.
Кому трудно было на уроке? ( Спрашиваю, в каком задании были трудности. Разобрался? Нужна ли помощь?)
Какие задания были интересны?
(Отвечая на вопросы, дети проговаривают основные свойства числового ряда. Кому-то было интересно (или трудно) находить повторяющееся слово, кому-то понравилась бесконечность считалки, кто-то пытался запомнить считалку и не перепутать слова. У учителя нет необходимости спрашивать, чему мы научились сегодня на уроке.)
Урок окончен. Спасибо за работу.
Интернет ресурсы:
http://www.needlewoman.ru/shop/product/rto-r137/
http://dony.ru/book/children/45302-skorogovorki-exal-greka-cherez-reku.html
https://www.free-lance.ru/users/cola-design/viewproj.php?prjid=196007
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глудкина Светлана Викторовна
→ swetysia 24.12.2012 0 4432 537 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.