Разработка урока по русскому языку "Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения" для 3 класса коррекционной школы 8 вида
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Ступкина Татьяна Валентиновна
Учитель начальных классов в ГБСКОУ №613
Урок по русскому языку для 3 класса коррекционной школы 8 вида.
Тема: «Смыслоразличительная и Фонетическая роль ударения»
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
-Здравствуйте, дети!
-Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, ручки, простые карандаши.
2. Проверка домашнего задания.
-Откройте тетради, учебники, проверим домашнее задание. Упр.12 стр.54.
В данном упражнении 2 задания. 1 – Прочитай слова. Что они обозначают? (дети читают в учебнике слова и говорят, что они обозначают:
Пила – инструмент, которым пилят деревья
Ножницы – инструмент, которым режут бумагу, ткань и др.
Циркуль – инструмент, при помощи которого чертят круг
Топор – инструмент, которым рубят
Молоток – инструмент, которым забивают гвозди
Клещи – инструмент, который помогает вытаскивать гвозди из досок
Шило – инструмент, которым протыкают дырочки
Лопата – инструмент, которым копают
Грабли – инструмент, которым сгребают мусор в кучу
Щипцы – инструмент, при помощи которого можно взять что-нибудь мелкое?
- Молодцы! А второе задание упр. – выписать слова в определенном порядке: сначала – с ударением на первом гласном звуке, затем – на втором и потом – на третьем.
- Смотрите в тетради.
-Прочитайте, какие слова с ударением на первом гласном звуке вы выписали (ножницы, циркуль, клещи, шило, грабли). Все согласны?
-Прочитайте, какие слова с ударением на втором гласном звуке вы выписали (пила, топор, лопата, щипцы). Все согласны?
-Прочитайте, какие слова с ударением на третьем слоге вы выписали (молоток). Все согласны? ---Молодцы.
3.Работа по теме урока.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать работать с ударением и узнаем, как при помощи ударения можно изменить слово. Мы познакомимся с «волшебными словами-близнецами».
-Откройте учебники на стр.54 упр.14. Рассмотрим картинки.
-Что изображено слева? (зам`ок). Для чего нужен зам`ок? Прочитайте слово, выделяя ударный гласный.
-Что изображено справа? (з`амок). Кто живет в з`амке? Прочитайте слово, выделяя ударный гласный.
-Давайте сравним написание левого и правого слов по буквам (слова состоят из одинаковых букв).
-Посмотрите, как интересно: слова состоят из одинаковых букв, но обозначают разные предметы! Почему так произошло? Это волшебство? Давайте разберемся!
-Давайте сравним слова по ударению. На какой слог (первый или второй) падает ударение в левом слове? (на второй). Какую выберем схему? (слово состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог).( Приложение 1)
-А на какой слог (первый или второй) падает ударение в правом слове? (на первый). Какую выберем схему? (слово состоит из двух слогов, ударение падает на первый слог).( Приложение 1)
-А вот и ответ на наш вопрос! Слова состоят из одинаковых букв, но обозначают разные предметы потому, что ударение в словах падает на разные слоги!
-Составим с этими словами предложения. Посмотрите на мои картинки. (Приложение 2) Это зам`ок и дверь. На что закрыта дверь?(Дверь закрыта на зам`ок). Запишем это предложение. Поставим ударение в слове зам`ок. На какой слог поставим ударение?(на второй).
-Посмотрите на вторую картинку. (Приложение 3). Это з`амок и стена. Где стоит з`амок?(За стеной стоит з`амок). Запишем это предложение. Поставим ударение в слове з`амок. На какой слог поставим ударение? (на первый).
-Вот мы с вами учимся правильно ставить ударение. А зачем нам это надо? Может нам и не надо этому учиться? Будем ставить ударение как получится, как это делает Незнайка, не думая.
Учитель показывает написанные Незнайкой предложения: «Дверь закрыта на з`амок.» (Приложение 4)
-Ребята, такое бывает? Правильно ли это предложение передает смысл картинки? Исправим ошибку Незнайки.
-Значит, мы не зря учимся правильно ставить ударение! Для чего нам надо правильно ставить ударение? (Ударение помогает нам правильно понять значение слова).
- Давайте поиграем в игру «Измени слово»: я называю слово, а вы изменяете ударение в этом слове так, чтобы оно звучало по-другому и обозначало другой предмет (можно использовать картинки в помощь детям). (Приложение 5).
Гв`оздики – гвозд`ики
`Атлас – атл`ас
Кр`ужки – кружк`и
Стр`елки – стрелк`и
Р`ожки – рожк`и
`Ирис – ир`ис
- Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (гв`оздики).
Учитель записывает слово на доске.
- Что это слово обозначает?
- Для чего нужны гв`оздики?
- Куда падает ударение? На какой слог? (на первый слог)
Учитель ставит ударение в слове.
- А теперь изменим ударение, переставим его на другой слог (на второй).
Какое слово получилось? (гвозд`ики) Учитель показывает картинку.
- Что оно обозначает? (Это цветы).
- Запишем рядом с первым словом. Поставим ударение.
- Следующее слово (показывается картинка). Что изображено? (кружки). И т.д.
-Молодцы.
-Какой важный вывод мы сегодня сделали? Для чего важно правильно определять ударный слог (правильно ставить ударение)?
- От правильной постановки ударения зависит смысл слова, то, что это слово обозначает.
4.Закрепление изученного.
- А теперь поработаем с учебником. Упражнение 16 стр.55.
- Читаем задание №1.
- Читаем пары слов:
Кр`ужки – кружк`и
Ст`оит- сто`ит
С`ело – сел`о
- Давайте вставим наши слова близнецы в данные предложения.
(Первую пару предложений читает учитель и поясняет смысл предложения для лучшего усвоения и закрепления темы).
- 1) «Компот разлили в … .»
- Из чего пьем компот из кр`ужек или кружк`ов? Какое слово из двух выберем?
- Конечно, кр`ужек!
- Запишем предложение и поставим ударение в слове «кр`ужки».
- «Маленькие … вырезаны из картона.»
- Какое слово – близнец выберем? Кружк`и или кр`ужки будем вырезать из картона?
- Конечно, кружк`и!
- Запишем предложение и поставим ударение в слове «кружк`и».
( Первую пару предложений записывает на доске учитель, дальше – дети.)
2) «Ученик … у доски.»
« Вся покупка … восемь рублей».
3) «Солнце уже … .»
«К нам в … приехал цирк.»
- Молодцы!
- Давайте еще раз повторим , зачем нужно правильно ставить ударение?
-Правильно поставленное ударение помогает понять смысл слова, то, что это слово обозначает.
5.Итог урока.
- Давайте подведем итоги.
- Что сегодня на уроке узнали нового? ( Бывают слова-близнецы, состоящие из одинаковых букв, но разные по смыслу и ударению. И очень важно правильно ставить ударение в словах, потому что правильно поставленное ударение помогает понять смысл слова, то, что это слово обозначает).
- Сегодня все работали очень хорошо, особенно … (выставление оценок)
6. Объяснение домашнего задания.
- Дома вы сделаете упр. 17 на стр.56.
- Давайте разберем упражнение.
- Прочитаем задание №1.
- Прочитайте пары слов:
«Стр`елки – стрелк`и
З`амок – зам`ок»
- Прочитаем задание №2.
- Мы только что в классе делали точно такое же задание – вставляли слова-близнецы в предложения.
Учитель читает 1 предложение. («Я переставил … часов.»)
- Какое слово-близнец выберем «стр`елки» или «стрелк`и»? и т.д.
- Вам все понятно?
- У кого есть вопросы?
-Какое правило вы будете вспоминать дома, делая упражнение? ( важно правильно ставить ударение в слове, потому что ударение помогает правильно понять смысл слова).
7. Орг. Момент.
- Урок закончен. Спасибо за хорошую работу! Идите отдыхать на перемену.
Тезисы.
Урок по русскому языку для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме «Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения».
Данный урок в доступной для детей форме дает знания о важности правильной постановки ударения, его смыслоразличительной функции; формирует знания и умения определять ударный слог; учит дифференцировать ударный и безударный слог, ударный и безударный гласный.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ступкина Татьяна Валентиновна
→ татьяна220872 07.02.2013 0 4090 643 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.