Разработка урока по математике "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4" для 4 класса коррекционной школы 8 вида
Приложение 1.
4+4=
4+4+4+4=
4+4+4=
4+4+4+4+4+4=
4+4+4+4+4+3=
4+4+4+4+2+4+4+4+4=
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Ступкина Татьяна Валентиновна
Учитель начальных классов ГБСКОУ № 613 Московского района г. Санкт-Петербург.
Урок по математике в 4 классе коррекционной школы 8 вида.
Тема: « Табличные случаи умножения. Умножение числа 4».
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети!
-Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.
2.Подготовка к новой теме, повторение изученного.
-Что такое умножение?
-Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых?
-Посмотрим, как вы научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.
( Каждому ученику выдается раздаточный материал, где они должны заменить сумму одинаковых слагаемых на примеры с умножением: (Приложение 1)
4+4=
4+4+4+4=
4+4+4=
4+4+4+4+4+4=
4+4+4+4+4+3=
4+4+4+4+2+4+4+4+4=
На доске написаны те же примеры. После 1-2 минут самостоятельного решения, учитель вызывает детей к доске ( по цепочке) для записи решений.
- Обратите внимание на два последних примера.
- Мы можем заменить сложение неодинаковых слагаемых на умножение?
( Нет, одно из слагаемых отличается от других).
- Что можно сделать, чтобы мы могли заменить сложение на умножение?
( Вычеркнуть мешающие слагаемые, т.е.:
4+4+4+4+4+3=4х5
4+4+4+4+2+4+4+4+4+=4х8)
3.Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с таблицей умножения. Мы с вами составим и постараемся выучить таблицу умножения числа 4.
( или : -Как вы думаете таблицу какого числа мы сегодня составим и постараемся выучить ?)
4.Объяснение новой темы.
- Недавно на уроке творчества (труда) мы с вами делали табуретки из картона, палочек и пластилина. Вот они.
( учитель показывает на отдельную парту, на которой стоят сделанные детьми табуреточки ).
- Эти табуреточки помогут нам составить сегодняшнюю таблицу умножения.
- Посмотрите на эту табуреточку.
( Учитель берет одну табуреточку и показывает ее детям.)
- Сколько у этой табуреточки ножек?
- 4.
( Учитель ставит эту табуреточку на другую отдельную парту.)
- Сколько табуреточек на парте?
- 1.
- Посчитаем ножки у одной табуреточки. Четыре ножки у одной табуреточки. Составим пример на умножение. По четыре ножки взяли один раз: 4х1=
- Сколько всего ножек у одной табуреточки?
- 4.
- Значит, какой пример мы составили?
- 4х1=4
( Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).
- А теперь я поставлю еще одну табуреточку.
( Учитель берет еще одну табуреточку и показывает ее детям).
- Сколько ножек у первой табуреточки?
- 4.
- Сколько ножек у второй табуреточки?
- 4.
( Задавая вопросы, учитель показывает детям сначала первую табуреточку, затем вторую.)
- Сколько всего табуреточек на парте?
- 2.
- А сколько ножек у двух табуреточек , у первой и второй вместе?
-Составим пример сначала на сложение, потом на умножение.
- 4+4=4х2=8
-К четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки (4+4), заменим умножением: по четыре ножки взяли два раза (4х2)
(Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).
- Добавлю еще одну табуреточку.
-Сколько ножек у одной табуреточки?
- 4.
-Сколько всего таких табуреточек у меня на парте?
- 3.
- Сколько всего ножек у трех одинаковых табуреточек?
-Составим пример на сложение: 4+4+4
( к четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки и прибавим четыре ножки третьей табуреточки ).
- А теперь заменим умножением (4х3=)
( По четыре ножки взяли три раза).
- Давайте сосчитаем, сколько получилось табуреточек?
- А теперь добавлю еще одну табуреточку.
- Сколько ножек у одной табуреточки?
- 4.
- Сколько у нас таких табуреточек?
- 4.
- Составим пример на сложение. (4+4+4+4=)
( К четырем ножкам одной табуреточки прибавим 4 ножки второй табуреточки, прибавим четыре ножки третьей табуреточки, прибавим 4 ножки четвертой табуреточки).
Под комментарий учителя пример составляет один из учеников на доске.
- А как заменить этот пример на сложение примером на умножение? (4х4=)
- Давайте сосчитаем, сколько получилось ножек у четырех одинаковых табуреточек.
- Добавляю еще одну такую же табуреточку.
- Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
- А сколько у нас одинаковых табуреточек? (5)
- Кто составит пример на сложение?
( Ученик пишет на доске пример и комментирует его:
К 4 ножкам первой табуреточки прибавим 4 ножки второй табуреточки, прибавим 4 ножки третьей табуреточки, прибавим 4 ножки четвертой табуреточки, прибавим 4 ножки пятой табуреточки).
- А теперь составим пример на умножение.
( Тот же ученик на доске заменяет сложение на умножение:
По 4 ножки взяли 5 раз : 4х5 )
Аналогично: 4х6
4х7
4х8
4х9
4х10
- Молодцы!
- Посмотрите, какую мы составили таблицу умножения числа 4.
( Учитель вывешивает на доску отпечатанную таблицу умножения числа 4). (Приложение 2)
-Давайте потренируемся в запоминании таблицы умножения!
1) Учитель называет детям примеры из таблицы, дети (по памяти или с помощью таблицы на доске) называют ответы.
2) Дети друг другу задают примеры из таблицы.
Физминутка.
5.Закрепление новой темы.
1)- А теперь закрепим наши знания и будем работать по учебнику.
- Учебник с.74 № 11 (устно).
Дети по цепочке читают примеры из учебника и находят ответ (самостоятельно или с помощью таблицы умножения).
2) Раздаточный материал №2 (письменно). (Приложение 3)
Учитель раздает детям листочки с заданиями.
- А теперь закрепим знание таблицы умножения письменно.
- Прочитайте задание : « Соедини шарики так, чтобы получить верный пример.»
- Первый пример : 4х8=
- Какой ответ-шарик выберем? 15? 21? 32? И т.д.
3)Игра «Домино» устно на доске. (Приложение 4)
- Поиграем в домино?
( На отдельной парте лежит « числовое домино», на одной половинке которого ответ, на другой – пример. Задача детей – правильно выстроить цепочку из «Числового домино».)
… 4х4 =16..4х2 =8..4х6 =24..4х3 =12..4х8 =32..4х5 =20..4х9 =36..4х7 =28…
( Учитель прикрепляет к доске первую фишку домино: … 4х4
-Пример : 4х4. Каков ответ? (16)
- Иди прикрепи фишку с ответом на доску: =16..4х2
- Следующий пример на этой фишке : 4х2
- Каков ответ? ( 8 )
-Иди найди эту фишку домино: =8..4х6
-Следующий пример в этом домино : 4х6
- Кто найдет ответ? И т.д.
4) Раздаточный материал №3 (Приложение 5)
Учитель раздает детям листки с заданиями.
- Тренируемся в запоминании таблицы письменно.
-Прочитайте задание: « Помоги Деду Морозу пробраться к елке. Решай примеры, находи правильный ответ и двигайся дальше.»
- Взяли ручки. Будем двигаться по стрелкам от «старта».
-Первый пример: 4х2
-Какой выберем ответ : 7 или 8 ?
- Куда нам идти? ( 8 )
- Пришли к следующему примеру : 4х3
-А здесь какой ответ правильный: 11 или 12 ?
-В какую сторону пойдем? ( 12)
- Дальше пример : 4х8
- Пустой кружок! Наша задача заполнить его правильным ответом.
- Какой ответ? ( 32 )
- Идем по стрелке дальше. Следующий пример : 4х5.
- Опять пустой кружок! Заполним и его правильным ответом!
- Каков правильный ответ? ( 20 )
-Идем по стрелке дальше. Новый пример : 4х9
- А здесь целых три дорожки : 36, 28, 26.
-Какой ответ выберем? Куда пойдем дальше? ( 36). И т.д.
6.Проверка усвоения материала.
- А теперь я хочу проверить , как вы постарались запомнить новую таблицу умножения числа 4.
Рабочая тетрадь с.51 №4.
- Читаем задание : « Покажи стрелкой, куда должен приземлиться каждый парашютист (соедини пример с ответом по образцу)
-Первый пример-парашютист : 4х3
- Куда он должен приземлиться? К какому ответу? (12)
- Второй пример-парашютист : 4х7
- Какой ответ? (28)
-Соединяем парашютиста с ответом стрелкой.
- Дальше – самостоятельно!
- Сдаем мне тетради .
7.Заключение.
- Что мы сегодня делали?
-Таблицу умножения какого числа составляли?
-Что такое умножение?
Раздаточный материал № 4. (Приложение 6)
- и теперь (напоследок) составим картину при помощи таблицы умножения числа 4.
( Учитель раздает детям листки с картинкой и ответами на пластилине.)
-Наша задача: дорисовать ( составить ) картину, решив примеры. Вместо примеров, написанных на картинке – прикрепить рисунок-ответ.
- Начнем!
-На дереве пример: 4х6
-Какой ответ? (24 )
-Какой предмет под номером 24? ( гнездо)
-Прикрепим гнездо на дерево.
-Следующий пример под деревом: 4х5.
-Какой ответ? (20)
-Какой предмет под номером 20? (гриб)
-Прикрепим гриб под дерево.
-На лужайке пример : 4х9
-Какой ответ? (36)
-А кто под этим номером? (ежик)
-Прикрепим ежика на лужайку.
-Дальше самостоятельно!.
-Поднимите свои картинки и покажите всем, что у вас получилось.
- В пруду? (рыба)
- В небе? (солнце)
- Над деревьями? (птица)
- На полянке? (цветы)
-У всех получились одинаковые картинки. Молодцы!
8.Итог урока.
- Что нового узнали?
- Какую таблицу старались выучить?
-Что для этого делали?
- А теперь запишите Д.З.:
1)учебник с.75 №19 (у)
2)печатная тетрадь с.50 №2
3)выучить таблицу умножения числа 4.
9.Орг. момент.
- Все работали очень хорошо!
-Особенно хочется отметить…….
-Я поставлю «5»-….., «4»-…., потому, что…….
-Урок окончен.
-Спасибо. Все свободны.
Тезисы.
Разработка урока математики для 4 класса коррекционной школы 8 вида по теме «Табличные случаи умножения. Умножение числа 4».
На примере данного урока по аналогии можно давать всю таблицу умножения. Разнообразие раздаточного материала и игровая форма урока помогает детям лучше усвоить таблицу умножения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ступкина Татьяна Валентиновна
→ татьяна220872 07.02.2013 0 6975 1027 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.