Разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных. Закрепление" для 3 класса коррекционных школ 8 вида
Автор:
Ступкина Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов ГБСКОУ №613.
Тема:
Разработка урока по русскому языку для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме:
«Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. Закрепление изученного по теме.»
Цели урока:
-закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные;
-закрепить умение подбирать проверочные слова ( пользоваться проверочными словами).
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2.Работа по теме урока.
1)Объявление темы урока.
-Сегодня на уроке мы повторим правило написания парных звонких и глухих согласных в словах, потренируемся в правописании этих согласных .
2)Работа по теме урока.
-Но сначала вспомним пары звонких и глухих согласных.
-Назовите пары согласных ( можно пользоваться подсказкой на доске: б-п; д-т ; в-ф; з-с; ж-ш; г-к).
-В паре «б-п» какой согласный звонкий? Какой согласный глухой?
-В паре «д-т» какой согласный звонкий? Какой согласный глухой? И т.д.
-Молодцы.
-Если парные согласные стоят в начале слова, то они звучат так, как им положено: звонкие – звонко, глухие – глухо.
Но стоит звонким согласным переместиться в конец слова ( или в середину слова), как они теряют свою звучность и «глохнут» - слышатся как глухие. Из-за этого при их написании может произойти путаница.
Чтобы написать слово правильно, надо попросить помощи – подобрать проверочное слово. А помочь нам захочет «ласковое слово» (ведь все любят, когда их называют ласково, становятся добрыми: Слава – Славочка, Гена – Геночка, Илья – Илюша, Ваня – Ванюша и т.д.)
Ласковое слово и подскажет нам правильную букву.
3)Работа с карточками.
Проверим это. Возьмите карточки (Приложение 1).
-Соберите целую картинку из двух половинок.
(Карточки у учителя на магнитах для использования на доске и у каждого ребенка на парте).
-Возьмите две половинки картинки, на которой изображена лавка.
(Учитель на доске тоже собирает единую картинку из двух частей. Можно попросить собрать кого-нибудь из детей)
-На одной половине картинки в слове «лавка» пропущена буква. Какая это буква «В» или «Ф»? Как будет правильно «лаВка» или «лаФка»? Посмотрим на вторую половину картинки. На ней наш предмет назван ласково – «лаВочка». Сомнительный согласный слышится четко – «В». Значит, на первой половине нашей картинки надо написать букву …(«В»). Напишите букву «В» на месте пропуска.
-Итак, у нас получилась пара слов: «лавка – лавочка».
-Теперь возьмите две половины картинки, на которой изображена книжка.
(Аналогично собираем на доске).
-На одной половине картинке в слове «кни…ка» пропущена буква. Какая это буква «Ж» или «Ш»? Как будет правильно «книЖка» или «книШка»? Посмотрим на вторую половину картинки. На ней наша книжка названа ласково. Прочитайте как? (книжечка).
(Попросить прочитать слово можно несколько учеников по очереди).
-Какой согласный мы слышим четко «Ж» или «Ш»? (Ж)
-Значит, на первой половине нашей картинки мы напишем букву…? (Ж)
-Напишите букву «Ж» на месте пропуска в первой половине картинки.
-Какая пара слов у нас получилась? (книжка-книжечка.)
-Теперь возьмите две половины картинки, на которой изображена избушка.
(Аналогично собираем на доске).
-На первой половине картинки в слове «избу..ка» пропущена буква. Какая это буква «Ш» или «Ж»? Как будет правильно «избуШка» или «избуЖка»? Посмотрим на вторую половину картинки. На ней слово названо ласково . Прочитайте как? ( избушечка).
-Какой согласный мы слышим четко «Ж» или «Ш»? (Ш).
-Значит, на первой половине нашей картинки мы напишем букву…? (Ш)
-Напишите букву «Ш» на месте пропуска в первой половине картинки.
-Какая пара слов у нас получилась? ( избушка – избушечка).
-давайте еще раз вспомним правило: чтобы проверить сомнительный согласный, надо подобрать проверочное ЛАСКОВОЕ слово ( дети повторяют несколько раз по очереди). Это первый способ проверки.
-Теперь вспомним второй способ проверки. Какое еще слово может быть проверочным?
-Чтобы написать слово с сомнительным согласным правильно, надо попросить помощи у друзей слова, а друзей должно быть МНОГО. Ведь мы с вами знаем, что с трудной задачей легче справиться всем вместе. Один ученик- хорошо, а МНОГО –лучше.
(Слова «ОДИН», «МНОГО» - карточки на доске).
-Надо изменить слово так, чтобы стало МНОГО.
-Возьмите карточки. (Приложение 2).
Задание прежнее – собрать единую картинку из двух частей.
-Возьмите две части картинки, на которой изображен пирог.
(Аналогично собираем на доске под карточками со словами «ОДИН» и «МНОГО»).
-На первой половине картинки в слове «пиро…» пропущена буква. Какая это буква «Г» или «К»? Как будет правильно «пироГ» или «пироК»? Посмотрим на вторую часть картинки? На ней слово во множественном числе ,т.е. МНОГО. Прочитайте это слово. (пироги)
-Какой согласный мы слышим четко «Г» или «К»? (Г)
-Значит, на первой части нашей картинки напишем букву «Г».
-Напишите букву «Г» на месте пропуска в первой части нашей картинки.
-Какая пара слов у нас получилась? (пирог-пироги).
-Возьмите две части картинки, на которой изображены сапоги.
(Аналогично собираем на доске).
-На первой половине картинки в слове «сапо…» пропущена буква. Какая это буква «Г» или «К»? Как будет правильно «сапоГ» или «сапоК»? Посмотрим на вторую часть картинки. На ней слово во множественном числе, т.е. МНОГО. Прочитайте это слово. ( сапоги).
-Какой согласный мы слышим четко «Г» или «К»? (Г)
-Значит, на первой части нашей картинки напишем букву «Г»
-Напишите букву «Г» на месте пропуска в первой части нашей картинки.
-Какая пара слов у нас получилась? ( сапог- сапоги).
Аналогично «ры..ка – рыбы».
-Давайте еще раз вспомним правило: чтобы проверить сомнительный согласный, надо подобрать проверочное слово – сделать этих предметов МНОГО ( дети повторяют поочереди).
3)Работа с прописью – словариком.
А)Задания с рисунками.
-Еще потренируемся подбирать проверочные слова.
-Откройте прописи-словарики на стр.10 (Приложение 3).
-Сначала сделаем задание к рисункам. Прочитаем задание.
-«Соедини рисунки попарно и правильно расставь Ж или Ш.»
-Один « каранда…»
-Обведите рисунок ручкой.
-Какую букву напишем на конце слова? Ж или Ш?
-Найдите рисунок , где карандашей много. Соединим рисунки. Это « карандаШи.»
-Четко слышим на месте пропуска звук… ( Ш ). (Отвечают дети).
-Значит, и в слове «карандаШ» пишем букву «Ш».
-Еще от нас ждет помощи животное «мор…».
-Обведите это животное.
-Какую букву будем писать на месте пропуска? Ж или Ш? Попросим помощи у его друзей. Найдите много моржей. Соедините одного моржа и много этих животных.
-Все они кто? ( морЖи).
-На месте пропуска четко слышим звук… ( «Ж»).
-В слове «морЖи» на месте пропуска написали «Ж», значит и в слове «морЖ» - пишем «Ж».
-Молодцы.
Б)Задания без рисунков.
-А теперь сделаем задание без помощи рисунков.
-Прочитаем задание.
-«Расставь правильно Ж или Ш при помощи проверочных слов. Напиши получившиеся пары».
-Проверочные слова будем искать ласково, добро.
-Первое слово «сере…ки». Это украшение носят мамы в ушах ( учитель может показать на себе).
-Назовем их ласково ( сереЖечки).
-Хорошо слышим на месте пропуска «Ж», значит и напишем букву … («Ж»)
-Рядом на строчке напишите проверочное ласковое слово – «сережечки».
(Учитель пишет пару слов на доске).
-Следующее слово – «поду…ка».
-Назовем ее ласково. Мягкая любимая….. ( подуШечка).
-Четко слышим на месте пропуска «Ш», значит и писать будем букву …(Ш). Вставьте на месте пропуска букву Ш.
-Рядом напишем проверочное ласковое слово….( подушечка).
(Учитель пишет пары слов на доске.)
-Следующее слово – «кру…ка».
-Назовем ее ласково. Моя красивая любимая… ( круЖечка).
-Хорошо слышим на месте пропуска «Ж», значит и писать будем букву… (Ж). Вставьте на месте пропуска букву Ж.
-Рядом напишите проверочное ласковое слово… ( круЖечка).
(Дети пишут самостоятельно).
Аналогично разбираются слова «ромаШка», «корЖ». Проверочные слова дети пишет самостоятельно. Учитель проверяет.
4.Физминутка.
5)Работа с печатной тетрадью и трафаретами. (Приложение 4).
-А теперь выполним задание в печатной тетради. Откройте тетрадь на стр.45. Найдите упр.4
-Прочитайте задание.
-«Цветы будут рады, если ты справишься с заданием. Вставь сомнительные согласные».
-Посмотрите на верхний цветок. Какие согласные здесь «спорят»? ( П_Б).
-Чтобы правильно определить согласный надо подобрать проверочное слово.
-Подобрать проверочное слово и вставить сомнительные согласные нам помогут «трафареты – окошки».
-Возьмите трафареты (Приложение 5).
-В первом окошке находится начало слова, а во втором – конец проверочного слова.
-Ищем в первом окошке начало первого слова «укро…», а во втором окошке подбираем конец проверочного слова.
-Какая концовка подойдет для начала «укро…»? (ПЧИК)
-Какое проверочное слово получилось? (укропчик).
-Значит, какой согласный напишем на месте пропуска у цветочка? («П»).
-Напишите на месте пропуска букву «П».
-Ищем в первом окошке трафарета начало следующего слова «сугро…», а во втором окошке подбираем концовку проверочного слова.
-Какой конец будет у начала слова? (БЫ).
-Какое проверочное слово получилось? ( сугробы).
-Какой согласный выберем и напишем на месте пропуска у цветочка? (Б).
-Напишите на месте пропуска букву «Б».
-Посмотрите на цветок справа. Какие согласные здесь «спорят»? (Д-Т).
-Чтобы правильно определить согласный, надо подобрать проверочное слово.
-Продолжаем подбирать проверочные слова в трафаретах.
-Ищем в первом окошке начало первого слова «бин…», а во втором окошке подбираем конец проверочного слова.
-Какой конец будет у начала этого слова? (ТЫ).
-Какое проверочное слово получилось? (бинты).
-Какой согласный выберем и напишем на месте пропуска? (Т).
-Продолжаем. Ищем в первом окошке трафарета начало следующего слова «заво…», а во втором окошке подбираем конец проверочного слова.
-Какой конец подобрали этому слову? (ДЫ).
-Какое проверочное слово получилось? (заводы).
-Какой согласный выберем и напишем на месте пропуска? (Д).
-Смотрим на третий лепесток. Ищем в первом окошке трафарета начало следующего слова «горо…», а во втором окошке подбираем конец проверочного слова.
-Какой конец подобрали этому слову? (ДА).
-Какое проверочное слово получилось? (города).
-Какой согласный выберем и запишем на месте пропуска? (Д).
-Молодцы.
-Посмотрите на цветок слева. Какие согласные здесь спорят? (З-С).
-Это задание вы сделаете самостоятельно, а потом мы вместе проверим.
-Проверяем.
-Какой согласный выбрали для слова «матро…с» З или С?
-Как написали «матроС» или «матроЗ»?
-Какое проверочное слово подобрали? (матросы).
-Какой согласный выбрали для слова «моро..з» З или С ?
-Как написали «мороЗ» или «мороС»?
-Какое проверочное слово подобрали? ( морозы).
Какой согласный выбрали для слова «арбу..з» З или С ?
-Как написали «арбуЗ» или «арбуС»?
-Какое проверочное слово подобрали? ( арбузы).
-Молодцы.
6) Закрепление.
Печатная тетрадь стр . 46 упр.6. (Приложение 6).
-Откройте печатную тетрадь на стр.46. Найдите упр.6.
-Прочитаем задание.
(Пройди по этой дорожке и понаблюдай. Что тебе встретилось по пути? Что тебе встретилось по пути? Напиши. Подчеркни в словах сомнительные гласные.)
-Возьмите простые карандаши.
-Лишние буквы будем вычеркивать, а получившиеся слова обведем .
-Какие буквы зачеркнем в начале пути? (П,О)
-Какое слово встретили на пути ? Прочитайте. (сугроб).
-Обведите это слово.
-Идем дальше. Какие буквы зачеркнем теперь? (П,З,Е)
-Какое слово встретили на пути? Прочитайте. (дуб).
-Обведите это слово.
-Идем дальше. Какие буквы зачеркнем? (И,Р,В)
-Какое слово встретили на пути? Прочитайте. (пруд).
-Обведите это слово.
-Идем дальше. Какие буквы зачеркнем? (С,М)
-Какое слово встретили на пути? Прочитайте. (берег).
-Обведите это слово.
-Идем дальше. Какие буквы зачеркнем? (Ж,И)
-Какое слово встретили на пути? Прочитайте. (обрыв)
-Обведите это слово.
-Молодцы.
-А теперь самостоятельно выпишите на отдельную строчку слова, которые мы встретили на пути и обвели.
-Подчеркните в этих словах сомнительные согласные.
-Сдайте тетради мне на проверку.
7)Итог урока.
-Какие парные согласные мы повторили? Назовите мне пары.
(Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш)
-Если парные согласные стоят в начале слова, то они звучат и пишутся как им положено: звонкие – звонко, а глухие – глухо. Но стоит звонким согласным переместиться в конец слова или в середину, как они теряют свою звучность.
-Чтобы правильно написать слова с парными согласными, необходимо подбирать проверочные слова.
-Какие способы подбора проверочных слов мы знаем?
-1способ: надо сделать слово ЛАСКОВЫМ.
-2 способ: надо сделать из одного МНОГО.
-Молодцы. Сегодня на уроке очень хорошо работали…… . Они получают пятерки. За хорошую работу на уроке четверки получают……. .
8)Домашнее задание.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание: « в тетради».
-В простой рабочей тетради вклеены слова с пропущенными сомнительными согласными. Ваша задание – подобрать проверочное слово и вставить букву на месте пропуска.
(Слова взяты из печатной тетради стр.46 упр.6: сугроб, дуб, пруд, берег, обрыв.)
9)Организованный конец урока.
-Урок окончен. Отдыхайте.
Приложение 1.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Список литературы:
Захарова Ольга. Пропись – словарик. Пишем и запоминаем звонкие и глухие согласные. ООО «ЮниверсПресс», 2010.
А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Читай,Думай,Пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных ( коррекционных) обр.уч. 8 вида. Москва. «Просвещение», 2008.
А.А.Штец. Рыбка. Правописание парных согласных. Серия «Занимательные карточки». ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2012.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ступкина Татьяна Валентиновна
→ татьяна220872 11.04.2013 0 7792 1168 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.