Урок по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Сезонные изменения в природе"


Рябых Лариса Васильевна


учитель начальных классов


ГБС(К)ОУ «Новооскольская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»


г. Новый Оскол








Конспект урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме «Сезонные изменения в природе. Золотая осень»

для 2 класса







Цели урока:


- уточнить и расширить понятие «золотая осень»; формировать умение составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ, отвечать на вопросы полными предложениями; продолжить работу над развитием скорости и выразительности чтения; способствовать обогащению словарного запаса детей;


- развивать память, мышление через игры и упражнения;


- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы; способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки.


Оборудование урока: (предметные, сюжетные) картинки, разноцветные листья, CD-диск (музыкальная запись со звуками шуршания листьев), карточки со словами и буквами, кассы букв, цветные карандаши.


Ход урока.


I Психологический настрой.


1) Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


2) Посмотрите внимательно на изображение солнца


- Какое солнце вам больше всего нравится? (Весёлое)

- Мне нравится ваш настрой на работу. К этим рисункам мы вернемся в конце урока.


II Разминка.


1)Упражнения для глаз.


- Вытяните руки вперед. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.

-Вправо-влево, вверх- вниз.

-Работа по таблице из разноцветных кружков:

а) Назовите цвет кружков « цепочкой». Внимательно «скользите» глазами по строчке, не пропускайте и не называйте кружок дважды.

б) Назовите цвет кружков 1 ряда – быстро.

в) Назовите цвет кружков 2 ряда – медленно.

г) Назовите цвет кружков 3 ряда – через 1 кружок.


2) Дыхательное упражнение.


Исходное положение: руки перед собой, вдох носом- руки разводим в сторону, медленный выдох- руки сводятся так, чтобы встретились ладони. Повторить 5 раз.


  1. Артикуляционная гимнастика.



« Дудочка»


Мои губы- трубочка-

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.


«Заборчик»


Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы-

Посчитаем наши зубы.


«Качели»


Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись !


«Лошадка»


Я- веселая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь громкий.


  1. Скороговорки.


Игра «Назови скороговорки по картинкам»


- Мед в лесу мед ведь нашел

Мало меду , много пчел.(Тихо- громко)


-Задрожали зайцы,

Увидев волка на лужайке. ( Громко-тихо)


-Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила. ( По рядам)


  1. Чистоговорки.


Но-но-но- на улице холодно.

Ди-ди-ди—часто идут дожди.

Ят-ят-ят- листья желтые летят.

Юг-юг-юг- птицы улетают на юг.

Ло-ло-ло- все одеты тепло.

Ай-ай-ай- быстро отвечай.


-А каком времени года говорится в чистоговорках? (Об осени)


III Сообщение темы урока.


  1. Отгадайте загадку.


Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. ( Осень)


  1. Прочитаем тему урока


ЗОлоТаЯ оСЕнЬ


3)Из букв сами составим тему урока (работа в парах, самопроверка)


-Сегодня мы будем говорить о золотой осени, листопаде, о том, какими красками разукрашивает волшебник - художник природу осенью.

IV Изучение нового материала


  1. Загадки о месяцах.


Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)


Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются лиса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? ( Октябрь)


Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи? (Ноябрь)


  1. Ученики читают стихотворение:


Приходит тихо осень,

Одетая в туман.

Она дожди приносит

Из-за рубежных стран,

И листьев желтый ворох,

И аромат лесной,

И сырость в темных норах.


3) Беседа по картинкам на тему «Осень»


-Осень приходит не вдруг. Она крадется медленно и незаметно, будто старается застать нас врасплох. Посмотрим на картину и вспомним признаки осени, но сначала прочитаем слова-подсказки ( Упражнения с фиксацией зрения на средней линии) .


теп ло

тем ные

хму рое

уле тают

холод ный

разно цветные




- Какое небо? (небо хмурое)

- Какие тучи? (тучи темные)

- Какой дождик идет? (дождик холодный)

- Какие листья на деревьях? (листья разноцветные)

- Что делают птицы? (птицы улетают)

- Что делают животные? (животные готовятся к зиме )

- Что появилось в лесу? (грибы)

- Что делают люди? (убирают урожай)

- Как одеты дети? (дети надеты тепло) Почему? (на улице холодно)


4) Составление рассказа «Золотая осень» (сюжетные картинки на листьях )


5) Теперь закроем глаза и представим себе, что вы идете по аллее (музыкальная запись со звуками шуршания листьев)


-Представьте, что мы наступаем ногами на живой ковер из разноцветных листьев. Пестрый ковер шуршит у нас под ногами и тихо шепчет.


- Но вдруг налетел ветер, качает деревья и листья стали сыпаться разноцветным дождем из листьев.


6) Словарная работа: листопад


-Прочитайте Л_СТ_П_Д .

-Составить предложение .

-Прочитать отрывок из стихотворения М. Ивенсена. Падают, падают листья.


7) Физкультминутка.


Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.


V Первичное закрепление материала


  1. Графический диктант .

Думают листья в осенние дни,

Будто бы птицами стали они. (Летают листики по клеточкам)


  1. Игра «Найди такой же листок»


Лист клена- кленовый ( найди , покажи и разукрась) .

Лист березы- березовый .

Лист дуба-………(дубовый)

Лист рябины-…….(рябиновый)


VI Закрепление пройденного материала


  1. Работа по учебнику стр.25 задание 1.

Рассмотри картинку . Как ты думаешь, какое время года изображено на ней?


Составить вопросы к этой картинке.


« Найди пару»

Золотые руки умная

Золотая голова умелые

Золотая осень желтая


  1. Что лишнее. Игра «Фотограф»


ОСЕНЬ ЗИМА ХОЛОД ВЕСНА (холод)

ДУБ БЕРЕЗА ОСЕНЬ ОСИНА (осень)


  1. Выполнение тестовых заданий: (взаимопроверка)

Подчеркни осенние месяца:

январь, сентябрь, ноябрь, май, октябрь, июнь.


Выбери правильные слова-действия:


опадают

Осенью листья желтеют

Зеленею


Подчеркни, что бывает только осенью:

листопад, птицы вьют гнёзда, сбор урожая

4)Прочитаем примету :


Мно-го я-год на ря-би-не – бу-дет стро-га-я зи-ма.


- Какая будет зима, если на рябине много ягод? (строгая)

- Объясни, что значит выражение «строгая зима»(холодная)

- Как можно сказать по- другому? (Много ягод на рябине- будет холодная зима)


VII Итог урока


Урок подошел к концу, скажите:


-О каком времени года мы говорили на уроке? (об осени)

Что бывает только осенью? ( Сбор урожая, отлет птиц, листопад)


VIII Минутка рефлексии


-Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске)

- Какое солнце вам теперь больше всего нравится? Почему?


IX Домашнее задание


Выучить осеннюю примету и нарисовать веточку рябины.






Источники информации:


1 Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы –М.: Просвещение, 2008г..


2 Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь.


3 Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.


4 Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных ( коррекционных школ 8 вида): Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003.


5 Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 2 класс.- М. : АРКТИ, 2003.





Полный текст материала Урок по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Сезонные изменения в природе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рябых Лариса Васильевна  лариса72
13.06.2013 0 4926 705

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК