Урок русского языка "Написание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу" 3 класс


Цель: закрепление полученных знаний посредствам творчества К.И. Чуковского.
Задачи:
- образовательная: совершенствование умений правильного обозначения гласных после шипящих.
- развивающая: развитие внимания, мышления, памяти, зрительно-слухового восприятия, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитие речи.
- коррекционная: коррекция графо-моторных навыков, пространственной ориентации.
- воспитательная: воспитание аккуратности, прилежания во время работы; воспитание уважительного, бережливого отношения к окружающему миру.


Ход урока:

I Орг. момент.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Лень прогоним мы из класса.
И начнем все заниматься.

Грамоте учиться - всегда пригодится! На каком уроке можно стать грамотеем? (На уроке русского языка, но полученные знания пригодятся и на др. предметах)

У нас урок русского языка. Сегодня мы будем закреплять уже изученную нами тему. Покажем свои знания, силы.

Просмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали хорошей работы на уроке.

II Подготовительный этап. Развитие учебной мотивации.

1) Читает учитель (дети воспринимают на слух)
1.Умывальников начальник и мочалок командир.
2.
Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...
3.
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,

Кренделями, калачами ребятишек угощать.

Вспомните, кто автор этих строк. (Чуковский + портрет писателя + уголок читателя)
- Сегодня у нас урок русского языка будет непростой, он будет связан с творчеством К.И.Чуковского.
- Собрать из разрезной азбуки фамилию писателя. (
Чуковский) + буква Ю
-
Почему не взяли букву Ю?
- Обозначьте орфограммы в этом слове, поставьте ударение (Б.б., чу-щу).

СЛАЙД 2 Недалеко от Москвы, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра и других. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, смеющиеся глаза и удивительно лёгкая походка... Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. По утрам просыпался он очень рано, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде, зимой расчищал дорожки от снега. Поработав, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои произведения.
Какие произведения Чуковского вы знаете?

III Закрепление изученного материала (Основная часть урока)

СЛАЙД 3 1) Постараемся определить тему урока.

На экране строки из стихотворений К.И. Чуковского (строки на экране учитель открывает поочередно). Вам надо прочитать строки, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание. Внимание! Сбоку вы видите подсказку, выполняя задание, вы имеете право ею пользоваться.
(В конце выполнения задания дети выбирают сочетание, подходящее к их строкам и подставляют).

Ученик 1: Мойдодыр (жи-ши)

Да здравствует мыло душ…стое,

И полотенце пуш…стое.

Ученик 2: Федорино горе (ча-ща) ча-ща, чу-щу, жи-ши

Я Федорушку прощ…ю,

Сладким ч…ем угощ…ю.

Ученик 3: Бармалей ( чу-щу)
А Таня и Ваня хохоч…т,

Бегемотово брюхо щекоч…т.

Ученик 4: (с места)
Какие орфограммы мы встречали? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока? (написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу). СЛАЙД 1

2) Приготовились к разминке рук для письма.

Разминка для рук
1.
Флажок, цепочка, очки, стол, стул.
2. Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой… теплый!

3) Чистописание
Открыли тетради.
На ощупь (с закрытыми глазами) – дети определяют по шерховатому образцу букву, называют).
Жж Шш Щщ Чч (учитель пишет на доске, дети записывают в тетрадях).
Характеристика букв (согласные буквы и звуки, шипящие, ж, ш – твердые; ч, щ - мягкие).
Дети с тяжелыми нарушениями моторных навыков, выполняют написание букв по обводке или на тарелке с манкой прописывает элементы букв Ж, Ш, Щ, Ч.

3) Зрительный диктант (диктант по памяти) (дифференцированный + индивидуальный подход) объяснить орфограмму.

Учитель показывает карточки со словами

еж…



ч…йник



щ…ка


дети записывают слова по памяти, вставляя пропущенные буквы.
Задание для ребенка с тяжелым нарушением речи и тугоухостью
III степени: читает слова с заранее выделенной орфограммой, находит соответствующую картинку. Затем учитель показывает только картинку к слову, ребенок вставляет пропущенную букву в рабочую карточку.
еж
и чайник щука (картинки к словам) еж… ч…йник щ…ка
Для ребенка с тяжелыми нарушениями моторных навыков: вставляет пропущенные буквы в слова из разрезной азбуки.

Для ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта, речи, моторных навыков, показывает буквы А, У, И и обводит гласные пальцем по шерховатому образцу с помощью учителя.

ФИЗМИНУТКА + разминка для глаз музыка «Бармалей»

СЛАЙД 4
4) Работа по учебнику (с. 105 упр 20)
читает учитель
Щ..ка, ч...чело, нож…,
Ш…шка, ландыш…, еж…,
Пищ…, ч…йник,
ч…шка, ч…й.
Как напишешь? Отвечай!
Один ученик выполняет задание у доски.

Задание:
1) найдите 1 строку, 2 слово, подчеркните и вставьте пропущенную орфограмму, объясняя ее написание.
2) найдите 2 строку, найдите и подчеркните слово, соответствующее данной по картинке (открыть на доске картинку «шишка»). Вставьте орфограмму, объясните ее написание.
3)
видео фрагмент из мультфильма «Федорино горе»
- почему посуда убежала от Федоры?
- Федора - это пример для подражания? Будем ли мы вести себя как Федора? Надо воспитывать в себе аккуратность, опрятность, и все вокруг себя содержать в чистоте.
- какие предметы убежали от Федоры? (дети перечисляют… )
- в 3 строке найдите слово «чашка», подчеркните, вставляя пропущенную орфограмму, объясните ее написание.

Составим предложение со словом чашка.

(что?)
Чашка (чашка что сделала?) убежала (убежала от кого?) от Федоры.
Дети повторяют предложение (Чашка убежала от Федоры.)
Дети записывают предложение, объясняя встречающиеся им орфограммы.

Дети с тяжелыми нарушениями моторики выполняют задания, соответствующие их способностям, совместно с учителем.

IV Итог урока. Оценивание учащихся.

Рефлексия:

- Какова была тема нашего урока?

- Мы изучили важное правило грамотного письма, которое нужно просто запомнить.
(дети с тяжелыми нарушениями интеллекта и речи показывают карточки с буквами: А, У, И)

В сочетаниях жи — ши (учитель)
Только 
и всегда пиши! (дети)
В сочетаниях ча — ща (учитель)
Пишем только букву 
а.(дети) 
В сочетаниях 
чу — щу(учитель)
Пишем только букву 
у.(дети)

- Что нового узнали? (каким был К.И.Чуковский)
- Кому понравился урок?

- Скажем друг другу спасибо.
- Оценка учащихся.




Полный текст материала Урок русского языка "Написание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу" 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Арапова Наталья Сергеевна  НатальяА07
25.05.2013 0 5599 951

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК