Конспект урока письма и развития речи по теме "Правописание безударных гласных" для 4 класса коррекционной школы


Рябых Лариса Васильевна


учитель начальных классов


ГБС(К)ОУ «Новооскольская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»


г. Новый Оскол








Конспект урока письма и развития речи по теме «Правописание безударных гласных»

для 4 класса















Тема: правописание безударных гласных.


Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных; тренировать в подборе проверочных слов;


- коррекция и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности путем выполнения различных упражнений;


- воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.


Оборудование: индивидуальные карточки, разноцветные кружки, картинки «Лес в разные времена года», сигнальные карточки с безударными гласными, алгоритм написания безударной гласной.


Ход урока


  1. Организационный момент.


Тренинг – настрой.


Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Приветствие.


- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. На уроке необходимо быть внимательными, проявлять смекалку, показывать свои знания и умения и свою активность.


II Артикуляционная гимнастика.


- Ну, а сначала мы сделаем арт. гимнастику.


1. «Часики» - язычок двигается в правый и левый уголки губ. Руки на локтях. Пальчики здороваются со своим большим братом.


2. «Качели» - язычок поднимается к верхним зубам и опускается к нижним губам. Пальчики здороваются со своими братьями на другой руке.


3. «Маляры» - язычком водим, как малярной щеткой, по небу. «Дует ветерок и дерево качается» - пальцы в кулаке. Кулачком делаем вращательные движения, руки прямые на локтях.


4. «Лошадки» - цокаем, щелкаем язычком. «Ручеек» - кисти в замке. Делаем волнообразные движения вверх и вниз.


III Разминка «Да» или «Нет».


- Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».


- Сегодня 24 ноября? (Да)


- Время года зима? (Нет)


-День недели среда? (Нет)


-Сейчас урок письма. (Да)


- На уроке пишем аккуратно. (Да)


IV Чистописание



-Обратите внимание, какая пословица здесь написана.


АКкуРАтноСТЬ чеЛОвека КРАсит


- Какого человека называют аккуратным? (У него вещи в порядке, сам чист, старается писать в тетрадях)


-Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».


-Угадайте гласные буквы, написанные на карточке. (А, о, и, е, я)


-Что это за буквы? «опасные». В этих буквах чаще всего допускаем ошибки.

- Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомненье при письме ( о а е и я ) по образцу в тетрадях.


-Вспомним правило о написании безударных гласных (безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением.).


V Сообщение темы урока



Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной.


VI Словарная работа.


- Соедините слоги так, чтобы получились слова. ( Дети на партах соединяют слоги в слова) индивидуальная работа.


фаб ма ка лет де

рег би бед рев ня

га ри зин о бе


Фабрика, магазин, билет, обед, берег, деревня (комментировано у доски).


- Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.


- Подбор слов к схемам

׳ ׳ ׳ ׳

   



VII Проверка домашнего задания


- Упр. 10 назовите слова на знакомые тебе правила (орешки, рук, враг, друг, спустилась, узнать).


- 2 ученика по карточкам.


Найди лишнее слово:


Лень, лентяй, лента.

Гусь, гусята, гусеница.

Нос, носовой, носильщик.


Поставь ударение в словах и подчеркни из каждого ряда проверочные слова:


Носы- носовой, нос.

Меха- мех, меховой.

Трава- травы, травяной.


Физминутка


Мы, ребята, потрудились,

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем теперь руками:

Наши пальчики устали,

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули,

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.


VIII Повторение пройденного материала


  1. Вспомним алгоритм написания безударной гласной


Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.


- Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)

- Что нужно сделать в первую очередь?

- Что потом?

- Что еще вы сделаете?


1 Прочитай слово


2 Поставить ударение


3 Обозначь безударную гласную


4 Безударную гласную проверяем ударением


5 Изменяем слово так:

Один –много много- один

Плечо-плечи леса-лес

Запомните эти ступеньки, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной.


-Этот алгоритм поможет нам при выполнении упражнения 15.


2 Работа по учебнику стр. 88 упр. 15.


Отгадай, кто это или что это. Игра «Филворд» индивидуальная работа.


кмрепошлиса лиса- лисы

рокспилаеум пила- пилы

колосисвыфл колос-колосья

днросазвнкху роса-росы

нвкузиманецф зима- зиму


3 Зарядка для глаз.


- Долго тянется урок –

Много вы писали.

- Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.


  1. «Горизонт».


1-4 – Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8 – Повторить линию горизонта справа – налево.


  1. «Лодочка».


1-4 – Чертим лодочку (дуга – книзу), глаза повторяют движение.

5-8 – Повторить движение счета 1-4 в другую сторону.


  1. «Радуга».


1-4 – (Дуга кверху).

5-8 - В другую сторону.


  1. «Солнышко».


1-8 – Чертим солнышко.


  1. «Пловец».


1-4 – Правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5-8 – Медленно приблизить кончик пальца к носу.


  1. «Яркое солнышко».


1-8 – Зажмуриться.


Слушаем звуки осеннего леса. Какие звуки вы услышали? (Пение птиц, шум деревьев, шуршание листвы) Звуки чего? (Осеннего леса) Красив лес в разные времена года. Любите природу, и она подарит вам радость. Лес чудесными красками радует глаза, шум деревьев успокаивает нервы, воздух леса очистит дыхание. Но чтобы лес всегда дарил радость, нужно его беречь и знать правила поведения в лесу.


4 Работа по учебнику упр. 17 стр. 88.


- Объясните, как надо вести себя в лесу. (Не трогать в лесу ни травки, ни веточки, не разорять муравьиные дома.)


-Вставь пропущенные безударные гласные. В скобках напиши проверочные слова (выборочное письмо). Работа с сигнальными карточками.


В л-су(лес), ни тр-вы(травы), д-ма(дом), со ст-ны(стены), на З-мле (Земли).


  1. Лес не только дарит радость, но в лесу можно узнать какая будет зима.


Составь предложение: муравьиные, осенью, на, кучи, суровую,

зиму, указывают, Большие (Большие муравьиные кучи осенью указывают на суровую зиму.)


- Письмо по памяти.


IX Домашнее задание


Стр. 90 упр. 21 прочитай сочетания слов. Выпиши сочетания слов к теме «Зима в лесу».


X Итог.


-Какие гласные в корне требуют проверки? (А,о,и.е,я)


- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением.)


-Кто запомнил алгоритм правильного написания безударной гласной ?


1 Прочитай слово


2 Поставить ударение


3 Обозначь безударную гласную


4 Безударную гласную проверяем ударением


5 Изменяем слово так:

Один –много много- один

Плечо-плечи леса-лес

XI Оценка.


-Оцените свою работу на уроке и покажите карточку нужного цвета.


Красный – работал в полную силу, без ошибок.


Зелёный – работал хорошо.


Синий – мог работать лучше, надо постараться у меня ещё есть ошибки.



Источники информации:


1 Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы –М.: Просвещение, 2008г..


2 Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь.


3 Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.



































Полный текст материала Конспект урока письма и развития речи по теме "Правописание безударных гласных" для 4 класса коррекционной школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рябых Лариса Васильевна  лариса72
19.06.2013 0 12122 896

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК