Конспект урока по развитию речи по теме "Зима", 1 класс
Конспект урока по развитию речи для 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида на тему «Зима»
Егорова Виктория Валерьевна, учитель-дефектолог ГБОУ СКОШИ
г. Москвы
Цели урока:
Образовательные:
-учить детей составлять предложения из предложенных слов;
-учить дополнять предложение со значением противопоставления;
-учить согласованию существительных с числительными;
-учить составлять рассказ по опорным картинкам.
Коррекционные:
-развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи;
-развивать логическое мышление;
-развивать словарный запас;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать связную речь.
Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование:
-костюм снеговика;
-разрезные картинки с изображением снеговика;
-картинки с изображением снежинки, ветра, сугроба, солнышка, детей, снеговика, хоровода, снежино
Ход урока
Организация начала урока
Педагог вместе с детьми стоят у входа в класс и прислушиваются к звукам, доносящимся из класса.
-Ребята, как вы думаете, что это может быть?( ветер, вьюга)
Входят и видят в классе много снежинок- на полу, на окнах, на доске, на стенах.
-Ребята, вы правы, у нас наступила настоящая зима- везде снежинки, сильный ветер дует. Настоящая зимняя вьюга!
II. Основная часть
Дыхательное упражнение « Греем ладошки»
-Замёрзли? Давайте согреем наши руки .
Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи
Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции ( радостно, удивлённо, грустно, обиженно, гневно ). Упражнение выполняется детьми сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
-Ах ты зимушка-зима,
Все дороги замела!
Игра «Чего не бывает?»
Дети составляют предложения, в которых говорят о том, чего не бывает зимой:
-Зимой не бывает жары ( листопада, цветов, насекомых т.д. )
Составление сложных предложений со значением противопоставления
Игра «Закончи предложение»
-Зимой бывает снегопад, а осенью….
-Зимой бывает снег, а летом….
-Зимой снег падает, а весной….
-Зимой катаются на санках, а летом….
-Зимой лес спит, а весной….
-Зимой катаются на коньках, а летом….
-Зимой бывает холодно, а летом….
-Зимой деревья белые, а осенью….
-Зимой растут сугробы, а летом растут….
-Зимой лепят снеговика, а летом….
-Зимой насекомые прячутся, а весной….
Развитие мышления, мелкой моторики, словарного запаса
Стук в дверь. Входит снеговик.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице была вьюга. Мы с моими друзьями- снеговиками пошли на прогулку и потерялись. Хочу попросить вас помочь- собрать моих друзей. Без вашей помощи нам не справиться.
Учащиеся индивидуально собирают разрезные картинки с изображением снеговиков.
-Какой у нас получился снеговик? ( снежный, холодный, красивый и т.д. )
Развитие связной речи
Снеговик: - Ребята, спасибо вам большое за помощь. Я так рад, что мои друзья нашлись! А чтобы мы не растаяли, мы пойдём на улицу. Будем ждать вас на прогулке.
-Ребята, я приготовила рассказ про зиму, а метель перепутала в нём все слова. Давайте наведём порядок и расставим слова в предложениях правильно:
-Зима, снежинки, белые, кружатся, красивые. ( Зимой кружатся белые красивые снежинки. )
-Снег, земля, падает. ( Снег падает на землю. )
-Снежные комья, дети, лепят, снеговик. ( Из снежных комьев дети лепят снеговика. )
Физкультминутка
Под музыку выполнение движений, о которых составляли предложения.
Согласование имён существительных и числительных
Игра «Посчитай» ( в кругу )
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем со снежинкой. Вы должны быстро посчитать снежинки, чтобы они не растаяли.
Дети передают по кругу снежинку и считают: одна снежинка, две снежинки и т.д. до 10. Можно посчитать снеговиков, рукавицы, сугробы.
Развитие связной речи, логического мышления
-А сейчас мне снова потребуется ваша помощь. Проказница-вьюга разбросала все картинки и теперь нужно собрать по порядку.
На доске картинки: ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод, сугроб, снежинка.
Учитель начинает предложение, а дети дополняют и выбирают нужную картинку.
-Жила-была красивая маленькая пушистая лёгкая…..(снежинка).
-Она кружилась в воздухе вместе со своими …..(подружками).
-Вдруг налетел сильный …(ветер), и все снежинки упали на землю и превратились в…(сугроб).
-Снежинкам стало скучно, но тут выглянуло….(солнышко).
-Солнышко разбудило ….(детей), и они вышли на улицу….(гулять).
-Дети решили слепить….(снеговика).
-Потом вокруг снеговика стали водить….(хороводы).
-И детям, и снеговику, и снежинкам было очень….(весело), и они….(подружились).
Игра «Похвали подарок»
-А теперь представьте, что снеговик, который приходил к нам, подарил вам каждому подарок к Новому году, тот, о котором вы мечтали: красивую куклу, большую пожарную машину, нарядный рюкзак, красочную книгу и т.д. Похвалите подарок. Постарайтесь передать голосом , что подарок вам очень понравился.
Напр.:-Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!
III. Подведение итогов урока
Литература:
Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков
И. Смирнова. Логопедия в детском саду
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Виктория Валерьевна
→ evvd 24.07.2013 0 10929 1470 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.