Конспект урока по развитию речи по теме "Зима", 1 класс




Конспект урока по развитию речи для 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида на тему «Зима»

Егорова Виктория Валерьевна, учитель-дефектолог ГБОУ СКОШИ

г. Москвы



Цели урока:

Образовательные:

-учить детей составлять предложения из предложенных слов;

-учить дополнять предложение со значением противопоставления;

-учить согласованию существительных с числительными;

-учить составлять рассказ по опорным картинкам.

Коррекционные:

-развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи;

-развивать логическое мышление;

-развивать словарный запас;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать связную речь.



Воспитательные:

-воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование:

-костюм снеговика;

-разрезные картинки с изображением снеговика;

-картинки с изображением снежинки, ветра, сугроба, солнышка, детей, снеговика, хоровода, снежино

Ход урока

  1. Организация начала урока

Педагог вместе с детьми стоят у входа в класс и прислушиваются к звукам, доносящимся из класса.

-Ребята, как вы думаете, что это может быть?( ветер, вьюга)

Входят и видят в классе много снежинок- на полу, на окнах, на доске, на стенах.

-Ребята, вы правы, у нас наступила настоящая зима- везде снежинки, сильный ветер дует. Настоящая зимняя вьюга!



II. Основная часть

  1. Дыхательное упражнение « Греем ладошки»

-Замёрзли? Давайте согреем наши руки .



  1. Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи

Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции ( радостно, удивлённо, грустно, обиженно, гневно ). Упражнение выполняется детьми сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

-Ах ты зимушка-зима,

Все дороги замела!



  1. Игра «Чего не бывает?»

Дети составляют предложения, в которых говорят о том, чего не бывает зимой:

-Зимой не бывает жары ( листопада, цветов, насекомых т.д. )



  1. Составление сложных предложений со значением противопоставления

Игра «Закончи предложение»

-Зимой бывает снегопад, а осенью….

-Зимой бывает снег, а летом….

-Зимой снег падает, а весной….

-Зимой катаются на санках, а летом….

-Зимой лес спит, а весной….

-Зимой катаются на коньках, а летом….

-Зимой бывает холодно, а летом….

-Зимой деревья белые, а осенью….

-Зимой растут сугробы, а летом растут….

-Зимой лепят снеговика, а летом….

-Зимой насекомые прячутся, а весной….



  1. Развитие мышления, мелкой моторики, словарного запаса

Стук в дверь. Входит снеговик.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице была вьюга. Мы с моими друзьями- снеговиками пошли на прогулку и потерялись. Хочу попросить вас помочь- собрать моих друзей. Без вашей помощи нам не справиться.

Учащиеся индивидуально собирают разрезные картинки с изображением снеговиков.

-Какой у нас получился снеговик? ( снежный, холодный, красивый и т.д. )



  1. Развитие связной речи

Снеговик: - Ребята, спасибо вам большое за помощь. Я так рад, что мои друзья нашлись! А чтобы мы не растаяли, мы пойдём на улицу. Будем ждать вас на прогулке.

-Ребята, я приготовила рассказ про зиму, а метель перепутала в нём все слова. Давайте наведём порядок и расставим слова в предложениях правильно:

-Зима, снежинки, белые, кружатся, красивые. ( Зимой кружатся белые красивые снежинки. )

-Снег, земля, падает. ( Снег падает на землю. )

-Снежные комья, дети, лепят, снеговик. ( Из снежных комьев дети лепят снеговика. )



  1. Физкультминутка

Под музыку выполнение движений, о которых составляли предложения.



  1. Согласование имён существительных и числительных

Игра «Посчитай» ( в кругу )

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем со снежинкой. Вы должны быстро посчитать снежинки, чтобы они не растаяли.

Дети передают по кругу снежинку и считают: одна снежинка, две снежинки и т.д. до 10. Можно посчитать снеговиков, рукавицы, сугробы.



  1. Развитие связной речи, логического мышления

-А сейчас мне снова потребуется ваша помощь. Проказница-вьюга разбросала все картинки и теперь нужно собрать по порядку.

На доске картинки: ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод, сугроб, снежинка.

Учитель начинает предложение, а дети дополняют и выбирают нужную картинку.

-Жила-была красивая маленькая пушистая лёгкая…..(снежинка).

-Она кружилась в воздухе вместе со своими …..(подружками).

-Вдруг налетел сильный …(ветер), и все снежинки упали на землю и превратились в…(сугроб).

-Снежинкам стало скучно, но тут выглянуло….(солнышко).

-Солнышко разбудило ….(детей), и они вышли на улицу….(гулять).

-Дети решили слепить….(снеговика).

-Потом вокруг снеговика стали водить….(хороводы).

-И детям, и снеговику, и снежинкам было очень….(весело), и они….(подружились).



  1. Игра «Похвали подарок»

-А теперь представьте, что снеговик, который приходил к нам, подарил вам каждому подарок к Новому году, тот, о котором вы мечтали: красивую куклу, большую пожарную машину, нарядный рюкзак, красочную книгу и т.д. Похвалите подарок. Постарайтесь передать голосом , что подарок вам очень понравился.

Напр.:-Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!



III. Подведение итогов урока































Литература:

  1. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков

  2. И. Смирнова. Логопедия в детском саду






Полный текст материала Конспект урока по развитию речи по теме "Зима", 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Виктория Валерьевна  evvd
24.07.2013 0 10929 1470

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК