Разработка урока чтения «Звук и буква Х. Выделение звука [Х] и знакомство с буквой Хх», 1 класс


государственное казённое образовательное учреждение

Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида п. Орловского















Конспект урока чтения и развития речи

В 1 классе

















Выполнила: Пиденко Ольга Владимировна,

учитель младших классов ,

высшая категория









Тема: « Звук и буква Х. Выделение звука [Х] и знакомство с буквой Хх»

Цель: Формирование первоначальных навыков чтения.

Задачи:

Образовательные:

--- познакомить обучающихся со звуком [Х] и графическим образом буквы Хх;

--- учить выделять звук [Х] в начале слова , соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова;

Коррекционно- развивающие:

--- корригировать фонематический слух и зрительное восприятие;

--- активизировать мышцы губ и языка;

--- развивать устную речь, , произвольное внимание;

Воспитательные:

--- воспитывать интерес к чтению, дисциплинированность.

Оборудование: индивидуальные зеркала, два домика с синей и красной крышей, буквы, слоговые таблицы, предметные картинки.

Тип урока: Сообщение новых знаний.































Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. ОРГ. МОМЕНТ





Мы друг к другу повернулись,

Мы друг другу улыбнулись,

Звонко прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.


2.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

« Весёлый язычок»

Жил язычок в своём домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калиточку,

Посмотрел наверх ,светит ли солнышко,

Потом посмотрел вниз, нет ли на земле луж.

Понравилось язычку на улице и захотел он погулять.

Устал язычок и решил поесть .чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка.

Наелся язычок, а губки испачкал. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю губу.

Сделал всё язычок и решил поиграть. На качелях покатался.

Потом пересел на лошадку.

Погулял наш язычок и зашёл в дом.


Чистоговорки

са-са-са- в лесу бегает лиса

со-со-со- у Вовы колесо

су-су-су- было холодно в лесу




Язычок высовывается из открытого рта

Кончик языка поднимается вверх

Кончик языка опускается вниз

Кончик языка поворачивается вправо, влево


Языком производят лакательные движения

Облизывание кончиком языка верхней и нижней губы

Движения языком вверх- вниз

3.ПОВТОРЕНИЕ

Игра « Рассели буквы»

( На доске два домика: с синей и красной крышей. Ниже изученные буквы: А, О, У, М, С)

-- Обратите внимание на доску.

Буквы рассыпались, вам надо вернуть их к себе в домики.

---Как называются буквы, которые живут в домике с красной крышей?

-- Как называются буквы, которые живут в домике с синей крышей?

Слоговая таблица

( У каждого ученика на парте слоговые таблицы)

АМ УМ ОМ

МА МУ МО

АС ОС УС
СА СО СУ






Дети выходят к доске и под домиками помещают соответствующую букву


Гласные



Согласные




Дети читают вслух. (хоровое чтение)

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО ЗВУКА.


















































































5.ИЗУЧЕНИЕ БУКВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДАННОМУ ЗВУКУ.










































6. ФИЗМИНУТКА














7. УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ С НОВОЙ БУКВОЙ








8.РАБОТА С БУКВАРЁМ






ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА

Сегодня на уроке мы поселим в один из домиков нового жильца. А вот какого вы должны отгадать.

-- послушайте внимательно скороговорку и определите, какой звук встречается чаще других.

Хохлаты хохотушки

Хохотом хохотали:

«Ха-ха-ха-ха-ха!»

-- Правильно! Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, в которых есть звук [Х] и с буквой, которая обозначает этот звук.

--- Посмотрите в зеркало и ещё раз произнесите этот звук.

--- Скажите, при произношении звук свободно проходит или встречает препятствия?

--- Вспомните, какой это звук?

-- В какой домик мы его поселим?

-- Обратите внимание на доску и отберите только те предметы

которые начинаются со звука Х









.

Игра « Хлопочки»

-- Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [Х]

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты,

Хитрец

Холодною порой

Храпит в хоромах под землёй.



-- Звук [Х] можно записать буквой.

( показ буквы)

-- Рассмотрите внимательно букву и скажите , на что она похожа?






-- А мне она напоминает открытые ножницы ( показ)

Х на ножницы похожа

Но в работе, а не лёжа

Хочешь шьёшь,

Хочешь сам себя стрижёшь.

-- Из каких элементов состоит эта буква?

1. Давайте сложим букву из палочек.

2. А теперь оставим след от этой буквы на песке.

3.Раскрашивание и штриховка буквы

-- Встали! Попробуем стоя изобразить изученную букву

Руки выше, ноги шире

Этой букве всё по силе


Ухо

Муха

И уха


Вот так буква: ха-ха-ха!


-- К наше новой букве пришли в гости её соседки : гласные буквы. Давайте их подружим и посмотрим , Что из этого получиться.

АХ ОХ УХ



-- Откройте буквари и найдите там изученную букву.

-- Найдите новую букву.

-- В каком она квадрате?

Почему?

Рядом новые слоги. Давайте их прочтём.

-- Ребята, обратите внимание на иллюстрации, которые расположены слева на странице.

- Здесь новые слоги выступают в роли озвучивание разных ситуаций .Давайте внимательно рассмотрим картинки и озвучим их, прочтя надписи.

-- А теперь давайте встанем и проиграем каждую ситуацию.

--Сели. Нашли каждый на своей странице флажок и поставили палец на первый слог.

1.Чтение слогов учителем

2. Чтение слогов по цепочке









Дети внимательно слушают




звук [Х]







Каждый ученик смотрит в зеркало и произносит звук


Встречает препятствие

Согласный.

В синий.






Отбирают картинки: ( хурма, хлебница, хлеб, хомяк, хорёк)










































На хоккеиста с клюшкой

















Из палочек


Складывают букву из палочек, рисуют на песке


Раскрашивают в синий цвет и штрихуют.



Дети в позе силача: ноги на ширине плеч, ноги подняты, согнуты в локтях)

Трогают ухо

Машут руками

Изображают, как пробуют уху

Берутся за животы







Чтение слогов







В синем


Согласная







Дети работают по картинкам



Проигрывают ситуации под руководством учителя.

9.. ИТОГ

-Давайте произнесём ещё раз звук, с которым познакомились на уроке.

- Найдите среди букв , ту букву. Которая обозначает звук [Х]

А О П З Х О Р Х А Н Х

Д Н Х В Е Ж Х А У И Х

-- Встали!

--Понравился вам урок?

--Какая работа вам понравилась?

Эмоциональная оценка работы детей.








Дети зачёркивают нужную букву

10. ДОМ. ЗАДАНИЕ

Карточки




Раскрасить предметы, которые начинаются со звука Х

Букварь ( стр. 32)































Список использованной литературы:

  • Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс. Л.Рудченко.-Волгоград: Учитель,2007

  • Речевые игры с детьми.В.И.Селиверстов. М.:ВЛАДОС,1994 г.

  • Физкультминутки.Вып.2 С.А.Левина,С.И.Тукачева.-Волгоград:Учитель,2009.

  • Демонстрационный материал




Полный текст материала Разработка урока чтения «Звук и буква Х. Выделение звука [Х] и знакомство с буквой Хх», 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пиденко Ольга Владимировна  Арина-5
28.01.2014 1 9572 1233

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК