Программа "Петербурговедение"
Актуальность программы состоит в том, что история Санкт-Петербурга богата и многогранна, имеет свой особенный стиль культуры, духовности, отличающийся от культуры других городов России и Европы. Успешное ознакомление детей детского центра с Петербургом во многом зависит от понимания ими его роли истории русской культуры, которая станет основой духовного развития личности воспитанников.
Петербург, как носитель культуры, обладает определенными психологическими и эстетическими качествами, которые отражаются в архитектуре, произведениях искусства и культурном уровне горожан, которые требуют целенаправленного постепенного изучения и возможности интериоризации полученных знаний воспитанниками.
Город является особой формой социальной жизни, которая требует определенного уровня адаптации, социализации и навыков поведения различных возрастных групп. Одна из глобальных проблем современных жителей города - отсутствие интереса и стремления к познанию исторического прошлого и настоящего Петербурга, а также явное снижение уровня эстетического восприятия окружающей красоты.
Следствием вышесказанного является актуальность и необходимость приобщения юных петербуржцев к постижению своеобразия и уникальности Петербурга и одним из красивейших и величественнейших городов мира, и носителем особого типа культуры на протяжении последних трех столетий.
Представленная образовательная программа предназначена для работы с детьми школьного возраста с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии и направлена на развитие культурологических основ юных петербуржцев с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии. Система ознакомления детей с историей и культурой города создает основы для развития адаптационных основ детей и подростков в окружающем мире мегаполиса. Владение основами безопасного поведения в мегаполисе облегчит «выход в большой мир», будет способствовать развитию и совершенствованию навыков самостоятельной жизни.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития воспитанников, их уровня знаний, умений и навыков. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Цель программы:
- способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость для него при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми;
- развивать, формировать и совершенствовать этико-культурологическую, эстетико-эмоциональную сферу и интеллектуальных возможностей и способностей детей школьного возраста через ознакомление с историческим прошлым и настоящим Санкт-Петербурга;
- воспитывать социальные навыки жизни в мегаполисе, способствуя успешной социальной адаптации в дальнейшей жизни.
Задачи программы
- Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, представив каждому ребенку возможность открыть «новое» в знакомом городском окружении.
- Сформировать представления о ценности объектов городской среды для воспитанников и других людей.
3. Обогатить имеющийся опыт ребенка знаниями:
- об уникальности и неповторимости природного и культурного наследия города (на примере важнейших памятников природы, достопримечательностей Петербурга, места проживания детей);
- о неповторимости ансамблей исторического центра города.
- Способствовать формированию коммуникативных компетенций детей с проблемами в развитии, воспитывать развитие личностного потенциала и адаптационных основ поведения жизни в мегаполисе.
Основные принципы построения программы
Большая часть материала носит практико-ориентированный деятельностный характер в изучении. Программа составлена учетом функционирования детского центра и представляет три модуля в изучении (каждый модуль изучается на протяжении 3 лет) и является основой для целостного осознания воспитанниками учреждения своего места и роли в дальнейшем его развитии. В программе уделяется внимание созданию социального проекта, который активизирует личностный потенциал и творческую направленность воспитательного процесса в детском центре. Активность воспитанников в овладении образовательной программой поможет воспитанникам совершенствовать способы саморегуляции во взаимодействиях, искусством вхождения в контакты, дальнейшей успешной социализацией, различными тактиками общения со сверстниками.
Категория обучаемых:
Воспитанники детского центра (1 модуль 102 часа для детей 7-8 лет, 8-9 лет; 10-11 лет, по 36 часов для каждого года)
Практическая значимость программы состоит:
- в формировании социально-личностных и общекулътурных компетенций детей с особенностями развития;
- в формировании личностных качеств воспитанников, расширяющих социальный и культурный контекст в образовании, через реализацию коммуникативной компетентности воспитанника;
- в оценке возможностей эффективного влияния городской среды на развитие каждого воспитанника с точки зрения ее социального механизма;
- в самостоятельных исследовательских действиях, в эффективных формах взаимодействия с городской средой, осознании влияния человеческого потенциала в процессе его развития;
- в способах конструирования продуктивного общения в воспитательной среде;
- в применении передовых инновационных технологий в воспитании
Образовательные ценности программы
Программа носит междисциплинарный характер и позволяет обучать и развивать воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Ожидаемые результаты.
По результатам изучения программы воспитанники детского центра приобретут познавательный интерес, который выразится в проявлении желания выполнять творческие задания, умении и навыкам в решении практических задач: умении отвечать на поставленные вопросы, ориентировке в городе по упрощенной схеме; ориентировке в районе их проживания; станут более информированными в узнавании по изображению достопримечательностей города, умении слушать рассказы воспитателей и, фиксируя услышанное, в рисунке или словесно, приобретут навыки толерантного поведения со сверстниками в совместных экскурсиях, выполнении социальных проектов.
Освоение воспитанниками программы обеспечит:
- коррекцию коммуникативных компетенций - умение комментировать текст, выделять опорные слова в тексте, умение составлять простой план, умение устно описывать объект, используя памятку;
- способность извлекать необходимую информацию из рассказа воспитателя, прочитанного самостоятельно текста, рассказа экскурсовода и др.
- способность эмоционального деятельностного отклика на познавательное задание
Методическая разработка включает в себя следующие разделы:
Описание используемых технологий
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются:
- технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- технология активных форм и методов обучения (деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, практикумы, экскурсии);
- технология учебного проектирования (метод проектов);
- компьютерные технологии
Воспитательно-образовательные эффекты программы:
- формирование знаний о городе, истории Санкт-Петербурга, достопримечательностях Санкт-Петербурга;
- развитие познавательного интереса к истории города, воспитания чувства гордости, бережного отношения к культурному наследию города;
- развитие художественного восприятия исторических памятников и произведений искусства;
- формирование знаний о правилах поведения на улице, в транспорте;
- знакомство с дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора и регулировщика;
- развитие навыков безопасного поведения на улице во время пешеходных прогулок и поездок в транспорте
Формы и методы работы:
- беседы и экскурсии
- занятия;
- конкурсы и викторины;
- развивающие игры;
- микроисследования;
- социальные проекты;
- творческие выставки (рисунки, аппликация, поделки, предметы творчества воспитанников);
- Театрализация
Применяемые методы диагностики:
- Педагогическое наблюдение;
- Собеседование;
- Анкетирование
- Тестирование
- Решение элементарных творческих задач
Показатели эффективности программы
- формирование основ коммуникативного поведения со взрослыми и сверстниками на занятиях и в повседневной жизни в условиях мегаполиса;
- повышение уровня самостоятельности и социальной адаптации;
- увеличение у детей объема знаний по истории города;
- формирование новых представлений и понятий о Санкт-Петербурге;
- расширение активного и пассивного словарного запаса, кругозора;
- формирование навыков ориентации в окружающем пространстве
Требования к результатам изучения программы
Виды универсальных учебных действий, используемые в программе:
- личностные - нравственно-этическая ориентация;
- регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция
- познавательные - общеучебные, логические учебные действия (работа с информацией);
- коммуникативные - планирование сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли
В результате данного курса воспитанник детского дома обретет следующие компетенции
Личностные:
- любознательность;
- расширение интересов, активность в познании мира;
- индивидуально-ответственное поведение;
- способность к организации собственной деятельности;
- бережливость
Социальные:
- освоение ребенком интеграции в сообщество сверстников;
- расширение опыта отношений ребенка с миром,
- специально организованное обучение, способствующее принятию ценности истории и культуры города
Коммуникативные:
- доброжелательность, умение слушать и слышать партнера, воспитателя;
- уважение к своему и чужому мнению;
- готовность самостоятельно выражать мысли и делиться с ними со сверстниками в процессе взаимодействия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Петербурговедение»
3 года
Родной город
Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость для него при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми;
- Категория обучаемых: 7-8 лет, 8-9 лет,9-10 лет
- Срок обучения: 108 часов,1 час в неделю
- Режим занятий: 1 час в неделю в течение 3 лет
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна
→ SAHAR195904 06.07.2015 0 7162 527 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.