Программа театрального кружка для детей с ОВЗ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано. Принято на педагогическом совете
Зам.директора по ВР ________ И.А. Логинова Протокол №
«____» ________ 2019 г. «____» ________ 2019 г.
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
«Лицедеи»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 7-16 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год
Автор: педагог-организатор
МКОУ «Сузунская ОШ-И»
Толкачева Людмила Владимировна
Сузун 2019 год
Оглавление
-
Пояснительная записка
-
Содержание программы.
-
Планируемые результаты
-
Учебно-тематический план
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-
Список литературы
Пояснительная записка
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.
Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Направленность программы
Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «общекультурное».
Новизна программы
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность
Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа рассчитана для школьников 7 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Цель программы.
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.
Задачи:
1.Социализация:
-
развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
-
активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
-
развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
-
воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
2. Эмоционально - личностная сфера:
-
коррекция страхов;
-
овладение навыками внутреннего раскрепощения;
-
развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
-
развитие воображения;
-
развитие драматургического мышления.
3.Технические навыки:
-
формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
-
обучение владению навыками правильного дыхания;
-
обучение владению навыками верной артикуляции;
-
обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»
-
Оперативные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Международная Конвенция "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 года
-
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
-
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
-
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»
-
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» ( с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)
Содержание программы
Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.
1 раздел.
«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.
Задачи.
Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2 раздел.
«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи
-
Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
-
Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.
3 раздел.
«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Задачи
-
Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.
-
Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
-
Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
-
Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.
4 раздел.
«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Рздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.
Задачи
-
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..
-
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
-
Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий.
-
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.
Форма проведения работы
Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.
Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.
Принципы проведения занятий:
-
Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
-
Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
-
Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
-
Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.
3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
4. Оценивать результаты собственной деятельности.
5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные:
1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативные:
1.Владеть диалоговой формой речи.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Форма подведения итогов:
Праздничные мероприятия, театральные постановки.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
дата |
||
1 |
Театральная игра. Вводное занятие |
1ч |
|
||
2 |
Театральная игра" Веселые артисты"
|
1ч |
|
||
3 |
Формы сценической деятельности.
|
1ч |
|
||
4 |
Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. |
1ч |
|
||
5-6 |
Ритмопластика массовых сцен и образов. |
2ч |
|
||
7 |
Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. |
1ч |
|
||
8-9 |
Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум. |
2 ч |
|
||
10-11 |
Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. |
2 ч |
|
||
12-13 |
Вокал. Основы вокального исполнения. |
2ч |
|
||
14-15 |
Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.
|
2ч |
|
||
16 |
Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".
|
1ч |
|
||
17-18 |
Прочтение сценария презентации театрального кружка. Обсуждение сценария. Распределение ролей . |
2 ч |
|
||
19-21 |
Чтение по ролям. Работа над дикцией.
|
3ч |
|
||
22-26 |
Репетиционная деятельность.
|
5 ч |
|
||
27-29 |
Оформление зала, сцены, подбор костюмов.
|
3 ч |
|
||
30 |
Генеральная репетиция.
|
1 ч |
|
||
31-32 |
Презентация театрального кружка для родителей и детей школы.
|
2 ч |
|
||
33 |
Прочтение сценария сказки "Новогоднее чудо". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.
|
1 ч |
|
||
34-35 |
Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
|
2 ч |
|
||
36-40 |
Репетиционная деятельность.
|
5 ч |
|
||
41-42 |
Подбор костюмов, реквизита.
|
2 ч |
|
||
43 |
Генеральная репетиция.
|
1 ч |
|
||
44-45 |
Премьера спектакля.
|
2 ч |
|
||
46-47 |
Экскурсия в районный Дом культуры. Просмотр спектакля.
|
2 ч
|
|
||
48-49 |
Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.
|
2 ч |
|
||
50-51 |
Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
|
2ч |
|
||
52-54 |
Репетиционная деятельность.
|
3ч |
|
||
55-56 |
Подбор костюмов, реквизита.
|
2ч |
|
||
57-58 |
Премьера спектакля. |
2ч |
|
||
59-60 |
Ритмопластика массовых сцен и образов. |
2 ч |
|
||
61-62 |
Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. |
2 ч |
|
||
63-65 |
Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. |
3 ч |
|
||
66-67 |
Занятие "Театральный костюм" |
2 ч |
|
||
68-69 |
Практическое занятие "Костюм любимого героя". |
2ч |
|
||
70-72 |
Театрализация, репетиционная деятельность по теме "Рождество".
|
3ч |
|
||
73-74 |
Театрализация, репетиционная деятельность по теме " Старый Новый год"
|
2ч |
|
||
75-76 |
Ритмопластика массовых сцен и образов. Практическое занятие. |
2ч |
|
||
77-78 |
Ролевые игры. Импровизация. |
2ч |
|
||
79-81 |
Сказка - спектакль "Мамочка" Разработка сценария сказки.
|
3ч |
|
||
82-84 |
Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки. |
3 ч |
|
||
85-88 |
Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
|
4ч |
|
||
89-93 |
Репетиционная деятельность.
|
5 ч |
|
||
94-96 |
Подбор костюмов, реквизита.
|
3ч |
|
||
97-99 |
Оформление зала, сцены.
|
3 ч |
|
||
100-101 |
Генеральная репетиция.
|
2 ч |
|
||
102-103 |
Премьера сказки. |
2ч |
|
||
104 |
Игровое занятие "Пантомима" |
1ч |
|
||
105-106 |
Практическое занятие "Зоопарк." |
2ч |
|
||
107-108 |
Театральный конкурс "Театральная весна" |
2ч |
|
||
109-113 |
Сказка - спектакль "Теремок"
|
5ч |
|
||
114-115 |
Ролевые игры. Практическое занятие. |
2ч |
|
||
116-118 |
Разработка сценария сказки "Золотая рыбка", по мотивам сказок А.С. Пушкина
|
3ч |
|
||
119-120 |
Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.
|
2 ч |
|
||
121-122 |
Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
|
2 ч |
|
||
123-127 |
Репетиционная деятельность.
|
5 ч |
|
||
128-130 |
Подбор костюмов, реквизита.
|
3ч |
|
||
131-132 |
Оформление зала, сцены.
|
2 ч |
|
||
133 |
Генеральная репетиция.
|
1 ч |
|
||
134 |
Премьера спектакля. |
1ч |
|
||
135-136 |
Итоговое занятие. Наши результаты, достижения.
|
2 ч |
|
||
|
Итого |
136ч
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методический комплекс
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
2. Материально-техническое оснащение
Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев. |
Телевизор |
Доступ в сеть интернет |
Видеомагнитофон |
Мультимедийный проектор |
Компьютер |
Принтер струйный цветной |
Фотокамера цифровая |
Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей. |
Список используемой литературы
-
Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» / М.: «Обруч», 2014
-
Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в детском саду: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015
-
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
-
Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
-
Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
-
Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968
-
Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»
-
Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
-
Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Толкачева Людмила Владимировна
→ tolka7399 18.10.2019 0 14104 935 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.