Программа кружковой работы "Раз ладошка, два ладошка"



 


 


 

Программы кружковой работы

«Раз ладошка, два ладошка»

на 2019-2020 уч. год

Искра А.В.


 


 


 


 


 


 


 

1. Пояснительная записка

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Искусство и другие виды детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

Цель: изучение особенностей и возможностей развития активизация творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы.

Задачи коррекционной программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- развитие мелкой моторики.


 

Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребенку само выражаться, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность. Творческая активность ребенка складывается из его познавательных способностей.

2. Характеристика кружковой работы

Детям с умственной отсталостью непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорной сферой ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

На занятиях по рисованию в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни.

Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.

Содержание, методика проведения и организация кружковых занятий должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.

3. Описание места кружковой работы в учебном плане.

Кружок «Раз ладошка, два ладошка» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 38 часа в год, 1 занятие в неделю, 38 учебные недели.

4. Личностные и предметные результаты освоения кружковой работы

- понимание обращенной речи;

- адекватно реагировать на прикосновение;

- адекватно реагировать на прикосновение с водой, краской;

- рисование ладошками;

- слушание сказки;

5. Содержание кружковой работы

Понимание обращенной речи

- чтение сказок, стихотворений;

- рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий по теме;

- адекватно реагировать на прикосновения педагога;

- научить ребенка адекватно реагировать на прикосновение с водой и красками;

- научить ребенка рисовать ладошками различные картинки по теме занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план кружка «Раз ладошка, два ладошка» на 2019-2020 гг.

Дата проведения

Тема занятия, вид деятельности

Содержание занятия

Материал

Сентябрь

 

Вводная беседа «С чего начинается рисование».

(сказка про краски)

Прочитать сказку про краски.

Краски, кисточки, гуашь, баночка для воды

 

«Мой любимый дождик»

(рисование пальчиками)

1. Прочитать стихотворение об осени.

2. Показать картинки на тему «Разноцветная осень».

3. Показать образец рисунка.

4. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек.

5. Выставка детских работ, выполненных с помощью логопеда.

Краски, кисточки, баночки для воды

 

««Весёлые мухоморы»»

(рисование пальчиками)

1. Показать картинки с изображением мухомора.

2. Показать выполненный образец.

3. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность шляпки гриба мухомора, вырезанного из бумаги.

4. Выставка детских работ, выполненных с помощью логопеда.

Образец рисунка, краски, кисточки, баночка для воды, листы бумаги

 

«Рябинка»

(рисование пальчиками)

1. Прочитать стихотворение о рябине.

2. Показать картинки с изображением рябины.

3. Показать образец рисунка.

4. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками).

5. Выставка детских работ, выполненных вместе с логопедом.

Листы бумаги, гуашь, баночка для воды.

 

Октябрь

 

«Падают, падают листья»

(рисование пальчиками)

 

1. Прочитать стихотворение про осень.

2. Показать картинки с изображением осени.

3. Показать образец рисунка.

4. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками".

5. Выставка детских работ, выполненных вместе с логопедом.

краски, баночка для воды.

 

«Гусеничка»

(рисование ладошками)

1. Показать картинки с изображением гусениц.

2. Показать образец рисунка.

3. Научить ребенка рисовать ладошками гусеницу

4. Выставка детских работ, выполненных с помощью логопеда.

Листы бумаги, гуашь разных цветов, баночки для воды.

 

«Маленькие птички»

(рисование ладошками)

1. Прочитать сказку про Воробья.

2. Показать картинки с изображением разных птиц.

3. Показать образец рисунка.

4. Научить ребенка рисовать ладошками птиц.

5. Выставка работ, выполненных с помощью логопеда.

Листы бумаги, гуашь, баночки для воды

 

«Бабочка – красавица»

(рисование ладошками)

1. Показать картинки с изображением бабочек.

2. Показать образец рисунка.

3. Научить ребенка рисовать ножками бабочек.

4. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

5. Выставка детских работ, выполненных вместе с логопедом.

Лист с изображением туловища бабочки, гуашь, баночки для воды.

 

 

Ноябрь

 

«Белые лебеди»

(рисование ладошками)

1. Продемонстрировать рисунок с лебедями, нарисованными ладошками.

2. Научить детей рисовать ладошками.

3. Выставка работ, выполненных при помощи логопеда.

Альбомные листы голубого цвета; краски, баночки-непроливайки, салфетки.

 

«Золотая рыбка»

(рисование ладошками)

1. Прочитать сказку про золотую рыбку.

2. Показать картинки с изображением рыбки.

3. Показать образец рисунка.

4. Научить ребенка рисовать ладошками рыбку.

5. Выставка детских работ, выполненных вместе с логопедом.

Листы бумаги для рисования, гуашь, баночки для воды, влажные салфетки для рук.

 

«Совушка»

(рисование ладошками)

1. Показать картинки с изображением совы.

2. Показать образец рисунка.

3. Научить ребенка рисовать ладошками сову.

4. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

5. Выставка детских работ, выполненных вместе с логопедом.

Листы бумаги для рисования с нарисованными заготовками веток дерева, гуашь, баночки для воды.

 

«Ежики»

(рисование ладошками)

1. Показать картинки с изображением ежика.

2. Показать образец рисунка.

3. Научить ребенка рисовать ладошками ежика.

4. Выставка детских работ, выполненных вместе с логопедом.

Листы бумаги с заготовками, гуашь, салфетки, баночки для воды.

 

 

 

Декабрь

 

«Первый снег»

(рисование пальчиками)

1. Прочитать сказку о первом снеге. Показать рисунки с первым снегом, обсудить их с детьми.

2. Научиться изображать снежок с помощью рисования пальчиками.

3. Выставка детских работ, выполненных с логопедом.

Лист бумаги тонированный синим и серым цветом, белая гуашь, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки.

 

«Пингвинята»

(рисование ладошками)

1. Рассказать детям о пингвиненке Лоло.

2. Показать картинки с их изображением.

3. Научить рисовать пингвина ладошками.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Гуашь, баночки – непроливайки, салфетки.

 

«Снеговик-почтавик»

(рисование ладошками)

1. Послушать сказку про Снеговика.

2. Показать изображения снеговика.

3. Научить детей рисовать ладошками снеговика.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Листы бумаги формата А 4 (по количеству детей), гуашь, баночки для воды.

 

«Маленькая ёлочка»

(рисование ладошками)

1. Разговор о Новом годе, о том, чем украшают елочку.

2. Показать изображение елочки.

3. Научить детей рисовать ладошками ёлочку.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Альбомные листы бумаги для рисования, гуашь разных цветов; влажные тряпочки, салфетки.

 

 

 

Январь

 

«Замок для принцессы»

(рисование ножками)

1. Послушать сказку «Принцесса на горошине»

2. Показать изображения замка.

3. Научить детей рисовать ладошками замка.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Гуашь, листы для рисования, баночки для воды.

 

«Чудесные животные»

(рисование ладошками)

1. Рассказать детям о разных животных.

2. Показать изображения животных.

3. Научить детей рисовать ладошками разных животных.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Гуашь, рисунок-образец, баночки с водой, салфетки.

 

«У жираф пятна, пятна»

(рисование ладошками и пальчиками)

1. Рассказать детям о жирафе.

2. Показать картинки с изображением жирафа.

3. Научить детей рисовать ладошками жирафа и пальчиками пятна.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Листы бумаги, гуашь, баночка для воды.

 

«Деревья в снегу»

(рисование ладошками)

1. Рассказать детям о зиме.

2. Показать картинки с изображением зимней природы.

3. Научить детей рисовать ладошками деревьев.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Образец рисунка, гуашь, баночки с водой, салфетки.

 

Февраль

 

«Милый котик»

(рисование ладошками)

1. Прочитать сказку «Кто сказал: Мяу»

2. Показать картинки с изображением кота.

3. Научить детей рисовать ладошками кота.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Гуашь разных цветов; кисточки, непроливайки.

 

«Собачка»

(рисование ладошками)

1. Прочитать стихотворение про Барбоса.

2. Показать картинки с собак.

3. Научить детей рисовать ладошками собаки.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Листы бумаги с заготовками, гуашь, баночки с водой, салфетки.

 

«Снегири»

(рисование ладошками)

1. Прочитать стихотворение про снегирей

2. Показать картинки с изображением снегиря.

3. Научить детей рисовать ладошками снегиря.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Лист картона формата А4 голубого или синего цветов; гуашь, непроливайки, салфетки.

 

«Гроздь винограда»

(рисование ладошками и пальчиками)

1. Показать картинки с изображением винограда.

2. Показать образец рисунка.

3. Научить детей рисовать ладошками листву винограда, а пальчиками – ягодки.

4. Выставка детских работ, выполненная с логопедом.

Готовый рисунок-образец, гуашь, баночки для воды, салфетки.

 

 

 

Март

 

«Букет для мамы» (рисование ладошками)

1. Беседа с детьми о маме. Разговор о празднике, посвященном всем женщинам. Разговор о том, какой бы букет дети подарили своей маме.

2. Воспитывать у детей нежное отношение к маме. .

3. Учить рисовать цветы.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Листы бумаги с заготовками, гуашь, баночки для воды.

 

«Весёлая капель»

(рисование пальчиками)

1. Беседа «Весёлая капель».

2. Рассмотреть рисунки с изображением капели.

3. Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Листы бумаги для рисования; гуашь, баночки с водой, салфетки.

 

«Подснежник»

(рисование ладошками)

1. Беседа о первых цветах после зимы.

2. Рассмотреть рисунки с изображением подснежника.

3. Продолжать учить детей рисовать ладошками.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Листы бумаги для рисования; гуашь, баночки с водой, салфетки.

 

«Зеленая лягушка»

(рисование ладошками)

1. Сказка «Лягушка – путешественница».

2. Показать картинки с изображением лягушки.

3. Научить детей рисовать ножками кораблик.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Образец, выполненной логопедом работы, листы бумаги, гуашь, баночки для воды.

 

 

Апрель

 

«Курочка»

(рисование ладошками)

1. Прослушать сказку «Курочка Ряба»

2. Продолжать учить детей рисовать ладошками.

3. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Влажные салфетки, баночки с водой, краски, кисти.

 

«Звёздное небо»

(рисование пальчиками)

1. Иллюстрация звёздного неба.

2. Беседа о небе ночью. Поговорить с детьми о звёздах.

3. Научить детей рисовать звездное небо пальчиками.

4. Выставка работ детей, выполненных с логопедом.

Рисунки-заготовки, краски, баночки с водой, листы бумаги, эскизы звёздного неба.

 

«Божьи коровки на листочке»

(рисование пальчиками)

1. Рисунки с изображением божьей коровки. Рассмотреть её, какого она цвета, какой рисунок у неё на крылышках.

2. Закреплять умение рисовать пальчиками и ножками.

3. Выставка работ, которые выполнялись вместе с логопедом.

Гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки.

 

«Распрекрасный павлин»

(рисование ладошками)

1. Показать и рассказать детям о павлине.

2. Показать образец готового рисунка.

3. Научить детей рисовать павлина ладошками.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Альбомные листы бумаги для рисования, гуашь, кисточки, непроливайки, салфетки.

 

Май

 

«Ласточки»

(рисование ладошками)

1. Показать детям ласточек, рассказать о том какие они бывают, что едят, где живут.

2. Показать рисунки ласточек, выполненные логопедом.

3. Научить детей рисовать ладошками.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

Лист бумаги, акварель, кисточки, баночки с водой.

 

«Семья слонов»

(рисование ладошками)

1. Показать детям слонов, рассказать о том какие они бывают, что едят, где живут.

2. Показать рисунки слонов, выполненные логопедом.

3. Научить детей рисовать ладошками слонов.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

гуашь, кисточки, непроливайки, салфетки.

 

«Цветочек»

(рисование ладошками)

1. Послушать сказку про цветик-семицветик. 2. Показать рисунки обезьян, выполненные логопедом.

3. Научить детей рисовать ладошками цветочек.

4. Выставка работ, выполненных с логопедом.

 

 

 

Листы для рисования, гуашь, кисточка, баночки для воды.

 

«Солнышко лучистое» (рисование ладошками)

Коллективная работа

Ватман, гуашь разных цветов, баночки для воды, салфетки.


 


 


Полный текст материала Программа кружковой работы "Раз ладошка, два ладошка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Искра Анастасия Викторовна  Публикатор
15.01.2020 0 175 50

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0