Курсовой проект «Изучение уровня ученического коллектива»


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра воспитательных систем

 

 








Курсовой проект

Тема: «Изучение уровня ученического коллектива»






Слушатель курсов

«Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения в системе воспитания» 

Ф.И.О. Самсонова Татьяна Тимофеевна

Школа МБОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №2»













2011г

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-5

Раскрытие смысла понятия - коллектив, ученический коллектив…стр.5-7

Процесс развития детского коллектива……………………………….стр.7-19


Пути формирования ученического коллектива……………………..стр.19-29

а) Знакомство с необходимой документацией.

б) Преемственность между дошкольной и школьной ступенями.

в) Подготовительная работа по подготовке будущих первоклассников.

г) Работа с родителями


Диагностики изучения детского коллектива……………………….стр. 29-40

  • Понятие  о диагностике.

  • Предмет и методы диагностики

  • Организация диагностики, оформление и использование результатов

  • Типы диагностики

Работа школьного психолога совместно с классным руководителем………………………………………………………стр.40-43

Заключительная часть………………………………………………стр. 43-45

Используемая литература………………………………………… стр.46






Введение

Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Что необходимо знать учителю об особенностях младшего школьника? Воспитательная работа строится на учете возрастных психологических особенностей детей этого периода, в частности – ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контакт с социальной жизнью, но незнающего ее законов.

На протяжении 26 лет я работаю учителем начальных классов. Каждый раз, набирая первый класс, мне необходимо выявить уровень подготовленности учащихся и степень развитости данного коллектива. Изучение детей и коллектива провожу не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями.

Знание возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся помогает мне в выборе оптимальных форм и содержания воспитательной деятельности с коллективом и отдельными учащимися.
Моей задачей обучения младшего школьника в начальной школе является - формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни.

Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…

Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика. Динамические характеристики коллектива рассматривались Е.Н. Каменской, А.А. Деркача, А.Н. Сухова, Т.А. Ивановой и В.В. Ивановым. Количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, конформность, ценностно-ориентационное единство, референтность, нашли описание в исследованиях В.С. Агеева, М.И. Еникеева, С.А. Богрецова, Я.Л. Коломинского, В.М. Козубовского, В.А. Семиченко, Н.Н. Обозова и других. Особенности развития ученических коллективов раскрыты в трудах Е.Н. Каменской, В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, Н.И. Шевандрина, И.Н. Фридмана. Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Проблему изучения уровня развития ученического коллектива считаю всегда актуальной.

Цель:

  • изучение уровня развития ученического коллектива

  • отношение учащихся в коллективе

Задачи:
1. Изучение литературы по проблеме формирований коллектива подростков.
2. Рассмотреть особенности развития коллектива современных подростков.
3. Проследить за особенностями формирования отношений и предпочтений в классных коллективах школьников.

  1. Раскрытие сути диагностических исследований по изучению уровня развития ученического коллектива

« Лучше зажечь звезду, чем всю жизнь проклинать темноту»

Ф. Абрамов


Раскрытие смыла понятия – коллектив.


Раскроем сначала смысл понятия коллектива в целом. Для этого обратимся к энциклопедической литературе. «Коллектив¹» (от лат. соllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения».
В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,— все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.

Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для школьников.
Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.

Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае — сплочению учащихся.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Процесс развития детского коллектива


Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А. С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук — философии, научного коммунизма, этики, психологии и педагогики.
В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.).
Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А. С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.
На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе.
На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.
Путь от категоричного требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии советского детского коллектива.

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу (класс, кружок, пионерское звено, комсомольскую группу и т. п. объединения) в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.
На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения.
Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы, пионерской и комсомольской организациям, к обществу в целом. У детей начинает формироваться сознание коллектива как ячейки общества. В этих условиях отрицательные влияния микросреды, будучи воспринятыми через призму коллективного сознания, вызывают критическое отношение учащихся относительно мещанских взглядов, обывательских настроений и прочих дурных влияний. Вместе с тем все хорошее, что приходит от внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.
На этом этапе основная цель педагогов — в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него группы становятся носителями коллективных ценностей.
На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.
Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая детский коллектив, организуя его жизнедеятельность, педагог одновременно регулирует возникающие в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления им со стороны воспитателей будет различным.
Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов могут и не совпадать. Так, в развитом, сплоченном коллективе школы, проявляющем заботу о воспитании каждого из своих членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального сплочения. В то же время и в неорганизованном, несплоченном коллективе может быть первичный коллектив, обладающий ^признаками высокого развития. В таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии, достигая более высокого его уровня.
Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями отдельных его членов, между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей с различными ценностными ориентациями.
Возникновение противоречий имеет различные причины. Одни возникают в связи с развитием коллектива (перспективы сменяют одна другую, формальная и неформальная структуры развиваются неравномерно, дети, развиваясь, ищут новые основания для самоутверждения в коллективе, коллектив по мере развития предъявляет все более высокие требования к своим членам); другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм отношений, содержания деятельности и т. д.; третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей (либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе или авторитарный — в сложившемся коллективе; неправильная оценка состояния коллектива, статуса отдельных его членов и т. д.).
Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости ученического коллектива и педагогического мастерства учителей.
Движение коллектива и развитие личности — взаимообусловленные процессы. А. С. Макаренко показал их диалектику через аспект чувства радости: завтрашняя радость, писал он, есть стимул человеческой жизни. Но эту радость необходимо организовать, осуществить ее как реальность, перевести более простые проявления радости в более сложные, обладающие социальной ценностью, переходящие от простейшего удовлетворения до глубочайшего чувства долга. Сущность методической воспитательной работы в этом процессе заключается в организации новых перспектив, их корректировке с учетом конкретных условий, в разработке системы перспективных линий, программы жизнедеятельности.
А. С. Макаренко организовывал систему перспективных линий как путь движения коллектива, добиваясь гармонического сочетания личных устремлений с общественными, постоянно обогащая общественные цели деятельности воспитанников, обеспечивая рост личности, ее богатство, силу и красоту.
Творческое применение системы перспективных линий требует учета уровня развития, на котором находится коллектив, степени согласованности действий членов коллектива, опыта каждого в тех или иных видах деятельности.
В развивающемся коллективе возникают формы взаимодействия, способы сотрудничества, ритуалы, которые закрепляются в соответствующих отношениях.
Важнейшая черта, отличающая традицию в период ее становления, в том, что она заключает в себе основные устремления коллектива, отношения, которые в нем сложились.
Смысловое содержание, привлекательность и эмоциональность — необходимые условия превращения той или иной формы деятельности в традиционную. Традиции складываются своеобразно в условиях школы, воспитательных учреждений типа интерната, детского дома, в пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах.
Некоторые традиции охватывают одновременно всех школьников страны: традиционное проведение в школах уроков мужества, участие во Всесоюзном ленинском субботнике. Традиционны праздники первого и последнего звонка и т. д.
Имеет свои традиции каждая школа, каждый сплоченный коллектив, независимо от того, первичный он или временный.
При всем многообразии традиций суть их в том, что они выражают отношение членов коллектива к своей организации (школе, классу, пионерскому отряду, кружку), заботу о ней, чувство ответственности, а также стремление к сплоченности всех участников объединения. Появление традиций выражает становление определенных отношений в коллективе и свидетельствует об определенном этапе в его формировании.
Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения в советской школе, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках, практических и лабораторных занятиях, в учебных мастерских) приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы по 3—5 человек и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы.
Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.
Включение учащихся в общественно полезный труд в учебных мастерских, на производстве, в различных трудовых объединениях в период летних каникул позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов трудящихся: высокому уровню их политической сознательности, дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т. д.
За время обучения в школе у всех учащихся накапливается опыт взаимодействия в трудовой деятельности, но этот опыт нередко весьма упрощенный, ассоциируемый с объемом заданий, превышающим силы одиночки. В производственной же деятельности разделение функции в коллективе основано на специальной подготовке, уровне образованности, мастерстве, развитых производственных навыках. Это — деятельность высокой коллективной организации, и приобщение к ней в самых разнообразных формах (через профессиональное обучение, выполнение частичных заданий, включение в соревнование и т. д.) помогает школьникам осваивать новую систему отношений коллективного сотрудничества.
Укрепление связей ученических коллективов с коллективами производственными является одним из важнейших путей развития и укрепления ученических коллективов. Общественно полезная работа в условиях шефских связей с производственными коллективами позволяет учащимся проявить свои способности в организаторской, хозяйственной, общественно-политической деятельности. В процессе организаторской деятельности молодые люди выходят за пределы своих первичных коллективов и имеют возможность проверить свои силы и способности в самой разнообразной социально значимой деятельности.
В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Интересы школьников, особенно в старших классах, в сфере досуга нередко складываются стихийно, и немногие умеют организовывать досуг как плодотворную творческую деятельность. Вот почему влияние коллектива на организацию вокальных ансамблей, коллективов художественной самодеятельности, драматических студий, праздников искусства, тематических вечеров, кружковой и клубной деятельности становится необходимым. Совместное проведение досуга приобщает молодых людей к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.
Наиболее исследованными в детском коллективе являются межличностные связи и отношения, основанные на деловом сотрудничестве, объединяющие учащихся как членов одной социально-психологической общности, и отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, заинтересованности, дружбе.
Отношения, складывающиеся в детских объединениях, могут иметь гуманистический, нейтральный или асоциальный характер. Для сложившегося сплоченного коллектива типичен гуманистический характер отношений. Гуманистическая направленность отношений (и деловых, и избирательных — дружеских) организуется через систему связей между детьми и соответствующую организацию их деятельности.
Это могут быть связи соотнесения, когда сопоставляются успехи разных коллективов в тех или иных видах деятельности, что позволяет членам каждого первичного коллектива осознать свою целостность и характер принадлежности к общешкольному коллективу.
Другие связи носят характер сотрудничества, кооперации, когда несколько первичных коллективов вступают в непосредственные контакты при реализации общей практической задачи.
Третьи — связи шефства, когда коллектив, достигший высоких результатов в решении тех или иных практических задач, взаимодействуя с другим коллективом, передает ему свой опыт, оказывает помощь и поддержку.
Многообразные деловые отношения способствуют установлению разветвленной системы связей, охватывающих всех учащихся школы.
Психологические исследования проблем личности и коллектива, осуществленные под руководством профессора А. В. Петровского, позволили выявить психологическую сущность межличностных отношений, влияющих на развитие групповой активности в коллективе. Было установлено, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру.
Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.
Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.
Третий слой (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений, обуславливая развитие групповой активности, ее социально ценную направленность. Диалектическая взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности, а также между ними образует сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.
А. С. Макаренко рассматривал в качестве основного принципа, на котором строятся отношения в коллективе, принцип ответственной зависимости. На основе этого принципа функционируют органы коллектива, его уполномоченные, складывается неформальное отношение. Подчинение и умение подчиняться заключают в себе сложный комплекс социальных мотивов. С учетом этого обстоятельства А. С. Макаренко шел к сложному принципу зависимостей и подчинений в коллективе. Этот принцип пронизывал все стороны жизни воспитанников: на производстве, в классе, школе, сводном отряде и т. п.
Гуманистическая направленность принципа ответственной зависимости проявлялась в той внутренней системе связей между воспитанниками, которую столь тщательно отрабатывал А. С. Макаренко, устанавливая непосредственную зависимость между ответственностью за деятельность коллектива, привычкой к этой ответственности и ответственностью во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизни. Ответственность рассматривалась им как долг человека перед собой по отношению к обществу.
Отношения ответственной зависимости в процессе роста и развития коллектива в опыте А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского обеспечивали усвоение учащимися из широкой социальной среды общественных ценностей и прогрессивных тенденций, что влияло на успешность социальной адаптации каждого из воспитанников в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями.
В опыте А. С. Макаренко активная позиция личности в коллективе была обусловлена характером связей, как с товарищами, так и со взрослыми — учителями и другими сотрудниками. Эти связи устанавливались в процессе производительного труда при освоении новой по тому времени техники и постепенно, по мере укрепления и стабилизации, переносились в другие сферы жизни и деятельности коллектива: в учебную, труд по самообслуживанию, сферу досуга.
Активная позиция личности в коллективе в значительной степени определяется позицией воспитателя. Своеобразие опыта коллективной жизни коммуны (А. С. Макаренко) и общеобразовательной школы (В. А. Сухомлинский) заключалось в том, что воспитанники и воспитатели представляли собой единое объединение. Взаимодействие, основанное на взаимной зависимости, проявляющееся в характере требований и ответственности, предполагало изменение позиции не только учащихся, но и их наставников. Все действия взрослых по отношению к воспитанникам имели гласность, что усиливало взаимную согласованность действий и меру социальной активности как воспитателей, так и воспитанников.
Активная позиция личности в коллективе обуславливается высоким уровнем самосознания, развитым самоконтролем и самооценкой. Результаты работы А. С. Макаренко показали, что коллектив достигал наиболее высоких результатов в перевоспитании своих членов в условиях, когда каждый воспитанник должен был согласовывать свои личные желания и стремления с устремлениями всего коллектива в целом, ибо каждый по отношению к другому был связан взаимными обязательствами, долгом, честью. Это была система устойчивых нравственных образований, позволяющих рассматривать активную позицию как устойчивое свойство личности. При такой постановке воспитания личность объективно занимала новую действенную позицию — субъекта воспитательного воздействия. Каждый относительно другого выступал лицом заинтересованным, и каждый постоянно соотносил свои действия с интересами коллектива.
Буржуазные идеологи, психологи, социологи выступают против каких бы то ни было революционных социальных преобразований, утверждая, что практическая деятельность людей должна быть направлена на совершенствование социальной среды через урегулирование человеческих отношений в малых группах.
Согласно представлениям ряда западных ученых (Э. Мэйо, Дж. Морено, Г. Кули, Дж. Хоманс и др.) — сторонников социометрии, микросоциологии, непсихоаналитиков и др., малая группа есть основная клетка общества и должна быть рекомендована для воспитания как средство «психологической защиты» и «психотерапии» во всех сферах социальной жизни.
Придавая определяющее значение функции малых групп, они сводят все социальные отношения людей к межличностным, отождествляя природу общественных отношений с желаниями, стремлениями, волей руководителей малых групп. Фетишизация малых групп уводит общество от решения больших социальных проблем к микрогрупповым, частым, индивидуальным.
По утверждению американского психолога Т. Шибутани, буржуазные исследователи ежедневно открывают новые факты, но у них нет общей теории, способной научно их объяснить.
Такой единой теорией может быть только научная теория коллектива и коллективизма


Пути формирования ученического коллектива.

а) Вступительная часть

Как известно, основным средством воздействия на личность уча­щегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.

Цели изучения классного коллектива многоплановы: определение статуса каждого старшеклассника в системе межличностных отношений в классном коллективе; выявление уровня развития классного коллектива и стиль его жизнедеятельности; определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных его членов; нали­чие опыта совместной деятельности и др.

При систематическом диагностировании классного коллектива каж­дый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях старших подростков: возрастает степень его сплоченности, организован­ности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществ­ления в нем разнообразной деятельности.

Следует отметить, что нельзя изучать личность учащегося в отрыве от изучения классного коллектива. Изучая классный коллектив, мы одно­временно в определенной степени изучаем и отдельные личности, входя­щие в данное объединение, воспитываем подростков и формируем у них психологические предпосылки к самовоспитанию.

На основе материалов, полученных в ходе диагностирования, со­ставляется психолого-педагогическая характеристика классного коллек­тива, которая должна постоянно дополняться, уточняться и использовать­ся в деятельности классного руководителя и воспитателя.

С чего же начинает работу классный руководитель, набирая группу детей или продолжая работу уже в сформированном коллективе?

б) Знакомство с необходимой документацией.

Каждый педагог, набирая первый класс, или продолжая воспитательный процесс, начатый в классе, самым серьёзным образом старается изучить, прежде всего, имеющую документацию, которая позволит дать представление о классе, в котором придётся работать.

Если педагог начальной школы формирует класс, то необходимо познакомиться с результатом тех материалов, которые представляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребёнке сложилось у воспитателя, каково было его положение в детской группе, активно или пассивно он участвовал в занятиях группы, каково было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чём сумел проявить себя уже в детском саду.

Можно провести и опросник, который учитель предлагает воспитателям детских садов. Это позволит сделать приход первоклассника в школу менее тревожным и волнующим. В опроснике могут быть следующие вопросы:

  • Какие традиции вы формировали в коллективе?

  • Какие ритуалы были в группе традиционными?

  • На какие особенности общения необходимо обратить внимание?

  • Какие события вызывали радость коллектива?

  • Какие события в детском коллективе вызывали огорчение?

  • Какое участие в жизни детей принимали их родители?

  • Кто из них был наиболее активен, кто из родителей игнорировал участие в жизни коллектива своего ребёнка?

  • Насколько талантливы дети группы? Кто из них более всего выделяется своей талантливостью?

  • Кто из ребят переживает неблагоприятную семейную ситуацию?

  • Кого из ребят группы можно считать на данный момент проблемным и почему?

По просьбе родителей, в своей работе я использовала и собеседование с детьми. Была всегда доброжелательна, приветлива, улыбчива. Занятия всегда проводила в своём классе, в который должны прийти потом будущие первоклассники. Мои четвероклассники мне в этом помогали. В назначенный час, наряжались в костюмы сказочных героев и встречали ребят. Собеседование помогало мне получить сведения не только о возможных учебных умениях будущего ученика, не только о готовности к школьному обучению, но и об интересах ребёнка, его увлечениях.

в) Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального звена.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя нашей школы внимательно знакомятся с формами и методами работы в дошкольном учреждении, чтобы помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условия. Учителя, вместе со своим учениками, посещают занятия в подготовительной группе.

Школьники с удовольствием делятся своими знаниями и умениями с малышами. А сколько впечатлений остаётся у детей от посещения детского сада! Непосредственно, не на словах, а на самом деле происходит воспитание у ребят чуткости, доброты, отзывчивости по отношению к младшим товарищам. В гости к ребятам начального звена приходят и малыши. Детей средней группы мы приглашали на праздник «Мы школьниками стали», «Путешествие в город вежливости» и т.д.






Таким образом, семена творчества, засеянные в детском саду, дают всходы в начальной школе. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности. Ответственности, произвольности самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между садом и школой являются:

  • Развитие любознательности;

  • Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

  • Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

  • Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

г) В целях успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьной жизни в нашей школе создана подготовительная группа для детей 5-6 лет. С 2007 года, начиная с сентября месяца, проходят занятия будущих первоклассников. Которые позволяют учителю познакомиться с детьми, определить уровень подготовленности учащихся.













Эти занятия помогают детям пройти безболезненно адаптационный период в школе. Учитель уже видит, кто на что способен. На подготовительных занятиях частыми гостями становятся у малышей сказочные герои. Работа ведётся по трём направлениям: математика, обучение грамоте, развитие творческих способностей.

Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие ребёнка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

В ходе обучения грамоте происходит развитие фонематического слуха, обучение первоначальному слоговому чтению, активации словаря и речи в целом, обеспечение общего развития детей и воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Цель курса – развитие творческих способностей детей – не копировать школьную программу начального обучения, а подготовить ребёнка – дошкольника к её успешному восприятию, развивать у него словесно – логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира.

Дети, которые оканчивают подготовительные курсы, легче адаптируются в 1 классе. Они более активны на уроках, быстрее воспринимают учебный материал. Проведённая учителями психологическая диагностика свидетельствует об их высоком уровне адаптации и мотивации к обучению.

д). Работа с родителями.

Следующим фактором, позволяющим определить уровень развития детского коллектива, является работа с родителями, которая строится в несколько этапов, задолго до приёма детей в школу.

1-й этап – конец февраля – начало марта. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в школу.

Цель: дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс. Данное собрание проводит директор школы совместно с учителями будущих первых классов.

2-й этап – март. Проведение занятий с родителями.

Цель: принятие каждым родителем основных принципов работы учебного заведения. Детям будет легче учиться, если родители понимают и принимают воспитательные принципы школы, когда они становятся единомышленниками педагогического коллектива. Родители должны чётко себе представлять, куда они собираются отдавать своего ребёнка, особенно это важно в системах развивающего обучения. Формы проведения занятий: круглые столы с родителями по проблемам воспитания и обучения детей (для выявления педагогических позиций родителей, их запросов на образовательную деятельность школы), беседы по основным положениям обучения в данной образовательной системе (показать особенности работы с детьми и её направления в течение всего периода обучения с 1-го по 11-ый класс); показ видеозаписей уроков и внеурочных мероприятий, демонстрация выставок детских работ, анкетирование.

3-й этап – апрель. Собеседование с родителями.

Цель: выявить родителей, принимающих подходы данной конкретной школы к образованию современных детей и готовых стать союзниками в осуществлении намеченных целей; познакомиться с их ребёнком опосредственно, через рассказ родителей о нём.

Фактически после разговора с родителями можно формировать списки детей, зачисленных в первый класс.

4-й этап - май. Встреча администрации и учителей с детьми.

Цель: взаимное знакомство. Деление детей на классы. Встречи проходят в малых группах, предварительно согласовать с родителями время их прихода в школу с ребёнком.

Задача встречи общий эмоциональный фон каждого ребёнка, определить тип высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут педагоги организовывают коллективную игру и принимают в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов (заявление, родительский договор и т.д.)

Результаты знакомства с детьми обсуждаются с педагогами сразу после окончания встречи. По итогам обсуждения формируются классы, и намечается план действий педколлектива с этими детьми на сентябрь.

5-й этап – конец мая. Определение состава класса и проведение первого общего родительского собрания. На этом собрании родители знакомятся со всем педагогическим коллективом школы, с учебными дисциплинами, по которым будут учиться дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года.

В начале первого учебного года, проводя первое родительское собрание, необходимо провести анкетирование среди родителей, потому что кто как не родители хорошо знают своего малыша.

Тест – опросник «Каков ваш ребёнок?»

В перечне приведены некоторые направления деятельности и качества, уже составившие круг устойчивых интересов ребёнка (подростка). Подсчитав сумму ответов, можно узнать степень сформированности круга интересов подростка, сто позволит взрослому в дальнейшем корректировать свою воспитательную деятельность. Этот тест позволит более глубоко изучить личностные взаимоотношения взрослых и детей, интересы своих детей или членов микроколлектива.

1. Любит животных.

2. Любит шутки.

3. Запоминает и выполняет просьбы.

4. Любит читать.

5. Любит спорить.

6. Любит наводить в доме (в классе) порядок.

7. Любит готовить вкусные блюда.

8. Любит смотреть телевизор.

9.Любит слушать рок музыку.

10. Любит классическую музыку.

11. Любит эстрадную музыку.

12. Любит заниматься спортом.

13. Любит ходить в кино.

14. Любит помогать по даче (в классе, на пришкольном участке).

15. Любит учиться.

16. Любит читать газеты.

17. Любит сочинять стихи, сказки, рассказы, песни.

18. Любит освещать политические события.

19. Любит рыбалку.

20. Любит фантазировать.

21. Любит решать кроссворды.

22. Любит цветы.

23. Любит природу.

24. Любит слушать.

25. Любит путешествовать.

26.Любит точность.

27. Любит решать задачи.

28. Любит играть на сцене (в сценках в классе)

Посчитать сумму очков в анкете: за ответ «да» - 2 очка, за ответ «нет» - 0 очков, за ответ «не очень» - 1очко. Если анкета заполнена честно, откровенно и объективно, то вы получите определённый круг интересов ребёнка:

  • Первый уровень – 27-36 очков – достаточный

  • Второй уровень – 36-45 очков – многосторонний

  • Третий уровень – 45-56 очков разносторонний.

Если же сумма очков ниже 25, то взрослым есть над чем призадуматься: ребёнок не интересуется окружающим миром, следует срочно выявит причины этого, предшествующие и сопутствующие, составить программу коррекции и развития интересов подростка.

Эти анкетные данные хранятся только у учителя и должны быть использованы только на пользу ребёнка, а не стали достоянием обсуждения всего педагогического коллектива. При составлении плана воспитательной работы с классом, можно продумать на основании анкетирования консультации с родителями, индивидуальную работу с учащимися, традиции класса. Если же учитель, работает уже с сформированным коллективом, то для родителей можно провести следующее анкетирование

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились Вашему ребенку?

  1. Какие мероприятия класса и школы понравились Вам?

  2. Какие мероприятия класса и школы Вам не понравились?

  3. Какие мероприятия класса и школы не понравились Ваше­му ребенку и почему?

  4. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог­ ли бы участвовать Ваш сын или дочь?

  5. В каких мероприятиях класса и школы могли бы Вы при­нять участие в будущем году?

  6. Какие мероприятия Вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

  7. На что Вы считаете необходимым обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

9. Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?

10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в буду­щем учебном году Вы хотели бы предложить?

Такое анкетирование помогает классному руководителю взгля­нуть на процесс воспитания учащихся в классе по-новому, позво­лит глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятель­ность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересован­ность и ответственность. У них формируется уважительное отно­шение к классному руководителю, которому не безразличен внут­ренний мир детей и его проявление. Почувствовав заинтересован­ность в себе в лице классного руководителя, родители с удовольст­вием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и парт­нерству в воспитательной работе в классе.


Диагностики изучения детского коллектива.

  • Понятие о диагностике

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика  от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов  обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение социально – психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

  • Информационную

  • Прогнозирующую

  • Оценочную

  • Развивающую

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- выявить относительный уровень развития ребёнка;

- выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

- определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

- определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;

- определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

- создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основными задачами диагностики являются следующие задачи:

  1. Определить уровни развития ребёнка,

  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую сторону.

  3. Увидеть форму и отклонение (ориентируясь на эталон)

  4. Проанализировать полученные факты.

  5. Установить причины изменений.

  6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

    • Предмет и метод диагностирования

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу,  классный руководитель должен  хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.

Содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

- демографические данные об ученике и его семье;

- данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

- познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

- эмоционально-волевая и потребностно - мотивационная сфера;

- направленность личности (интересы, отношения, ценности, концепция)

- поведение, поступки учащихся.

Как изучать  учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик      классному руководителю, однако, я считаю, что ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные.

Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:

- возраст учащихся класса;

- особенности формирования детского коллектива;

- готовность учащихся к диагностическому исследованию;

- степень взаимодействия учащихся и педагога.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен хорошо помнить, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. А так же должен придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

  • Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.

  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться ученикам и родителям.

Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:

- беседа с учеником (собеседование, интервьюирование)

- беседа с родителями

- беседа с педагогами

- наблюдение

- анкетирование

- тестирование

- общение независимых характеристик

-сочинения

- социометрия

- ранжирование

- недописанный тезис

- педагогический консилиум

- графический и рисуночный тест

Метод беседы является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Особенностью беседы и отличие её от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого. Ещё одна особенность - ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый – в роли задающего вопросы. В связи с этими особенностями метод беседы имеет недостатки:

  • слабость анализа и синтеза информации ребёнком;

  • недостаточность рефлексивных способностей;

  • утомляемость и невнимательность;

  • сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

- педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

- педагог обладает такими личностными качествами, как тактичность, коммуникабельность, «направленность на ребёнка»;

- педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;

- педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;

- педагог умеет точно воспринимать информацию и использовать её без искажений;

- педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;

- педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень из значимости в нём

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребёнка.

  • Организация диагностики, оформление и использование результатов


Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую  диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.

Приведём пример методики, которая была разработана  сотрудником кафедры педагогики доктором пед.наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса. Лучше всего заполнить её к концу года в  качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:

по горизонтали – все об одном ученике;

по вертикали - состояние класса по одному показателю.

Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.

В таблице  отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

* К демографическим данным относится:

- ФИО (1)

- дата рождения (2)

-  профессия матери и отца

* К медицинским данным отнесем:

- сведения о заболевании детей

- степень физического развития

* Психологические сведения:

- способности               - доминирующие черты характера

- увлечения                   - специальные умения

- интересы

 

* Педагогические данные:

- успеваемость

- поведение

- отношение к учению, труду

- положение в классе

- отношения с товарищами

- социальная активность

- внешкольные занятия

- профессиональные умения

 

Для получения данных используется комплекс методов:

- разовый письменный опрос

- беседы

- анализ документов и работ учеников

- наблюдение

- социометрические и проективные (тесты) методики

- анкеты

         Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.

         Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

 

№ 1. -         ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

 

№ 2 -          возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

 

№ 3 -          профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

 

№ 4 -          тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) -  получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

 

№ 5 -          состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.

 

№ 6 -          успеваемость -  можно фиксировать произвольно, указывая  преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.

                   Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

 

№ 7,8  -       черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

 

№ 9 -          ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях -  дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при  организации досуга.

 

№ 10 -        одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

 

№ 11 -        отношение к учению, мотивы учения -  выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:

                   - познавательная активность,

                   - интерес

                   - чувство долга …

                   нужно для развития интереса к учебе, способностей.

 

№ 12 -        общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий,  достаточный, средний,  низкий уровень.

                   Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

 

№ 13 -        положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются  лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально  активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.

Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.

Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

 

№ 14 -        принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям -  можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и   нейтрализации социально-неодобряемого поведения.

 

№ 15  -       постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

 

№ 16 -        трудовая активностьвыяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.

№ 17 -        профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.

 

№ 18 -        сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников -  учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.

 

Итак, диагностическая карта класса поможет классному руководителю обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.

Так же карта поможет обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.

По сути своей диагностическая карта и есть  мониторинг в работе классного руководителя.


  г) Типы диагностики


Существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная; 2) корректирующая            (текущая);   3) обобщающая (итоговая)

         1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика.

         2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.

         3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

         Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

- уровень знаний учеников

- степень социального и психологического развития, 

Работа школьного психолога совместно с классным руководителем.

Один из первых шагов по работе с классом - беседа со школьным психологом и социальным педагогом, располагающими большим объемом сведений о личности учеников их взаимодействии с одноклассниками, родителями, учителями. Специалисты могут предупредить классного руководителя о наличии проблем в детском коллективе и порекомендовать пути их устранения.

Одна из основных задач деятельности школьного психолога в том, чтобы обеспечить классного руководителя психологической информацией, необходимой для обеспечения индивидуального подхода к учащимся. Это обеспечение производится через групповую и индивидуальную психодиагностику учащихся, беседы и консультации с классными руководителями, учителями-предметниками и родителями.

Отбор методик для выполнения диагностического минимума производится исходя из возрастной периодизации. На среднюю школу приходится ранний подростковый возраст (5-6 классы), старший подростковый возраст (7-9 классы), ранняя юность (10-11 классы) (Д.Б.Эльконин, 1989).

В раннем подростковом возрасте (5-6 классы) самые серьезные психологические проблемы связаны с переходом в школу среднего звена. Резкая смена системы преподавания, изменение требований к подросткам со стороны взрослых, новый классный коллектив часто приводят к учебной и социальной дезадаптации учащихся, повышению тревожности и агрессивности. Это обостряется естественными психофизиологическими особенностями возраста.

Для обеспечения индивидуального подхода к школьникам этого возраста мы проводим диагностику показателей и форм агрессивности (методика А.Басса, А.Дарки), определение социальной структуры классов (социометрия), изучение тревожности (“Шкала самооценки” Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, цветоассоциативный тест, рисуночные пробы). Это позволяет, как установить причины явно отклоняющегося поведения школьников, так и выявить тех учеников, сложности которых не так ярко проявляются в поведении, что дает возможность своевременно приступить к психокоррекции.

В старшем подростковом возрасте (7-9 классы) очень высокое значение имеет эмоциональное общение со сверстниками, происходит интенсивное социальное развитие и личностное становление. На этот период приходится наиболее острый этап кризиса идентичности (Э.Эриксон, 1963, 96). В силу этого для школьников данного возраста характерны резкие проблемные переживания, преимущественно в социальной сфере. Поэтому мы изучаем у старших подростков особенности проблемных переживаний (“Проблемная анкета” Seiffqe-Krenke) и эмоциональных отношений со сверстниками (“Анкета эмоциональных отношений” - авторская разработка А.Г.Грецова), социальную структуру классов (социометрия), социальную адаптацию (опросник “Определение характеристик социальной адаптации” К.Роджерса и Р.Даймонда), личностные особенности (16PF-опросник Кеттелла). Проводится социально-психологический тренинг. В 9-х классах осуществляется первичная профориентация учащихся.

Психологическая работа в старших классах (10-е, 11-е) подчинена в нашей школе стратегической задаче профессионального самоопределения учащихся. Ведется комплексная работа по профориентации, которая включает в себя изучение основ выбора профессии, коллективные и индивидуальные беседы, психодиагностику и консультирование. Определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, методика Йовайши, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности (16PF-опросник Кеттелла, “Экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” Т.В.Матолина) учащихся. Проводится социально-психологический тренинг.

    Школьный психолог совместно с классным руководителем готовит на всех учащихся школы психолого-педагогические карты.

    В начале учебного года психолог проводит инструктаж классных руководителей, которые будут проводить диагностическое обследование учащихся, о порядке проведения и методиках диагностики.

       В обусловленные сроки классный руководитель вместе со школьным психологом проводят психолого-педагогическую диагностику.

  Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы. Разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности.

      В таблице отражены данные: демографические, медицинские, психологические и педагогические.

Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям.

Итак, педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.


Заключительная часть.

Таким образом, начиная работу с классом впервые, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся долгое время вместе. Поэтому на начальном этапе знакомства с детьми можно использовать следующие диагностические методики. Это методики: «Фотография», «Урок физкультуры», «Дом, в котором я живу», «Пьедестал», «Подарки», «Аукцион», «Солнце, тучка, дождик» и др. Многие педагоги, работающие над этой темой, выделяют разные этапы формирования детского коллектива. Например, Л.М.Фридман – диффузная группа, группа – ассоциация и коллектив, а А.Н.Лутошкин - Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел. Всем нам хорошо известно, что коллективы отличаются друг от друга: одни более сформированы, сплочены, другие – менее. Уровень сформированности коллектива можно оценить на основе теоретической концепции А.В.Петровского, согласно которой хороший коллектив отличается от плохого следующими характеристиками:

  • Сплочённость группы;

  • Коллективистское самоопределение;

  • Эмоциональная идентификация;

  • Эталонность в восприятии членов группы.

Эти характеристики и служат показателями эффективности воспитательной работы в классе.

Сегодня доподлинно известно в науке и педагогической практике, что и здоровье, и позиция школьника определяются эмоциональным самочувствием ребёнка в школе, тем настолько он себя чувствует значимым, нужным и любимым, тем, насколько он успешен и умён, тем насколько он благополучен во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, то есть тем, насколько ребёнку в школе нравится.

Самочувствие в школе начинает складываться с первых моментов школьной жизни. От того, как сложатся первые дни, во многом зависят и будущие успехи в учёбе, и формирование внутренней позиции школьника, и здоровье маленького ученика. Исключительную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой , в которой воспитываются способности личности. Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей.

Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Дети учатся руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг к другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои так и собственные.

Таким образом, развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствования форм сотрудничества и результатов деятельности.


















Используемая литература:

  • ¹ Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т – М, 1993 – Т .1-с. 450

  • Уманский Л.М. Психология организаторской деятельности школьников - М,1980,

  • Психология. Педагогика. Управление. Н.И. Дереклеева. «ВАКО» Москва 2003, - 239 с

  • Настольная книга учителя начальных классов. Автор Н.Ф.Дик, - Изд.2-е, перераб. _Ростов н/Д: Феникс, 2005. -352с. (Сердце отдаю детям)

  • "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
    "Просвещение", Москва, 1983 г.
    ОСR Detsiysad.Ru

  • Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. Для учителя – М: Просвещение, 1988, с.207

  • Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991 – 240с






47



Полный текст материала Курсовой проект «Изучение уровня ученического коллектива» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самсонова Татьяна Тимофеевна  Samsonovatatyana
03.12.2011 0 2703 470

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК