Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференциированного подхода. Обучение детей с разным уровнем способностей.
Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Обучение детей с разным уровнем способностей.
(из выступления на педагогическом совете)
Паринова Ирина Владимировна
учитель технологии МОУСОШ № 91.
Вопрос 1 Одарённый ребёнок - что мы вкладываем в это понятие
Вопрос 2 Методические рекомендации при работе с детьми разного уровня способностей (слабым, средним, сильными и одарёнными)
Одарённый ребёнок - что мы вкладываем это понятие?
Умственные способности детей распределяются не равномерно. Как считают психологи, больше всего среднеодарённых, меньше сверходарённых и малоодарённых, совсем немного талантливых или отстающих в развитии. Так какие дети считаются одарёнными и что такое одарённость? Учёные и психологи так дают определение одарённости - это своеобразное сочетание способностей у человека в своём взаимодействии, приводящих к высоким достижениям в одной или нескольких сферах:
1 Интеллектуальной сфере - (наличие острого мышления, наблюдательности, отличная память, умение хорошо излагать свои мысли, исключительные способности в решении задач).
2 Сфере академических достижений - (математические способности, отличная память, большой интерес к чтению и естественнонаучным опытам и экспериментам).
3 Сфере творческого и продуктивного мышления - (любознательность, изобретательность, творческая одарённость, делает всё по своему, с головой уходит в своё занятие).
4 Сфере художественной деятельности - (проводит много времени за рисованием, лепкой, их работы оригинальны и индивидуальны, к своим занятиям относиться очень серьёзно).
5 Двигательная сфере - (исключительная физическая сила, большие достижения в спорте).
6 Сферы общения и лидерства - (имеют тенденции руководить играми или другими занятиями, проявляют инициативу, принимают на себя ответственность, выходящие за рамки своего возраста, среди посторонних держатся очень уверенно, легко приспосабливаются к новым условиям).
В целом одарённые дети обладают преимуществами почти во всех параметрах развития. Интеллект- главный показатель одарённости.
Говоря о большинстве общеобразовательных школ, мы больше всего сталкиваемся с детьми, обладающими высоким уровнем способностей в той или иной сферах. Я достаточно длительное время работаю в школе и курирую вопрос по работе со способными и одарёнными детьми, и могу отметить, что такие ребята приходя в школу должны иметь возможность общаться с равными себе. Поэтому они часто посещают центры дополнительного образования, кружки и секции, где находят детей своего круга интересов. Если этого не происходит, то это неминуемо приведёт к смене учебного учреждения.
Как отмечают психологи, признаки одарённости проявляются в очень раннем детстве. Такие дети сызмальства поражают своих родителей талантами. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка.
Из семьи ребёнок приходит в школу и учитель, работающий в классе, должен обладать способностью, распознавать признаки одарённости или повышенные способности в той или иной сферах. Учитель должен поощрять целеустремлённость своих учеников. Должен помнить, что такие дети более требовательны, задают больше вопросов. К таким ученикам необходим индивидуальный подход и учитель должен предложить им такие виды деятельности, чтобы они отвечали его запросам и способностям. Чтобы такому ребёнку небело скучно. Следует отметить, что в большинстве случаев, если способные дети учатся ниже своих возможностей, то это в основном виноват учитель. Психологи, проводя свои исследования по данному вопросу, отмечают, что некоторые преподаватели по отношению к талантливым детям испытывают чувства, близкие к враждебности. Может быть, и другая причина плохой учёбы таких детей, если педагог в своей работе использует учебные программы слабые, не учитывающие индивидуальные особенности одарённых детей. Конечно, для работы со способными детьми разных возрастных групп, есть свои особенности и каждый учитель, будь то учитель начальной школы среднего или старшего звена, должен обладать определённым уровнем знаний и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку таких детей.
Теперь мы коснёмся второго вопроса. Какие формы и методы необходимо применять при работе с детьми разного уровня способностей. Так как основной формой обучения в школе является урок, то схема этого урока должна варьироваться при её использовании в работе с учениками и средних и слабых и учеников с высоким уровнем способностей. Раз уж мы начали со способных детей, разберемся, как надо работать с такими детьми, какую методику применять. Выявить потенциально одарённых детей большая заслуга учителя, но их обучение требует специфических методик, в основе которых организация обучения Суть его заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариантности нетрадиционных форм урока, в сильной постоянной эмоциональной поддержке обучающихся со стороны учителя. Следует помнить, что для таких детей «пятёрка» не поощрение, их получают многие, важнее решить трудную задачу и получить результат, к которому они стремились. Необходимо чаще включать механизм самооценки, дать самостоятельно проверить правильность выполнения, если допущена ошибка. Дать спокойно исправить её самому. Не забывать о гибкости в своей работе, если какой - то подход не срабатывает, имейте запасной вариант, примените другой метод.
Остановимся немного на работе с детьми со средними способностями. Это наиболее многочисленная группа детей в наших школах. Учить таких детей трудно, потому, что учителям приходиться сталкиваться с широким диапазоном интересов и способностей. Часто в ходе процесса обучения приходиться менять цели, изменять темп, содержание нового материала, уровень контрольных тестов. В таких классах учитель должен быть готов применять ряд способов организации и проведения занятий. Это нам всем очень хорошо знакомо. Но на что мне хотелось бы обратить ваше внимание, что такие дети, больше, чем другие, нуждаются в постоянном стимулировании учебных действий, поэтому учителю необходимо владеть эффективными методами поощрения и чаще использовать их в своей работе.
Поощрение со стороны преподавателя, отмечают психологи, это кислород для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимися, как одобрение. Это надо всегда помнить в нашей работе.
В обычных общеобразовательных школах часто формируются классы, где много учащихся отличается слабыми способностями. Так называемые классы коррекции. Основной подход в работе с такими детьми - так называемое поддерживающее обучение. Суть его заключается в том, что новая информация выдаётся небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися. На уроке это может выглядеть следующим образом. Учитель делает короткую презентацию, и включает в обсуждение учебного вопроса учащихся, затем продолжает работу с учебным материалом и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Рекомендуется чаще давать ученикам небольшие задания, выполнение которых позволяет проводить самооценку полученных результатов и чувствовать продвижение в учёбе. Слабоуспевающим ученикам важно раскрыть технику самоконтроля их собственного учения. Такие учащиеся больше других нуждаются в создании ситуации успеха.
Я надеюсь, что эти методические рекомендации в работе с детьми разного уровня способностей помогут каждому из нас правильно организовать свой урок. Ведь, по сути, мы должны так организовать процесс обучения, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся по овладению ими знаний, развитию способностей, в том числе и творческих, выработку индивидуальных взглядов, любого ребенка, неважно какого уровня способностей он будет.
Материал, использующийся при подготовке выступления:
Васильев В.В. Психолого-педагогические основы процесса обучения, - Воронеж: ВОИПКиРО,2002г
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методические пособия - М. Педагогическое общество России,2001г.
Годник С.М. Страницы современной педагогики. Диалог теории и практики.- Воронеж ВОИПКиПРО 2008г.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-20576
Общая концепция одарённости http://www.eaicy-dar.ru/nordoc/doc20.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паринова Ирина Владимировна
→ parinowa 04.02.2012 0 8702 547 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.