Презентация "Стили семейного воспитания и агрессивное поведение детей"


Слайд 1
КОГОКУ «Многопрофильный лицей г. Вятские поляны» ТЕМА СЕМИНАРА: «Стили семейного воспитания и агрессивное поведение детей». Подготовила: Бажанова Юлия Владимировна, Учитель начальных классов 2011 год
Слайд 2
Цель семинара:  Знакомство с понятием «агрессивное поведение» детей и  со стилями семейного воспитания, которые формируют такое поведение.
Слайд 3
Задачи: Раскрыть:  понятие «агрессивное поведение»;  психологические особенности детей с агрессивным поведением;  проявление агрессивного поведения (А) детей исследуемой группы;  типы семейного воспитания и их особенности;  особенности стилей семейного воспитания (Б) родителей исследуемой группы;  показать взаимосвязь между показателями А и Б. 
Слайд 4
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт.
Слайд 5
Причины детской агрессивности:
Слайд 6
«Семейные» причины Неприятие детей родителями; 2. Безразличие или враждебность со стороны родителей; 3. Разрушение эмоциональных связей в семье; 4. Неуважение к личности ребенка; 5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его; 6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей; 7. Запрет на физическую активность; 8. Отказ в праве на личную свободу. 1.
Слайд 7
«Личные» причины: 1. Подсознательное ожидание опасности; 2. Неуверенность в собственной безопасности; 3. Личный отрицательный опыт; 4. Эмоциональная нестабильность; 5. Недовольство собой; 6. Повышенная раздражительность; 7. Чувство вины;
Слайд 8
Ситуативные причины: 1. Плохое самочувствие, переутомление; 2. Влияние продуктов питания; 3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;
Слайд 9
Тип темперамента и особенности характера: Менее склонны к активной агрессии меланхолики; 2. Не склонны к агрессии флегматики; 3. Сангвиники по природе своей не агрессивны; 4. Естественно склонны к активной агрессии- холерики. 1.
Слайд 10
Акцентуация характера: «Лабильность»агрессия от страха, «быть как все» 1. «Циклоидность»предрасположен к проявлению агрессии из-за эмоционального неравновесия; 1. Эпилептоидность»крайне агрессивны и раздражительны. 1.
Слайд 11
1. 5. 6. Социально- биологические причины: Мальчики чаще проявляют агрессию, нежели девочки; 2. Настрой родителей; 3. Не оказаться «белой вороной» и изгоями; 4. Привлечь внимание сверстников, взрослых; Обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых; Делить всех людей на «своих» и «чужих»- подростки; 7. «Семейные установки»; 8. Защита и месть;
Слайд 12
Психологические причины: Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; 2. Сниженный уровень саморегуляции; 3. Неразвитость игровой деятельности; 4. Сниженная самооценка; Нарушения в отношениях со сверстниками. 1. 5.
Слайд 13
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Слайд 14
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Слайд 15
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожность по отношении к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Слайд 16
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) Самоагрессия– разрушительный вид поведения людей с нарушением развития: битьё головой, кусание рук, чрезмерное расчесывание и царапание своего тела.
Слайд 17
Формы проявления агрессии: Враждебная (деструктивная)   Недеструктивная Механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, служит для развития познания и способности положиться на себя Злобное, враждебное поведение, желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результаты: конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка
Слайд 18
Агрессия младших школьников        Инициатор- группировки ребят; Агрессия более организованная; Враждебная агрессия начинает преобладать над инструментальной; Дети стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к взрослым; Формирование группировок- возможность испытать чувства комфорта и защищенности, повышения своих возможностей (исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место); Возрастает жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности; Подражание поведению любимых героев.
Слайд 19
Агрессия подростков   Проявляют открыто, получая тычки и жизненный опыт- либо добиваются авторитета, престижа, самореализации, либо ломаются, спиваются, кончают жизнь самоубийством; Прячут и подавляют, становятся послушными пай девочками ( мальчиками), при этом утрачивают часть энергии, ничего особого не добиваясь. Срывы в виде неврозов, психосоматических заболеваний.
Слайд 20
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
Слайд 21
Как помочь агрессивному ребенку?  Работа с гневом.  Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.  Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию;  Развитие конструктивных навыков общения
Слайд 22
Как взрослому правильно вести себя с агрессивным ребенком? 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:  Полное игнорирование реакций ребенка; Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»); Переключение внимания («Помоги мне раздать тетради…»); Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал)   
Слайд 23
2. Акцентирование внимания на  Констатация поступкахфакта ( поведении), а себя не личности («Ты ведешь агрессивно»);  Констатирующий вопрос («Ты злишься?»); (обратная связь);    Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?, продемонстрировать силу?) Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ( «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»); аппеляция к правилам (« Мы же с тобой договаривались!»)
Слайд 24
3. Контроль над собственными негативными эмоциями  Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции во взаимодействии с агрессивными детьми;  Необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность таких чувств.
Слайд 25
4. Снижение напряжения ситуации  Неправильные действия взрослого: Повышение голоса (угрожающий тон); 2. Демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); 3. Крик, негодование; 4. Агрессивные позы, жесты; 5. насмешки, высмеивание, передразнивание; 6. Негативная оценка личности ребенка, его близких, друзей; 7. Использование физической силы, непреклонное настаивание на своей правоте; 8. Нотации, проповеди, «чтение морали»; 9. Наказания, угрозы наказания; 10. Обобщение типа : «Вы все одинаковые», «Ты как всегда»; 11. Сравнение ребенка с другими детьми- не в его пользу; 12. Команды, давление, жесткие требования; 13. Оправдания, подкуп, награды 1.
Слайд 26
5. Обсуждение проступка:    Обсуждать поведение не в момент проявления агрессии, а после того, когда все успокоятся и ситуация разрешится, но и в то же время как можно скорее…( лучше наедине, без свидетелей, и только после в классе) Сохранять спокойствие и объективность; Подробно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность по отношению к окружающим и к самому себе.
Слайд 27
   6. Сохранение положительной репутации ребенка Публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», Ты не хотел его обидеть»), в беседе наедине показать истину; Не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование посвоему; Предложить компромисс, договор с взаимными уступками.
Слайд 28
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения Нерефлексивное слушание- слушание без анализа;  Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;  Внушение спокойствия невербальными средствами; Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;  Использование юмора;  Признание чувств ребенка  
Слайд 29
Критерии агрессивности:  - Ребенок: Часто теряет контроль над собой; Часто спорит, ругается со взрослыми; Часто отказывается выполнять правила; Часто специально раздражает людей; Часто винит других в своих ошибках; Часто сердится и отказывается сделать чтолибо; Часто завистлив, мстителен.
Слайд 30
Каких людей ты считаешь агрессивными? Злые , невежливые, громко ругаются, кричат на всех, бьют, дерутся, люди , которые не могут справиться со своими эмоциями, они вечно не довольные, постоянно ворчат…
Слайд 31
Показатели теста агрессивности Л.Г.Почебут Цель: определить виды агрессивного поведения, уровень агрессивности и адаптационные возможности детей
Слайд 32
Показатели склонностей к агрессивного поведения мальчиков и девочек
Слайд 33
Показатели видов агрессивного поведения у мальчиков и девочек.
Слайд 34
Слайд 35
Классификация неправильно сложившихся стилей воспитания в функционально несостоятельных семьях Увещевательный Жёстко-авторитарный Отстранённо-равнодушный Педантично-подозрительный Непоследовательный Демонстративный стиль Попуститительскоснисходительный Позиция круговой обороны Воспитание по типу «кумир семьи»
Слайд 36
Увещевательный Дети в таких семьях «садятся на голову» родителям Родители предпочитают уговаривать, объяснять. Родители не принимают волевых решений и наказаний. Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность.
Слайд 37
Отстранённо – равнодушный Ребёнок испытывает дефицит любви и внимания. Женщина занята поиском нового спутника. Женщина, расставшись с мужем перестаёт любить «его ребёнка» . Женщина поглощена воспитанием младшего ребёнка, совершенно забыв о старших.
Слайд 38
Непоследовательный Ребёнок становится либо неуправляемым, либо, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими. У родителей, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики . Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми. То наказание, слёзы, ругань, то умиление и всепрощение.
Слайд 39
Попуститительско – снисходительный У ребёнка склонность к непослушанию, на людях ведёт себя неадекватно, нетребователен к себе. Родители не придают значение проступкам детей . Считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». Низкая педагогическая культура родителей, неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах.
Слайд 40
Жёстко-авторитарный Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных. Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями. Родители, чаще отец, избивают ребёнка . Родители считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания – физическая расправа.
Слайд 41
Педантично-подозрительный Дети растут нерешительными, озлобленными, безынициативными, неуверенными, Формируются невротические расстройства у подростков. Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю . Родители пытаются полностью изолировать ребёнка от сверстников Выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка, круг его общения и интересов.
Слайд 42
Демонстративный стиль Приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своё поведение. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем жалуются на своего ребёнка Рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. В слух заявляют, что сын растёт «бандитом», дочь «проститутка» и пр.
Слайд 43
Позиция круговой обороны Дети в таких семьях лживы и жестоки, т.к. постоянно уверенны в родительской защите. Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто указывает на неправильное поведение их детей становятся их врагами.
Слайд 44
Воспитание по типу «кумир семьи» Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма страдают сами родители. Ребенок—центр моих интересов. Все его просьбы и прихоти выполняются. Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себя.
Слайд 45
Результаты проведенной методики Эйдемиллера и Юстицкиса "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) для родителей детей Цель методики: определить способы родительского воспитания и выявить нарушения, приводящие к развитию у детей агрессивного поведения
Слайд 46
Показатели совпадений агрессивного поведения детей со шкалой ВН
Слайд 47
Показатели совпадений агрессивного поведения детей со шкалой ПНК
Слайд 48
Показатели шкалы С - и агрессивного поведения младших школьников
Слайд 49
Показатели совпадений агрессивного поведения детей со шкалой Г+
Слайд 50
«Главная ошибка  взрослых  в том, что мы пытаемся  воспитывать детей,  не воспитывая себя!».
Слайд 51
Письма детей к родителям:  Мама и папа я хочу, чтобы вы меня понимали.  Обращайте на меня внимание.  Доверяйте мне.  Будьте добрее ко мне.  Я хочу, чтобы вы прощали мои ошибки.  Я хотела бы чтобы конфликтов у меня с мамой было меньше из-за учите лей. Ведь они не всегда бывают правы.
Слайд 52
Письма детей к родителям:  Не нужно укорять меня за то, что я испортилась, хотя это не так, что со всех 5-к скатилась на 4-ки. Хватит кричать не из-за чего, сдерживайте свои мнения при себе, и особенно то, что думаете о моих друзьях и не надо запрещать мне общаться с ними и не так часто выражаться матерными словами.
Слайд 53
Письма детей к родителям:  Дорогие родители, я вас очень люблю! Желаю вам счастья, здоровья и любви!  Не стареть, денег, терпения…  Живите долго!  Успехов в работе.  Всего самого наилучшего!
Слайд 54
Письма детей к родителям:  Мама, я хочу, чтобы ты перестала твердить мне: «Как дела с оценками?» Я хочу, чтобы вы давали мне больше любви. Чтобы в свободное время уделяли мне больше внимания. Мамы почти не бывает дома, а про папу я вообще молчу… Но зато они иногда не разрешают мне встречаться с подругами.
Слайд 55
Письма детей к родителям:  Если мама ты будешь на меня убегу из дома… орать, я
Слайд 56
Умейте принять и любить детей такими, какие они есть! Учитесь слушать и слышать детей!
Слайд 57

Полный текст материала Презентация "Стили семейного воспитания и агрессивное поведение детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бажанова Юлия Владимировна  дети6231
06.04.2012 1 22905 7306

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК