Информация к тематическому педсовету "Мониторинг сформированности общих компетенций учащихся"


Пояснительная записка к выступлению на тематическом педсовете

Тема выступления: «Обзор информации о современном мониторинге ключевых компетенций учащихся».

Выступающий: преподаватель истории Кенгурова Т.М.(высшая категория)

Содержание:

1. Основная цель современного мониторинга - непрерывное отслеживание состояния учебного процесса и уровня сформированности ключевых компетенций;

2. Проблемой мониторинга компетенций занимается Гетманская А.А., заведующая Центром развития модульного обучения ИПКРО (Москва), которая предлагает следующие формы апробации компетенций:

А) модули( «Общение», «Сотрудничество» и т.д);

Б) факультативные занятия;

В) спецпредметы;

Г) конкурсы;

Д) олимпиады;

Е) конференции.

3. Для мониторинга компетенций ИПКРО предлагает следующие шкалы оценок:

А) количественная;

Б) дискрептивная;

В) рейтинговая.

4. ИПКРО подчёркивает важность перехода от одномерного измерения уровня сформированности компетенций к многомерному, от оценки индивидуальных достижений учащихся к оценке достижений группы учащихся.

5. НТР вносит необходимые коррективы в модернизацию мониторинга компетенций учащихся, предлагая переход на ПСПО (пакет свободного программного обеспечения), при котором будет внедряться WEB-программирование, предусматривающее составление программы-матрицы, в основу которой будет положен табличный процессор.

То есть удобное программное обеспечение для мониторинга ученических компетенций- перспектива будущего.

6. Текущую информацию по теме можно найти на:

А) портале информационной и технической поддержки ПО образовательных учреждений РФ;

Б) интернет-странице Центра дистанционного образования «Эйдос» (интернет-журнал «Эйдос»); В) «Диагностика сформированности компетентностей учащихся в проектной деятельности» -Яворская Екатерина Львовна, учитель технологии МОУ гимназии № 56, г.Ижевск.


Сегодня проблема формирования ключевых(основных) компетенций учащихся максимально актуальна в свете новых образовательных стандартов. Педагогическое сообщество РФ находится в поисках решения вопроса о том, каким образом «отслеживать» степень сформированости какой-либо компетенции. Готового решения проблемы нет, т.к. существуют естественные трудности с WEB-программированием. Ведущие программисты работают над матрицей по контролю основных компетенций учащихся (в качестве примера будущего облика матрицы может служить готовая форма налогоплательщика, которую можно взять в любой налоговой инспекции).



15.05.12


Слайд 1
Автор: Кенгурова Татьяна михайловна; Место работы: ГБОУ НПО ПУ №16 г.Пермь; Должность: преподаватель истории и английского языка
Слайд 2
Обзор информации о мониторинге ключевых компетенций
Слайд 3
Код Наименование результата обучения ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 4 ОК 5 ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Слайд 4
Мониторинг контроля качества основных ключевых компетенций учащихся Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание состояния учебного процесса и уровень сформированности ключевых компетенций
Слайд 5
Формирование ключевых компетенций у учащихся Гетманская Анастасия Александровна, зав. Центром развития модульного обучения ИПКРО (Москва) - извлекать главное из прочитанного или прослушанного,   - точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме, - сотрудничать с другими при выполнении общего задания, - планировать свои действия, оценивать полученный результат, - предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии, - самоорганизовываться и т.д.
Слайд 6
Перечень ключевых компетенций, выявленных в ходе исследования рынка труда навыки и Общение коммуникативные способности Умение решать проблемы умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат   Сотрудничест во умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде Саморазвитие способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление   Владение информацион ными умение не только использовать известные технические и программные средства обработкии
Слайд 7
Формы апробации компетенций • Модули :“Общение”, “Сотрудничество” и т.п.- на факультативных занятиях и спецпредметах; • Конкурсы; • Олимпиады; • Конференции.
Слайд 8
• Факультатив “Работа с другими”, который ведет методист Центра Пример факультатива развития модульного обучения ИПКРО Васильева Л.Г., направлен на развитие коммуникативных умений и сотрудничества.  • Результат работы обсуждается всей группой и делается вывод, о продуктивности и эффективности групповой работы. Это упражнение дает возможность преподавателю подвести учащихся к мысли о необходимости сотрудничать с другими для выполнения общих заданий.
Слайд 9
Конкурс “Лучший учащийся учебного заведения”   (Ключевая компетенция «Саморазвитие») • ПАМЯТКА:  Назовите личное качество или умение, которое вы хотели бы развивать в себе. Почему это для вас важно?  Спланируйте действия по развитию выбранного качества. Для этого определите конечную цель, которую нужно достигнуть, развивая выбранное качество. Составьте план деятельности и подумайте, что вам необходимо для реализации этого плана.  Выполняйте составленный план последовательно, старайтесь укладываться в определенные вами
Слайд 10
• Мария: “Выбранное мною качество – самодисциплина. Почему?   • Первый курс я закончила недостаточно успешно. Имела оценки ниже, чем могла бы. Очень часто в рапортах группы попадалась моя фамилия, потому что я отвлекалась на уроках, разговаривала с одногруппниками. Поскольку я являюсь старостой группы, такое поведение вызывало у меня самой чувство дискомфорта. А это приводило к неуверенности и сомнениям в своих силах. Я решила поставить себе цель ликвидировать неорганизованность и повысить самодисциплину.
Слайд 11
• Я хочу научиться концентрировать свое внимание во время учебного процесса, ликвидировать пробелы в знаниях из-за невнимательности, чувствовать себя комфортно в общении с людьми. • Я могу: концентрировать внимание в ответственные моменты, адекватно реагировать на замечания, делать выводы.  
Слайд 12
• Мои действия по достижению поставленной цели: разработать распорядок дня, постоянно контролировать свои эмоции, ввести обязательное 15-минутное молчание в день, вести дневник своих достижений. • На сегодняшний день можно отследить некоторые успехи: повысилась успеваемость, , записи в раппортах почти прекратились, могу более продуктивно организовать свой рабочий день, успеваю больше. Получается лучше. • Теперь я хочу поставить себе еще более серьезную цель: получить «красный диплом”.
Слайд 13
Типы контроля  Входной (обязателен);  Текущий - для отдельных признаков или всей компетенции ; • Промежуточный – для оценки компетенции; • Выходной можно использовать для оценки компетенций; • Итоговый (экзамен, ГИА)- для всей группы компетенций
Слайд 14
Значение контроля • Благодаря систематическому отслеживанию результатов входного и выходного контроля, создается целостное представление о достижениях каждого учащегося по предмету. Под достижениями мы понимаем уровень сформированности ключевых компетенций по предмету.  
Слайд 15
Осуществлять контроль можно через: – Деятельность педагога– для оценки признака, всей компетенции или группы компетенций; – Самоконтроль; – Взаимоконтроль- в сочетании с др. видами контроля; – Административный (срезы знаний, входной контроль, экзамен).
Слайд 16
Тип и форма контроля • определяют способ организации (экзамен, зачет, к/р, л/р, проекты, индивидуальные задания, творческий отчёт и др.)
Слайд 17
Методика контроля определяет способ проведения: -Устный - чаще всего используются на текущем контроле ; -Письменный - для оценки признаков сформированности компетенции; -Практический (для оценки признаков или компетенции в целом); -Визуальный (чаще всего для оценки ценностного отношения к деятельности учащихся, стремящихся к выработке какой-либо компетенции).
Слайд 18
Шкалы (Шкала оценки) • Количественная - измеряемые при помощи числовые оценочных шкал (балл, число, процент ). • Дискрептивная - измеряемые при помощи знаковых, аналоговых шкал (символы, описания). Порядковая (ранговая) рейтинговая
Слайд 19
• В образовательных учреждениях Ленинградской области : 1) модель рейтинговой оценки сформированности ключевых компетенций учащихсяиспользование рейтинг-листов; 2)формирование портфолио учащихся. Эти методы контроля ключевых компетенций описаны Бенькович Т.М.
Слайд 20
Слайд 21
Самарская область • На основании способов деятельности, овладеть которыми необходимо в учебном процессе, были разработаны требования к учащимся и критерии оценки уровней сформированности компетентностей. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь.
Слайд 22
• Уровни сформированности компетентностей должны подтвердить показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение степени самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).
Слайд 23
Характер оценки     проводимая учителями; самооценки учащихся; оценки, проводимые родителями; портфолио сформированных компетенций(через оценку работ, выполненных учащимися за определенное время).
Слайд 24
Переход от одномерного к многомерному измерению • от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.
Слайд 25
Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся: • оценка умений работать в коллективе; • оценка результатов групповой работы.
Слайд 26
Вывод • Итак, постоянный мониторинг контроля компетенций учащихся позволяет применять поэтапный интегрированный контроль, обеспечивающий проверку сформированности знаний и умений на протяжении как всего периода обучения, так и на заключительном этапе; намечает основные рубежи поэтапного продвижения учеников в овладении компетенциями.ми
Слайд 27
  Проблемы…перспективы… • На выбор инструментария контроля усвоения компетенций в первую очередь влияет современная обстановка (переход на ПСПО), исходя из этого для разработки инструментария будет использоваться WEB программирование. Основной проблемой для нас на данный момент является отсутствие Webпрограммиста, который смог бы написать программу для реализации данной модели (составить готовую матрицу), и вносить изменения на протяжении всего эксперимента. В этом учебном году для внедрения модели в практику будет пробоваться к использованию табличный процессор из ПСПО. • Предполагается, что возникнет сопротивление нововведениям со стороны педагогических кадров в связи с отсутствием удобного программного обеспечения и несформированностью банка заданий на первом году эксперимента.
Слайд 28
Что такое табличный процессор? • Табличный процессор — это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для обработки электронных таблиц. • Электронная таблица — это компьютерный эквивалент обычной таблицы, состоящей из строк и граф, на пересечении которых располагаются клетки, в которых содержится числовая информация, формулы или текст.
Слайд 29
Инструментарий контроля • методическое обеспечение текущего контроля; • Для итогового контроля-шаблонматрица Образец матрицы-оболочки � ��������.dc1
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Источники: • http://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b/lek2_1.ht ml • http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm • http://michailovaolga.ucoz.ru/ • http://nsportal.ru • http://www.eidos.ru/journal/2005/0910- 12.htm Колесникова К.В. и Малыгин В.В., студенты Тольяттинского социально-педагогического колледжа (монография) http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=20080170 • «Диагностика сформированности компетентностей учащихся в проектной деятельности»-Яворская Екатерина Львовна, учитель технологии МОУ гимназии № 56, г.Ижевск (монография).

Полный текст материала Информация к тематическому педсовету "Мониторинг сформированности общих компетенций учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кенгурова Татьяна Михайловна  Sovetsica
31.05.2012 1 4571 504

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК