Статья "Мнение учителя о некоторых особенностях сетевого общения участников образовательного процесса"


Мнение учителя о некоторых особенностях сетевого общения участников образовательного процесса

Поляков Сергей Сергеевич, учитель информатики и ИКТ МАОУ "Гимназия №3" Фрунзенского района г. Саратова

персональный сайт: "Маленькая страна"




«Причины, заставляющие учащихся посещать школу, при существующей системе обучения являются в подавляющем большинстве случаев по отношению к ним внешними: все ходят в школу, если не ходить, то неприятностей не оберешься, без аттестата в вуз не поступишь и т. д. Как сделать цели образования и развития внутренними, связанными в сознании с желанием учиться и развиваться? Многие понимают, что для плодотворного развития школьников одного внешнего влияния, без идущего НАВСТРЕЧУ потока созревающих сил, недостаточно. Но МАЛО КТО ЗНАЕТ, КАК СДЕЛАТЬ мотивацию внутренней.



Жизнь отбросила много исторически сложившихся стереотипов. Необходимо отбросить еще один, чтобы решить поставленную задачу по превращению мотивации обучения из внешней во внутреннюю. Чему и зачем должна учить школа? Все знают ответ на этот вопрос. Поэтому нет смысла приводить его здесь, ибо это и есть исторически сложившееся заблуждение. Мы всю жизнь готовимся к жизни... Это ужасно. И меры с благими намерениями для этого предпринимаемые - по сути своей насильственные. Л.В. Занков и его последователи увидели разумную альтернативу - развитие в результате обучения. Но и они не сумели до конца преодолеть стереотип.



Мы считаем, что решать задачи по превращению мотивации обучения и развития из внешней во внутреннюю и развития школьников при качественном овладении ими предметными знаниями, умениями и навыками можно, если исходить из того, что школа должна УЧИТЬ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ: получать удовольствие от прекрасного и доброго, удовольствие от жизни, от процесса познания, от обладания профессиональными знаниями, умениями и навыками. Методика преподавания должна в первую очередь исходить из ЭТОГО положения.



Получение удовольствия заставляет вновь и вновь стремиться к его повторению, преодолевая преграды. Важно помочь учащимся расширить доступное пространство возможных удовольствий, научить получать не только примитивные удовольствия. В противном случае, перетерпев школьные уроки, они все равно сбегают к доступным удовольствиям. Согласитесь, мысль очень богатая. Здесь есть, что развивать. Заметим также, что именно общее развитие личности дает возможность появления нетривиальных удовольствий, удовольствий, в основе которых лежит развитие УМА, ВОЛИ и ЧУВСТВ, и только получив такие удовольствия, человек будет стремиться развивать свой ум, волю и чувства. Очевидно, что эту задачу нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Нужна систематическая работа в рамках всего учебного процесса, начиная с младших классов.



Заметим и то, что получение не примитивных удовольствий не тождественно и принципиально отличается от развлечений. Далеки мы и от интеллектуальной наркомании. Наилучшие же результаты этой стратегии и тактики получаются именно в младших и средних классах, как в силу системности, так и потому, что в старших классах появляется еще один мощный стимул - необходимость».



Эта длинная цитата взята из работы автора, ставшего Лауреатом Российского конкурса на лучшую научно-методическую разработку «Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе», «Школа должна учить получать удовольствие (из опыта развивающего обучения в курсах физики и информатики)». Сб. материалов «Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5-9 классы)». Москва, «Новая школа», 1996 год, с.59-68. (полный вариант работы можно найти на сайте автора http://polyakovss.rork.ru/page1.php). Это — 1996 год. В частности, в работе рассматривается вопрос о необходимости и способах формировании самостоятельного мышления учащихся и способности самостоятельно учиться.



«Сторонники нового стандарта справедливо указывают, что в школе между детьми и учителями сложился своего рода сговор. Одни делают вид, что учат, другие — что учатся. В результате школьники мало что усваивают, причем даже по тем предметам, которые являются для них интересными и профильными.



К сожалению, в обоснование нового стандарта положен крайне поверхностный и по сути ошибочный анализ. Считается, что дети перегружены многочисленными неинтересными им предметами и из-за этого у них пропадает мотивация к учебе. Поэтому предлагается «пойти навстречу детям» и перестать «пичкать их лишними знаниями». Мол, «свои» предметы школьники будут изучать углубленно, а остальные — на неком упрощенном «базовом» уровне, причем от некоторых предметов можно и вовсе отказаться. И тогда, конечно, мотивация к учебе восстановится и кризис минует.



Но это ошибочный анализ, поскольку он не выявляет действительных причин перегруженности школьников. Просто у школьников к старшим классам почти полностью перестал вырабатываться навык самостоятельного мышления. Он и в советское время не был на высоте, но все-таки был. А сейчас отсутствует практически полностью (редкие исключения не в счет). Из-за этого любое обучение превращается для школьника в тягостное заучивание огромного объема информации, внутреннюю логику которой он не понимает и не может самостоятельно восстановить на основе базовых принципов. Именно поэтому знания, которые раньше спокойно усваивались средних способностей школяром, теперь не влезают в голову даже самых усердных учениц.



Почему навык самостоятельного мышления перестал вырабатываться? Потому что учителя в средних классах перестали ставить перед собой такую задачу.



В условиях двадцатилетнего непрерывного кризиса образования, у педагогов просто нет стимулов (ни материальных, ни моральных), чтобы с такими ошибками работать. Да и способностей тоже нет, поскольку способные на это учителя (т.е. сами владеющие навыком самостоятельного мышления) по большей части ушли из школы в те области деятельности, где этот навык оценивается по достоинству (редкие учителя-подвижники не в счет). Большинство же преподавателей даже не задумывается (а часто и не знает) о подобных проблемах. Как результат в средних классах школы ученики перестают получать удовольствие от познания (даром, что познание — одна из базовых психологических программ человека). Наслоение ошибок и недоразумений создает впечатление, что вся эта учеба — бессмысленный ритуал, который надо выполнять просто потому, что так положено.



Педагоги и руководство системы образования на все 100% виноваты, что перестали учить детей учиться, и теперь, эти дети вполне резонно заявили нам: «Ваши программы слишком для нас скучны и обременительны». Но дети не знают, что они должны добавить к этому упреку вторую часть: «Потому что вы не научили нас думать».



И что же мы делаем в ответ? Ищем способы исправить допущенные ошибки? Разрабатываем методы восстановления навыков мышления? Ничего подобного. Мы поступаем безответственно, как сами дети: идем у них на поводу и готовимся сокращать элементарные базовые знания. Ну, конечно, зачем тому, кто не будет врачом, знать устройство ДНК? Ведь можно почитать лженаучные прогнозы пола ребенка по диете и группе крови. Зачем тому, кто не будет физиком, понимать корпускулярно-волновой дуализм? Ведь страшилки желтой прессы про «радиацию из мобильников» понятны и без него. Зачем тому, кто не будет историком, знать что-то, скажем, о русско-турецких войнах? Ведь это только помешает увлеченно слушать сказки Фоменко и Радзинского, а для формирования гражданской позиции есть же телевизор.



Новый стандарт — это вовсе не попытка решения реальной и очень острой проблемы современной школы. Наоборот, это путь тотального отступления и усугубления проблем в сфере образования. Вместо того чтобы выяснить, почему дети не могут и не хотят учиться, и попытаться устранить причины катастрофы, предлагается фактически перестать их учить». А эта длинная цитата взята из статьи Александра Сергеева «Проект капитуляции перед детьми» 15 февраля 2011 г. ТрВ № 72, c. 3, "Образование" http://trv-science.ru/2011/02/15/proekt-kapitulyacii-pered-detmi/. Это — 2011 год.



«Классическая классно-урочная система практически атрофирует у большинства учащихся способность учиться самостоятельно. Нет, конечно, декларируется, что на всех уроках учителя должны учить учеников учиться. Но урок — один раз в неделю, а сделать нужно так много... Достаточно много и учителей, которые не хотят понимать, что значит учить детей учиться самостоятельно. Так что, дети как умеют, так и учатся. Потом вырастают и становятся взрослыми со слабо развитыми способностями к самообразованию. Недаром же, некоторые учителя предпочитают, чтобы им объяснили интересующие их вопросы, вместо того, чтобы взять книги, использовать Интернет и разобраться самостоятельно. Нет у учащихся и достаточных стимулов к самообразованию. Для подготовки к ЕГЭ существуют репетиторы, а некоторым и «тройки» вполне достаточно. Если же учитель поставит «неудовлетворительно», то это у него будут проблемы, а у бездельника, все равно, будет «тройка».



Дистанционные образовательные технологии требуют, наоборот, осознанного уровня мотивации и большого объема самостоятельной деятельности. Противоречие. Кроме того, в настоящее время логика построения курса информатики, его реальное положение в учебном плане таковы, что учащиеся, как правило, приобретают необходимые умения для осуществления дистанционного обучения только в 10-11-х классах. Это, в свою очередь, не позволяет в полной мере реализовать возможности дистанционного обучения в процессе преподавания базового курса информатики.



И, тем не менее, не все так плохо. Нужно приучать к самообразованию постепенно, так, чтобы ученик каждый раз чувствовал выгоду от такой работы, каждый раз открывал для себя ее привлекательность, наращивал свои умения к самостоятельному анализу и осмыслению информации. Начнем с простого.



Большинство учащихся непременно поинтересовались бы решением задач, аналогичных заданным. Но посмотреть обычно негде. Так почему бы учителю не разместить на своем сайте или на сайте школы в помощь выполняющим домашнее задание методически грамотно подобранную систему таких задач с подробным объяснением их решения, а после урока на сайте так же подробно не обсудить решения и самих задач, заданных к уроку? И делать это в системе. Ведь на уроке не всегда есть возможность обсудить решение всех заданных на дом задач, да и темп восприятия у разных детей разный. Более того, учащиеся должны убедиться на собственном опыте, что на уроке обязательно будут представлены вопросы и задачи, аналогичные рассмотренным на сайте.



Поскольку, как уже было сказано, темп восприятия у всех разный, необходимо располагать в сети демонстрации отдельных приемов работы в программных средах, показанных на уроке. Обычно на уроке все всё понимают, но не все всё запоминают. Некоторым нужно еще несколько раз посмотреть и сейчас, и потом. Это можно сделать на сайте. То же с объяснением учителя на уроке. Ученик может постесняться спросить или не обратить на что-то внимание, а дома он дистанционно получит нужную информацию, как только возникнет потребность.



Разумно располагать на сайте материалы для опережающего знакомства с некоторыми темами. Это нужно делать для того, чтобы ученики могли бы лучше подготовиться к уроку и чувствовать себя на нем увереннее, а также для тренировки способности самостоятельно разбираться в отдельных вопросах. Нужно располагать на сайте вопросы к уроку, на которые учащиеся должны обратить внимание, и вопросы, ответы на которые ученики должны найти, используя дополнительную литературу и поиск в сети Интернет. Полученная учащимися информация должна быть востребована на уроке, а лучшие ответы с указанием авторов-учеников могут быть представлены на сайте, что будет способствовать повышению социального рейтинга и соответственно мотивации этих детей. Вопросы должны быть такими, чтобы на них нельзя было бы ответить бездумно с чужих слов. При опережающем знакомстве с некоторыми темами нужно давать детям возможность формулировать на сайте свои вопросы для будущего урока, предлагать для этого урока на сайте интересные материалы, найденные ими самостоятельно. Рефераты, скаченные из сети, написанные формальным языком, не принимаются.



Важно отметить, что располагаемые в сети материалы, задания, задачи обязательно должны быть разноуровневыми: простейшие позволят не слишком сильным учащимся выполнить минимум, а сложные дадут возможность сильным учащимся проявить себя. Формированию положительной мотивации к дистанционному изучению материала могут послужить выложенные на сайте примерные варианты контрольных работ, как с решением задач, так и без решения. Сразу же после проведения контрольной работы все решения нужно выкладывать в сети. Это будет востребовано.



Отдельные учебные темы должны быть представлены исключительно дистанционно с проведением последующего тестового контроля. Уроки, посвященные таким темам, должны проходить в форме семинаров, консультаций, пробных тестов.



Готовить к неизбежному тоже нужно, да и закалка пригодится. Таким неизбежным является подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ по информатике. Поэтому на сайте учителя должна вестись систематическая работа по знакомству учащихся с типовыми тестовыми заданиями ГИА и ЕГЭ по информатике и с методами их выполнения. Должны быть представлены тесты, которые позволят учащимся оперативно оценить степень их готовности к сдаче экзамена. О создании таких тестов на персональном сайте автора рассказывается в статье «Интерактивный web-сайт как инструмент учителя для дистанционного обучения, воспитания и развития учащихся». Статью можно найти по адресу: (http://ito.edu.ru/2009/Saratov/IX/IX-0-10.html), (http://polyakovss.rork.ru/page2.php). На этом же сайте можно познакомиться и с тестами http://polyakovss.rork.ru/test.php.


Совершенно необходимо представлять на сайте учителя материалы, способные заинтриговать и заинтересовать учащихся''. Эти материалы могут быть подготовлены как учителем, так и учащимися, что, конечно, будет более ценно».



Эта длинная цитата взята из работы автора «О целесообразности использования элементов дистанционного обучения в рамках классической классно-урочной системы». Сб. трудов «Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в общем образовании»» ИТО-Саратов, 1-2 ноября 2010 г., ч.2, с.94-97. (полный вариант статьи имеется на сайте автора http://polyakovss.rork.ru/page3.php).



Таким образом, миф о том, что стоит «запустить» учащихся в Интернет, и они там сами всему научатся, — всего лишь миф. Всему нужно учить и учить специально.


Известное отрицательное воздействие Интернет — вытеснение последовательного вдумчивого поиска и изучения материала поверхностным «листанием»: «Тот же стиль во всём. Типичный представитель современности ориентирован на быстрое и поверхностное просматривание, на браузинг информации. Всё, что требует концентрации и внимания – отторгается. Современный человек не склонен размышлять, он или схватывает мысль, или пропускает её и переходит к следующей. Останавливаться и вникать некогда. Поток информации движется слишком быстро. Скорость восприятия и реагирования на информацию обратно пропорциональны глубине и критичности её восприятия. Открытость усвоению нового имеет оборотной стороной быстрое очищение резервов памяти от старого.



Такой человек – характерный представитель современного массового типа – по-своему высокоадаптивен, быстро схватывает, легко улавливает полезную для него крупицу информации в сплошном потоке информационных шумов. Он быстро адаптируется к новому и не отягощён грузом памяти о старом. Он динамичен, мобилен, коммуникабелен, незациклен, не усложняет жизнь философскими вопросами и глубокими чувствами, не привязан к месту, к семье, к постоянной работе, к кругу общения.



Такой человек идеально управляем. Его картина мира фрагментарна и эклектична. Его желания формируются текущей модой, и он не рефлексирует над причиной их возникновения. Незагруженность памяти не даёт почвы для сопоставления и понимания средне- и долгосрочных перспектив развития. Отсутствие склонности к глубокому анализу и деталям делает его взгляды и убеждения отражением текущей информационной волны. Одним словом, такого человека несложно полностью переформатировать, начиная от его картины мира и убеждений и заканчивая вкусом к одежде и бытовыми привычками.



Впрочем, его предельная управляемость сочетается с его субъективным ощущением собственной свободы, воспринимаемой как свобода реализации всех возникающих желаний и свобода от внутренних рамок и стереотипов. По сути своей человек такого типа представляет собой типичное произведение постмодерна: лишённую внутреннего ядра и единства стиля произвольную эклектику, полностью зависимую от внешнего контекста» (Сергей А. Строев «Постиндустриальный симулякр: добро пожаловать в ролевую игру». http://www.anti-glob.ru/st/strorsim.htm


Переключаются на «листание» и учителя, длительно работающие в Интернет. Вникать нет времени. "Соскладируем" — может быть, потом разберемся. Это становится почти манией, занимает значительное время жизни, способствует бессмысленной трате ее.



«Раньше информация о каком-то событии соотносилась с этим событием и могла быть оценена как правдивая или ложная. Теперь ситуация иная. Та или иная информация – сама по себе есть событие. Теперь быть – значит, прежде всего, существовать не в физическом мире, а в информационном. К примеру, как правильно организовать митинг? Так, чтобы он выглядел массовым при показе по телевидению. Какой он «на самом деле» не важно. На самом деле он именно такой, каким выглядит на экране. Своими глазами его увидят сотни, может быть тысячи. На экране его увидят десятки, а то и сотни тысяч. По своему социальному эффекту он будет именно таким, как он будет выглядеть в информационном пространстве, а не в физическом.



Отсюда вывод: грань между информацией и дезинформацией исчезла. Истинность или ложность информации при переходе социального бытия в информационный мир нечем оценивать.



Бытие определяет сознание. Бытие в информационном сетевом социуме определяет и соответствующие формы сознания. Большой поток данных требует быстрого переключения внимания. Если каждое сообщение прочитывать вдумчиво и внимательно, не хватит ни времени, ни психических сил на то, чтобы справляться с предъявляемыми современным социумом требованиями. Дефицит внимания, низкая способность к сколько-нибудь длительному сосредоточению, отмечаемые как характерные особенности современных детей и подростков, имеют свою оборотную сторону в способности быстро переключаться и выполнять несколько разных дел одновременно.



Адаптированное к современному бытию сознание легко справляется с постоянно прерывающей фильм рекламой, но совершенно не переваривает размеренный литературный стиль русской классики. Доходит до смешного, когда современный молодой человек может читать классическую литературу, только одновременно посматривая телевизор. Сознание, адаптированное к постоянному прерыванию и переключению, становится неадаптированным к их отсутствию.



Достаточно взглянуть на старую советскую газету и газету современную, чтобы оценить разрыв в прежнем и новом способе восприятия информации. Старая советская газета – это передовица на весь лист. Кто сейчас будет читать такую передовицу? Современная «продвинутая» молодёжь в лучшем случае отреагирует на такую форму подачи информации стереотипным комментарием: «Ниасилил патамушта многа букаф». Сейчас первая полоса газеты – это буквально винегрет из множества коротеньких сообщений, цветных коллажей, фотографий и кусочков статей, отсылающих к следующим страницам. Современная газета предназначена не для чтения, а для просматривания» (Сергей А. Строев «Постиндустриальный симулякр: добро пожаловать в ролевую игру». http://www.anti-glob.ru/st/strorsim.htm). (Интересно, многие ли дочитали до этого места…).



Если мы будем формировать таких людей, то каким же станет мир в ближайшем будущем? О какой науке может идти речь? Значит, учитель должен продумать систему мер, предотвращающую подобную ситуацию для учащихся и самого себя. Предупрежден — значит, вооружен. Но этого мало. Нужно формировать привычку вникать и разбираться в предложенной информации.



Очень часто приходится слышать и читать в сети как здорово, что на таком-то сайте нам все отлично объяснили и всему отлично научили. Это, с одной стороны, конечно, хорошо. Но ведь, с другой стороны, формируется значительный по своей численности контингент учителей с потребительским отношением, не желающих самостоятельно думать и самостоятельно разбираться. Они не могут научить думать и самостоятельно учиться своих учеников. Они податливы на убеждения самозванцев от педагогики, охотно «внедряют» бессмысленные «нововведения», потому что «это - веление времени». Скачивают все, что можно скачать, и «используют» на уроках.



Мне возразят, что эти учителя коллективно обсуждают и коллективно решают интересующие их проблемы. Где-то и так. Но в большинстве случаев приходилось наблюдать, что «сколько людей — столько и мнений», бесполезная потеря времени и никакого толку, пока не придет знающий человек и не расставит все на свои места. Если такой человек не приходит, его место занимают другие весьма бездоказательно уверенные в себе и своих идеях, которые они и навязывают окружающим с невероятным упорством. За время, попусту проведенное в сети в дискуссиях и ожидании «правильного решения», можно десять раз самостоятельно разобраться в интересующем вопросе.



С другой стороны, бывает очень полезно узнать мнение умных и знающих людей по разным поводам, что позволяет многое увидеть под новым углом зрения, будит воображение и активизирует творчество. Мне приходилось встречать в учительских сетевых сообществах таких замечательно добрых, умных, честных, искренних людей, что просто от того факта, что они есть, на душе становилось легко и радостно. Так что все очень индивидуально. Каждый должен решать сам - стоит ли время, проведенное в сети, того или нет, и не тратить свою жизнь зря.



Еще одна сторона вопроса касается тех, кто «все отлично объяснил и всему научил». Сделать это далеко не просто. Не просто простому учителю создать профессиональный сайт. Еще труднее наполнить его содержанием, которое было бы востребовано многими людьми. Те, кто делает это, сжигают свою жизнь, и им решать насколько это нужно.



Спасибо за внимание.


Использованные материалы:


Александр Сергеев «Проект капитуляции перед детьми» 15 февраля 2011 г. ТрВ № 72, c. 3, "Образование" http://trv-science.ru/2011/02/15/proekt-kapitulyacii-pered-detmi/.


Сергей А. Строев «Постиндустриальный симулякр: добро пожаловать в ролевую игру». http://www.anti-glob.ru/st/strorsim.htm


Поляков С.С. «Школа должна учить получать удовольствие (из опыта развивающего обучения в курсах физики и информатики)». Сб. материалов «Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5-9 классы)». Москва, «Новая школа», 1996 год, с.59-68. (http://polyakovss.rork.ru/page1.php)


Поляков С.С. «Интерактивный web-сайт как инструмент учителя для дистанционного обучения, воспитания и развития учащихся». Сб. трудов «Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в общем образовании»» ИТО-Саратов, 2-3 ноября 2009 г. (http://ito.edu.ru/2009/Saratov/IX/IX-0-10.html), (http://polyakovss.rork.ru/page2.php)


Поляков С.С. «О целесообразности использования элементов дистанционного обучения в рамках классической классно-урочной системы». Сб. трудов «Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в общем образовании»» ИТО-Саратов, 1-2 ноября 2010 г., ч.2, с.94-97. (http://polyakovss.rork.ru/page3.php)


Полный текст материала Статья "Мнение учителя о некоторых особенностях сетевого общения участников образовательного процесса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поляков Сергей Сергеевич  polyakovss
25.08.2012 1 3172 375

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 lenka-sadovnik • 09:41, 08.10.2014
Интересный материал!
[Материал]