Статья "Практико-ориентированный подход в обучении"
Автор:
Пак Наталья Николаевна
Учитель математики
ГБОУ лицей № 179 г. Санкт-Петербурга
Используемые интернет ресурсы:
Практико-ориентированный подход в обучении математике.
(Учитель математики ГБОУ лицея № 179 г.Санкт-Петербурга Пак Наталья Николаевна)
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
(Вильям Артур Уор).
С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения стал обязательным для первого класса, с 1 сентября 2015 года - для пятого класса. Для того, чтобы закон об образовательных стандартах, принятый Государственной Думой России был реализован, перед современным учителем стоит множество задач, которые необходимо решить. Но главными, на мой взгляд, являются:
Развитие у учащихся навыков и компетенций для возможности решения задач от бытовых до производственных и социальных;
Повышения качества образования за счёт более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера, а не предметного.
Реализация дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических и практических знаний;
Существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся.
К современному образованию предъявляются новые требования, вместе с тем появились новые возможности и новая ответственность. Теперь одним из основных требований к усвоению знаний учащимися является умение применять полученные знания в жизни. Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи. В школьных учебниках математики таких заданий разработано не достаточно, в пособиях они встречаются редко. Возникает необходимость составления подобных задач и определения их места на уроках математики и внеклассных мероприятиях.
Для составления практико-ориентированных задач необходимо:
- Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе;
- Определить направленность задачи ( предметная, надпредметная, межпредметная или профессиональная);
- Выбрать форму предоставления информации (текстовая, презентация, график, диаграмма, таблица и т.д.);
- Определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации;
- Разработать структуру задачи;
- Определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде чертежа, графика, схемы).
При изучении новой темы учителю необходимо показать ученикам, где используется новый материал, для чего он нужен. Это поможет повысить мотивацию к учению и приблизить полученные знания к жизненным ситуациям. В учебниках 5-6 классов содержится много текстовых задач практического содержания, гораздо сложнее обстоит дело с программой старших классов. Конечно, на помощь приходят задачи из материалов ЕГЭ ( типа В1, В10, В12) и элективные курсы. Но когда необходимо дать новое понятие, определение, то приходится отвечать на вопросы: «А зачем это надо изучать в школе? Где это можно применить?» Ведь если эти вопросы задаст ученик на уроке и учитель не сможет на них ответить, то о какой необходимости учиться может идти речь? Поэтому при подготовке к каждому уроку, учителю необходимо об этом задуматься.
Приведу несколько примеров из личной практики преподавания.
При введении определения синуса можно использовать понятие крутизны подъёма:
2) При изучении показательной функции, можно продемонстрировать применение её на практике.
Пример № 1.
Колония живых организмов (бактерий) растёт в результате размножения. После начала наблюдения установили, что их число N выражается показательной функцией N =n×a , где n-число бактерий в начальный момент времени t, а=соnst – характеризует быстроту роста. Эта константа зависит от условий внешней среды и от биологического вида организмов. Для бактерий возбудителей холеры а 4.
Пример № 2.
Многие процессы: охлаждение тела, давление воздуха в зависимости от высоты подъёма, самоиндукция в катушке после включения постоянного напряжения, радиоактивный распад описываются с помощью показательной функции. По формуле m(t)=m (0,5) можно вычислить массу m радиоактивного вещества в момент времени t, где m - масса в начальный момент времени (при t=0), T-период полураспада.
3) Для осознания определения производной полезно связать его с практикой. Можно использовать игровую форму: разбив класс на три группы- «химиков», «физиков» и «архитекторов», предложить работу по карточкам.
Карточки для работы в группах:
«Физики». Пусть есть электрическая цепь с некоторым источником тока. Обозначим через q(t) - количество электричества (в Кулонах), протекающее через поперечное сечение проводника за время t. Количество электричества есть функция времени, которая каждому значению t ставит в соответствие определённое q. Пусть h - приращение времени с момента to до to+h.
Найдите:
а) Среднюю силу тока за отрезок [to;to+h].
б) Мгновенную силу тока в момент времени to.
План оформления:
1. q(t)- это...
2. h-это....
3. I средняя =....
4. I(to) =......
«Химики». Пусть некоторое вещество вступает в химическую реакцию. Количество этого вещества, вступившего в реакцию в момент времени t обозначим m(t). m(t) - это функция времени, которая каждому значению времени ставит в соответствие определённую массу. Пусть h - это приращение времени с момента времени to до to+h.
Найдите:
а) Среднюю скорость химической реакции за [ to;to+h].
б) Мгновенную скорость химической реакции в момент времени to.
План оформления:
1. m(t)-это....
2. h-это......
3. v средняя =....
4. v(to) =........
«Архитекторы». Пусть имеется балка. Массу балки в определённой точке х (х -длина балки) обозначим за m(x). Пусть h - приращение длины балки от точки xo до xo+h. Найдите:
а) среднюю плотность балки на [xo; xo+h];
б) Точную (мгновенную) плотность балки в точке xo.
План оформления:
1.m(x)-это.....
2.h-это.....
3. средняя =.....
4. (xo) =.....
Необходимо привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности. Полезно давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод. Например, в том, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, ученики могут убедиться, построив их и получив сами это утверждение. Таких примеров практико-ориентированных задач бесконечно много, и любой опытный учитель использует их, но, к сожалению, не так часто. Ранее учитель стремился к предметному результату образования: знает человек математику или нет. Сейчас главным результатом образования становится результат не предметный, а личностный. Способность человека к самопроектированию, саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории – это то, что необходимо заложить в современную методологию для того, чтобы наше подрастающее поколение было конкурентоспособным и успешным.
По моему мнению, практико-ориентированные задачи способствуют:
- повышению качества математической подготовки учащихся;
- пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;
- созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся;
- повышению мотивации к учению.
Выпускники должны уметь применять свои знания и самостоятельно набираться умений и навыков. В настоящее время для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности. Надо учитывать, что результат деятельности школы оценивается не только по уровню знаний выпускника, но и по тому, насколько он сформирован как личность. Значит, в данном случае составной частью стандарта неизбежно становится программа не только обучения, но воспитания и социализации.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пак Наталья Николаевна
→ natapak 17.10.2012 0 8900 980 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.