Круглый стол (мастерская" "Культура педагогического общения"
« культура педагогического общения»
Мастерская о ценностях общения и взаимоотношениях учителя и ученика.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется-
И нам сочувствие дается
Как нам дается благодать…
Ф. И. Тютчев.
Мастерскую подготовила
Клеус Е.Н. ,
учитель математики
МОУ «СОШ с. Койгородок»
В центре обсуждения мастерской проблемы неблагополучия во взаимоотношениях между учителем и обучающимся.
Замысел мастерской заключается в том, что бы помочь педагогам научиться избегать проблемных ситуаций в общении с обучающимися, быстро и правильно их решать.
Открывается мастерская «ситуацией встречи», встреча начинается с улыбки. Участники обмениваются приветствиями. При встрече с мастером каждый получает карточку с одной буквой. В процессе знакомства из имеющихся карточек надо составить слово, которое будет объектом обсуждения в мастерской. Произносится слово «конфликт». Присутствующим предлагается перечислить составные части конфликта. Это: конфликтная ситуация, оппоненты, объект конфликта. Задание участникам мастерской: Дать характеристику составляющим конфликта.
Предполагаемые ответы:
Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между участниками конфликта, на что претендует каждый из участников. Объект может быть материальным (например, престижная вещь), идеальным (например, правило поведения).
Конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, ее составляют оппоненты и объект конфликта с их отношениями и характеристиками.
Вопросы участникам мастерской: (Для обсуждения в кругу)
Причины конфликтности в подростковом возрасте?
Можно ли предотвратить конфликты?
Предполагаемые ответы:
Конфликтные формы поведения возникают, когда не учитываются возрастные изменения в требованиях подростка к формам общения, не меняется само взаимоотношение взрослого с ним. Очень часто общение учителя с учениками – подростками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность контролировать, запрещать, наказывать, требовать подчинения и т. д. Сталкиваясь с конфликтным поведением подростков на уроке, учителю важно видеть за этим не только отрицательные качества учащихся , сколько проявление неудовлетворенности ребенка во взаимоотношениях с учителем. Для предотвращения конфликта необходимо установить его истинные причины, понять его строение и смысл.
Далее предлагается поиграть в «конфликт».
Присутствующие делятся на группы и становятся участниками конфликтной ситуации: Идет урок рисования, учительница огласила отметки, выставленные детям за работы. Одному из учеников, Игорю К, показалось, что учительница поставила ему заниженную отметку. Он грубо обозвал учительницу и вышел из класса. 1группа - выступит в роли учителя рисования, 2группа - трудного ученика (Игоря К.), 3группа – классного руководителя, 4группа – одноклассников Игоря К. Предлагается проанализировать ситуацию и определить линию поведения для каждого участника конфликта, позволяющую как можно скорей его погасить. После небольшого обсуждения обыгрывается ситуация и каждая группа предлагает свою стратегию разрешения конфликта. Следующий шаг – озвучивание пути разрешения конфликта, выбранного его реальными участниками.
На следующем этапе участники по очереди зачитывают педагогические ситуации и выбирают правильный, на их взгляд, путь решения из нескольких предложенных.
Педагогические ситуации на уроке:
В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?
А) Выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий – а вдруг она уважительная?
Б) Какой бы ни была причина опозданий, серьёзно поговорить с учащимся и его родителями, предупредить их о возможных негативных последствиях подобных опозданий.
В) Один раз запереть дверь класса на ключ и не пустить опоздавшего - пусть помается в коридоре!
Г) Предложить однажды свою помощь этому ребёнку, например позвонить ему домой в 6часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, что бы положит конец опозданиям.
Урок химии в 9классе. Учитель пишет на доске формулу за формулой. Вдруг один из учеников встает и громко спрашивает: «Ирина Борисовна, а зачем нам все это надо?» как реагировать на это учителю?
А) Решительно осадить «вольнодумца», намекнув, что он все поймет
на контрольной.
Б) сухо и без комментариев посадить ученика
В) пропустить эту реплику мимо ушей.
Г) сурово заметить, что пока общеобразовательная школа у нас бесплатная, нужно учиться всему, чему только можно, - завтра такой возможности, может, и не будет…
Д) сделать вид, что не поняли смысл вопроса, и ответить, что без этих формул нельзя будет решить контрольную.
На уроке ребенок выводит учительницу из себя, она забирает его дневник, кладет в стол и говорит, что вернет только после уроков – на дополнительном занятии. Улучив момент, мальчик тайком забирает свой дневник из учительского стола, а затем, придя на дополнительное занятие, как ни в чем не бывало напоминает учительнице о дневнике. Она лезет в стол – он пуст. Некоторые из ребят смеются – и учительница сразу понимает в чем дело. Как поступить?
А) двойной поступок требует соответствующего наказания: лучше тут же отправиться вместе с провинившимся к завучу или директору.
Б) с дневником вы потерпели фиаско – видимо, эта форма наказания не эффективна.
В) посмеяться в месте с ребятами, а вечером позвонить родителям мальчика и серьёзно поговорить.
Г) сурово заметить ребенку, что он не только хулиган, но еще и вор.
Учительница истории рассказывает о пирамидах. Вдруг один из учеников заявляет « Вы так говорите, потому что сами эти пирамиды никогда не видели!» «А ты видел?» - спрашивает учительница. «Конечно» - отвечает мальчик. Учительница смущена. Как поступить?
А) Смело парировать: «Я хоть и не видела пирамиды, но знаю о них больше тебя!»
Б) Предложить мальчику: «Ну, раз ты видел пирамиду, то расскажи нам о них!»
В) Язвительно заметить: «Видеть – то ты видел пирамиды, да видно, ничего не понял. Так что сиди и слушай!»
Г) Предложить: « Очевидцу к следующему уроку приготовить небольшой рассказ о пирамидах, какими их увидел мальчик.
Д) Пошутить: «Бедные пирамиды! Как же они тебя вытерпели?»
Е) спокойно продолжить урок, а в конце его записать выскочке замечание в дневник.
Рекомендованные ответы:
А, Б, Г
Б, В, Д
А, Б
Б, Г
Очень важный момент в мастерской – итоговое обобщение. Каждый участник высказывает свое мнение по проблеме « Как избежать проблемных ситуаций на уроке?». Для этого надо:
Видеть в ученике развивающуюся личность.
Учитывать возрастные особенности ребенка.
Реализовать потребности обучающихся в равноправном, культурном общении.
Предотвращать возникающее отрицательное эмоциональное отношение к ситуации общения.
Рефлексивный этап мастерской заключается в следующем: на столе разложены карточки с высказываниями, афоризмами, изречениями, мудрыми мыслями о нравственности, этике и культуре, справедливости и несправедливости, добродетели и знании, учителе и ученике… Требуется восстановить текст высказывания, собрав вместе его части. Как только удается это сделать, высказывание зачитывается.
Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; |
для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не надо делать. Л.Н.Толстой |
Нельзя быть справедливым, |
не будучи человечным. Л. Вовенарт |
Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, |
она не даёт им нанести вред. Ф.Бэкон |
Несправедливость достигается двумя способами: |
или насилием, или обманом. |
Чтобы не нуждаться в том, кто творит справедливость, |
будь справедлив сам. «кабус - наме» |
Справедливость, не поддержанная силой, немощна; сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, несправедливой силой всегда будут возмущаться. |
Значит, надо объединить силу со справедливостью, и либо справедливость сделать сильной, либо силу справедливой. Б.Паскаль |
Тактичность, деликатность заключаются в том, чтобы не делать и не говорить того, |
чего не позволяют окружающие условия. Гегель |
Нужно очень немногое, чтобы отличаться утончённостью манер, |
и очень многое , чтобы отличаться утончённостью ума. Ж. Лабрюйер |
Страх не научит детей отличать добро от зла; |
кто боится боли, тот всегда поддастся злу. Ф.Э.Дзержинский |
Детей наказывай стыдом, |
а не кнутом. Русская пословица |
Кто не может взять лаской, |
тот не возьмёт и строгостью. А. П Чехов |
Немало можно добиться строгостью, многого- любовью, |
но всего больше – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. И.Гёте |
Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, |
вырастает человеком, более сознающим своё достоинство. Н.Г. Чернышевский |
Мы часто клеймим чужие недостатки, |
но редко, пользуясь их примером, исправляем свои. Ф. Ларошфуко |
Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, |
как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. Сенека |
Прежде чем смеяться над людьми, |
надо научиться любить их всем сердцем. Ж.Ренар |
Умеет смеяться по-человечески тот, |
кто по-настоящему любит людей. В.А.Сухомлинский |
Насмешка - это наиболее утончённый способ выставить недостатки других. Д.Локк |
Склонность к осмеянию говорит порой о скудности ума. Ж.Лабрюйер |
Берегите слёзы ваших детей, |
Дабы они могли пролить их на вашей могиле. Пифагор |
Хочется надеяться, что мастерская станет «часом ученичества» в сложной науке педагогического общения, поможет избежать неприятных ситуаций на уроках и принять вовремя единственно верное решение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клеус Елена Николаевна
→ kleuselena 05.11.2012 0 6689 654 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.