Мастер-класс "Создание учебных совместных документов сервисами Google"
В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса невозможна без использования современных технологий обучения. Наиболее актуальной задачей обучения и воспитания можно назвать развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века: личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, коммуникативные умения, способности к саморазвитию, развитие мышления, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы.
Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями.
Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которые стремительно меняются и совершенствуются. Перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги сетевых служб для учащихся и преподавателей. Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения: сервисы Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучащимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком.
Стоит обозначить проблемы:
Цели мастер-класса:
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться». (Приложение 1)
Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:
Google-cайт - как учебная среда
Технические возможности этого сервиса основаны на бесплатном хостинге и wiki-технологии. И этого вполне достаточно, чтобы создать на сайте полноценную электронную учебную среду.
Рассмотрим коротко, как функционал данного сервиса может быть использован для создания среды обучения. Прежде всего – это возможности создания html-страниц и настроек навигации по создаваемым страницам. Есть автоматическое и пользовательское дерево навигации по сайту. Редактор страниц позволяет добавлять информацию из других приложений Google, таких как Google Docs, Google Calendar, альбомы Picasa, видеохостинг YouTube.
Еще одно немаловажное достоинство - возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ учащихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам.
Для организации дистантного обучения всех перечисленных возможностей хватает для:
Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения. Остается придумать, как лучше структурировать образовательный контент и, главное, как обеспечить его подачу в условиях полного или частичного дистанта - и для взаимодействия в режиме реального времени, и в "оффлайне".
Форма Google
Форма Google – отличный помощник учителя. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.
Вот некоторые примеры использования формы Google в образовании:
Таблицы Google
Таблицы – одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. С помощью таблиц Google можно выполнять:
Возможности сервиса:
Возможности сервиса:
Вышеизложенные технологии я применяю для организации учебного процесса в 9-11 классах. Предложенная мною технология является моделью «обучения за дверью кабинета». Это – ежедневная деятельность учителя, это – основа, платформа для построения образовательного пространства, членами которого являюсь я, и мои ученики. Сайт виртуальных кабинетов размещены по адресам:
Электронный кабинет учителя состоит из виртуальных кабинетов и рабочих тетрадей в формате google-сайтов, которые позволяют организовать сетевое взаимодействие между обучающимся и учителем. На сайтах кабинетов размещаю учебный материал, вопросы для исследования и учебные задачи. Обучающиеся на сайтах-тетрадях публикуют результаты выполнения домашних заданий. Мною используются google-формы для тестирования и анкетирования, классные журналы, google-документы с общим доступом для создания совместных документов и публикации успеваемости обучающихся.
Для работы с классом я также использую возможности Google. Основным ресурсом для обобщения жизнедеятельности моего классного коллектива является сайт класса «Пятый элемент» (https://sites.google.com/site/sch95kl/), значимость которого уже оценили родители моих учеников.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
С 2009 года мною не случайно была выбрана тема самообразования: «Организация учебного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов Веб 2.0». Свой опыт работы по теме самообразования я представляла на разных уровнях: в своём образовательном учреждении, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:
Свой опыт, инновационные идеи по работе с обучающимися и построению образовательного пространства нового формата я обобщаю и представляю на сайтах педагогических интернет-сообществ и мастер-классов.
Считаю опыт своей работы интересным и востребованным среди коллег в профессиональном сообществе, в методическом объединении учителей информатики и учителей-предметников. Самые значимые профессиональные достижения опубликованы на моей странице Иркутской Вики
http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Участник:Сероштанова_Ирина.
Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями.
Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которые стремительно меняются и совершенствуются. Перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги сетевых служб для учащихся и преподавателей. Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения: сервисы Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучащимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком.
Стоит обозначить проблемы:
- учителям не достает компетенций при работе с сетевыми сервисами;
- учителя пока еще мало обмениваются друг с другом тем, что создали;
- есть опыт решения проектных задач в малых группах, состоящих из учителей, но проблема в том, что это чаще всего один и тот же состав учителей, не удается привлечь новых учителей к сотрудничеству;
- большая часть учителей практически не имеет опыта сотрудничества в разработке учебных материалов.
Цели мастер-класса:
- Рассмотреть возможности использования сервисов google в деятельности учителя;
- Осмыслить возможности использования социальных сервисов Интернета в практической деятельности учителя-предметника.
- познакомиться с понятием сервисы Web 2.0;
- смоделировать ситуацию обучения с использованием сетевых сервисов Интернет;
- рассмотреть варианты использования сервисов Google в совместной работе членов учебной группы.
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться». (Приложение 1)
Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:
- минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
- google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);
- Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
- все инструменты Google бесплатны.
Google-cайт - как учебная среда
Технические возможности этого сервиса основаны на бесплатном хостинге и wiki-технологии. И этого вполне достаточно, чтобы создать на сайте полноценную электронную учебную среду.
Рассмотрим коротко, как функционал данного сервиса может быть использован для создания среды обучения. Прежде всего – это возможности создания html-страниц и настроек навигации по создаваемым страницам. Есть автоматическое и пользовательское дерево навигации по сайту. Редактор страниц позволяет добавлять информацию из других приложений Google, таких как Google Docs, Google Calendar, альбомы Picasa, видеохостинг YouTube.
Еще одно немаловажное достоинство - возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ учащихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам.
Для организации дистантного обучения всех перечисленных возможностей хватает для:
- структурирования учебного материала,
- организации навигации по сайту,
- размещения ссылок на ресурсы (приложения),
- обеспечения совместного доступа,
- отслеживания информации о действиях учащегося на сайте.
Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения. Остается придумать, как лучше структурировать образовательный контент и, главное, как обеспечить его подачу в условиях полного или частичного дистанта - и для взаимодействия в режиме реального времени, и в "оффлайне".
Форма Google
Форма Google – отличный помощник учителя. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.
Вот некоторые примеры использования формы Google в образовании:
- регистрация участников учебных проектов;
- промежуточный контроль, викторина, опросы, анкеты
- организация совместной работы группы, самооценка,
- рефлексия.
Таблицы Google
Таблицы – одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. С помощью таблиц Google можно выполнять:
Возможности сервиса:
- Импорт, преобразование данных и экспорт.
- Форматирование и изменение формул для вычисления результатов. При этом используются команды, изменяющие содержимое клеток (очистить, редактировать, копировать) и команды, изменяющие структуру таблицы (удалить, вставить, переместить).
- Создание диаграмм. Диаграммы являются эффективным средством наглядного представления числовых значений и соотношений между ними.
- Встраивание таблицы или ее отдельных частей в свой блог, веб-сайт.
- Создание таблиц для отслеживания продвижения в проекте (выполненные, невыполненные задания).
- Совместное наполнение учащимися таблиц по заданной теме, например создание SWOT-анализа объекта, процесса, явления.
Возможности сервиса:
- Создание онлайн рисунков, схем с помощью автофигур, текстового поля, вставки картинок/фотографий с диска компьютера или из сети Интернет (есть встроенный поиск внутри сервиса).
- Вставка готового рисунка (схемы), выполненного с помощью Google Рисунок в текстовые документа Google.
- Возможность совместной работы нескольких пользователей на одном листе (рисунке).
Вышеизложенные технологии я применяю для организации учебного процесса в 9-11 классах. Предложенная мною технология является моделью «обучения за дверью кабинета». Это – ежедневная деятельность учителя, это – основа, платформа для построения образовательного пространства, членами которого являюсь я, и мои ученики. Сайт виртуальных кабинетов размещены по адресам:
- 9 класс – https://sites.google.com/site/virtkab9/,
- 10 класс – https://sites.google.com/site/virtkab10/,
- 11 класс – https://sites.google.com/site/virtkab11/).
Электронный кабинет учителя состоит из виртуальных кабинетов и рабочих тетрадей в формате google-сайтов, которые позволяют организовать сетевое взаимодействие между обучающимся и учителем. На сайтах кабинетов размещаю учебный материал, вопросы для исследования и учебные задачи. Обучающиеся на сайтах-тетрадях публикуют результаты выполнения домашних заданий. Мною используются google-формы для тестирования и анкетирования, классные журналы, google-документы с общим доступом для создания совместных документов и публикации успеваемости обучающихся.
Для работы с классом я также использую возможности Google. Основным ресурсом для обобщения жизнедеятельности моего классного коллектива является сайт класса «Пятый элемент» (https://sites.google.com/site/sch95kl/), значимость которого уже оценили родители моих учеников.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
С 2009 года мною не случайно была выбрана тема самообразования: «Организация учебного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов Веб 2.0». Свой опыт работы по теме самообразования я представляла на разных уровнях: в своём образовательном учреждении, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:
- 2009г.–II региональная научно-практической конференция «Информационное сопровождение учащихся в образовательном процессе», публикация «Сетевые сервисы Web 2.0»;
- 2010г.–VII(XXIII) Всероссийская НМК «Совершенствование качества профессионального образования», публикация «Виртуальное образовательное пространство как зеркало новой информационной технологии»;
- 2011г.–VIII(XXIV) Всероссийская НМК «Совершенствование качества профессионального образования», публикация «Создание виртуального учебного кабинета сервисами Google»;
- 2011г.– Форум «Образование Братска-2011», победитель конкурса выпускников программы Intel в номинации «Учебный проект»;
- 2011г.– Всероссийская педагогическая видеоконференция «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации»;
- 2011г.–Всероссийский конкурсный проект «Мой кейс Веб 2.0»;
- 2012г.– Форум «Образование Приангарья-2012», региональная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», участие;
- 2012г.– Форум «Образование Приангарья-2012», VII конкурс учебно-методических разработок с использованием ИКТ, лауреат, особый диплом за использование сервисов Web 2.0.;
- 2012г.– МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи», V фестиваль инновационных идей «Формирование развивающей образовательной среды средствами медиаобразования», презентация «Использование сетевых сервисов в практической деятельности педагога»;
- 2012г.– школьный Единый методический день презентация темы самообразования «Организация учебного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов Веб 2.0»;
- 2012г.– Всероссийский слёт учителей Сочи-2012, мастер-класс «Путешествие с картами Google»;
- 2012г.– Всероссийский слёт учителей Сочи-2012, семинар «Использование сетевых сервисов Web 2.0 в работе учителя-предметника»;
- 2012г.– Всероссийский он-лайн педсовет «Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения», организован НОУ «Открытый молодёжный университет» г.Томска.
Свой опыт, инновационные идеи по работе с обучающимися и построению образовательного пространства нового формата я обобщаю и представляю на сайтах педагогических интернет-сообществ и мастер-классов.
Считаю опыт своей работы интересным и востребованным среди коллег в профессиональном сообществе, в методическом объединении учителей информатики и учителей-предметников. Самые значимые профессиональные достижения опубликованы на моей странице Иркутской Вики
http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Участник:Сероштанова_Ирина.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сероштанова Ирина Георгиевна
→ irseroshtanova 23.02.2013 0 13023 1027 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК