Психологическая компетентность педагога (практико-значимый проект)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА№185 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Практико-значимый проект
Психологическая компетентность педагога
Работу выполнил: Каргапольцева С.Ю.
учитель русского языка и литературы
г. Екатеринбург
2013
1. Теоретические основы психолого-педагогической компетентности 5
2. Условия повышения и развития уровня психологической компетенции педагога 8
Введение
Ориентируясь на возникшие новые социально-экономических условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. Современный школьник нуждается не только в получении информации, но и в методах и способах ее получения.
На эффективность обучения школьника влияет профессиональная компетентность педагога. Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.
Профессиональная деятельность педагога относится к типу «человек - человек», поэтому особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д.
Существует огромное количество исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности педагогов, например, в работах психологов Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна подробно раскрыты основы психолого-педагогической компетентности педагога, а исследования В. С Аванесова выявили различные методы и средства диагностирования уровня профессиональной компетентности педагога.
Не смотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния учащихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования.
Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога. Таким образом, становление современного педагога как профессионала показывает особую актуальность повышения уровня психологической компетентности.
Цель проекта: выявить условия, которые позволяют повысить уровень психологической компетентности педагога.
Предмет: условия повышения уровня психологической компетентности педагога.
Гипотеза проекта: уровень психологической компетентности педагога повысится, если будут выявлены условия ее повышения.
Задачи проекта:
На основе анализа теоретического материала по проблеме психологической компетентности педагогов раскрыть ее понятие и сущность.
Выявить организационно-психологические условия для повышения уровня психологической компетентности педагога.
Методы исследования: теоретический метод: анализ документов по вопросам образования, программ, учебно-методической, педагогической и психологической литературы.
Практическая значимость результата проекта. Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности.
Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности.
Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и психологическая компетентность. Мы уже упоминали, что деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д.
Анализ литературы в профессиональной компетентности педагога выявил, что в последние десятилетия проблема психологической компетентности является ведущей в исследованиях как отечественных так зарубежных психологов (Аргайл М., Якиманская И.С., Кузьмина Н.В., Берне Р. и др.). Исследователи в данной области высказывают множество определений понятия «психологическая компетентность педагога». Остановимся на нескольких.
Психолог Якиманская И. С. под психологической компетентностью понимает «совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения».1
Педагог-психолог Лукьянова М. И. считает, что психолого-педагогическая компетенция педагога – это совокупность определённых качеств педагога с высоким уровнем способности к профессиональной педагогической деятельности и к эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.2
Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью непосредственно связанной с детьми. Кроме этого педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.
Структура психологической компетенции педагога рассматривалась в трудах ведущих психологов в данной области Ю.И. Емельянов, Н. В. Кузьмина, Л.С. Колмогорова, Холодная Л.А и многие другие. Рассмотрим структуру предложенной Н.В. Кузьминой. Психологическая компетентность, по мнению, Н. В. Кузьминой, состоит из следующих взаимосвязанных между собой подструктур:
- это социально-перцептивная компетентность;
- социально-психологическая компетентность;
- психолого-педагогическая компетентность;
- коммуникативная компетентность.
По мнению, большинства ведущих педагогов-психологов, это определение является наиболее полным и перспективным в изучении психологической компетентности педагога. 3
Лазаренко Л.А., занимаясь изучением проблемы профессиональной компетентности педагога, приходит к выводу, что психологическая компетентность должна включать в себя и способности педагога принимать и осмысливать психологическую информацию и строить на её основе систему отношений с учащимися.4
Основным же критерием для выяснения сформированности психологической компетентности педагога является показатель его умения самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя развитию личности учащихся.
Исходя из гипотезы и цели нашего проекта, мы считаем, что для повышения уровня психолого-педагогической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психологической компетентности. Речь о них пойдет далее.
В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.
Кроме этого, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил нам выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:
Педагогический такт - это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое
Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.
Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.
6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей
7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.
8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.
9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.
И еще мы бы хотели особо упомянуть о таком немаловажном условии, как способность педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышают уровень воздействия на учащихся.
Таким образом, мы считаем, соблюдение вышеназванных условий способствует повышение уровня психологической компетентности педагога.
Заключение
Повышения уровня профессионализма работников образования является достаточно актуальной проблемой в современной системе образования. Профессиональная деятельность педагога - это единство его психологической и педагогической деятельности, сочетание которой определяет ее эффективность. Так как в настоящее время существует проблема психологической компетентности педагога, то мы считаем, что устранению этой проблемы путем повышения уровня психологической компетентности педагога способствуют самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях. Кроме этого для успешного развития и формирования уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, способствующие этому.
Для этого в рамках нашего практико-значимого проекта, нами решены следующие задачи:
На основе анализа существующего теоретического материала по проблеме психологической компетентности педагогов мы раскрыли понятие и сущность психологической компетентности педагога.
Нами выявлены и сформулированы организационно-психологические условия для повышения уровня психологической компетентности педагога.
Высококомпетентный педагог - это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.
Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то мы считаем, что психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.
Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности.
Список литературы
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. «Возрастная и педагогическая психология»: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М., 2003.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2002.
Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68
Гончарова Н.А. Разработка структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетенции будущего учителя в условиях информатизации образования /Образование и общество. – 2008. – №1.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. - 143 с.
Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации //Современные наукоемкие технологии. – 2008. - №1 – с. 67-68.
Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации //Современные наукоемкие технологии. – 2008. - №1 – с. 67-68.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каргапольцева Светлана Юрьевна
→ svetlana1326 26.11.2013 0 3566 429 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.