Доклад "Социализация обучающихся"


Шмелева Инна Витальевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №18 имени Э.Д.Потапова


Социализация обучающихся – роль школы

на каждом этапе жизни ребенка.


Социализация (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Определяется социально-экономической структурой общества.

Многие из учителей, работающих в современной школе, начинали свою педагогическую деятельность во времена, когда наше государство имело название Советский Союз. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство из учителей с большой долей ностальгии вспоминают организацию учебного процесса в советской школе (одна рабочая программа, четкие государственные образовательные стандарты, грамотно составленные учебники, от количества которых не кружилась голова). Но самое главное, что, проектируя учебный процесс и внеурочную деятельность, советская школа ориентировалась на конкретный, понятный всем социальный заказ, формулируя конкретные цели своей деятельности. Деятельность всех подструктур образовательной системы (школ, досуговых учреждений, секций, клубов, художественных и музыкальных школ) была достаточно успешной, в первую очередь, потому, что базировалась на одних и тех же принципах и направлена была на формирование одних и тех же смысложизненных ориентаций, т.е. институт образования в этом смысле представлял собой целостную систему. Бесспорным центром образовательной системы была школа. Именно там закладывались основы мировоззрения, усвоения социально-ролевых установок. И помогали этому пионерская и комсомольская организации, которым нет альтернативы в современной школе.

В 90-е годы в постсоветском пространстве наступило «время безвременья», когда старые устои были порушены, а на смену им долгое время не поступал никакой государственный социальный заказ. Объяснить это можно отчасти тем, что государство, поглощенное проблемами, забыло о том, что оно, прежде всего, должно выработать национальную политику.

Сейчас наступило время, когда у государства появилась национальная политика, заработали национальные проекты, но достаточно стабильным наше время все таки не назовешь. Сегодня для эффективной социализации в обществе крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому человеку адекватно «вписаться» в общество и «бесконфликтно реализовать себя в нем», но и в определенном смысле затруднят эти процессы. Сегодня особую значимость приобретают совершенно иные личностные качества.

Учитель и воспитатель не всегда в своей работе ориентируется на все необходимые аспекты создания востребованной в социуме личности. Так опыт создания совместных предприятий в крупных городах России показал, что одним из главнейших недостатков выпускников одних из престижнейших вузов страны является неумение работать в группах, т.е. в коллективе.

Так же многие не способны работать креативно, т.е. творчески, предлагая своему начальству различные способы развития предприятия. Известны примеры, когда на производственных собраниях руководитель просит коллектив внести рационализаторские предложения, но наши сограждане привыкли к сугубо исполнительским функциям. «Я буду делать все, что вы скажете, что вы от меня еще хотите?» - такова установка большинства работников. Только после очередной волны увольнений персонал предприятия начинает «шевелиться» и ценой невероятных усилий заставляет себя мыслить, фантазировать, творчески подходить к работе. Такой человек, привыкший выполнять автоматически свою работу напоминает всем известного Акакия Акакиевича Башмачкина, который в принципе-то очень хороший человек – добрый, простодушный, незаметный, послушный, но не способный к карьерному росту, к саморазвитию. Как только ему предлагают повышение (переписывание бумаг с изменением падежа в некоторых местах), он не справляется с этой задачей.

По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каждый из нас, из учителей, представляет себе некий образ идеального выпускника. Некоторые качества нам кажутся наиболее важными, ценными. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? Давайте вместе попробуем смоделировать такого ученика (зал предлагает варианты).

Сегодня особозначимыми качествами становятся:

  • самостоятельность

  • умение делать выбор и брать за него ответственность

  • инициативность

  • стрессоустойчивость

  • умение преодолевать ситуацию неуспеха

  • профессиональная мобильность

(все это возможно при развитых механизмах рефлексии)


Ученик школы должен:


Целью взрослого сообщества является обеспечение растущего человека теми средствами, которые дадут ему возможность раскрыть свой потенциал, освоить эффективные способы взаимодействия с социумом, найти достойное место в жизни. Но учить самостоятельности, инициативности и другим жизненноважным качествам поздно в 10-11-х классах. Школа должна на каждом этапе жизни ребенка готовить его к успешной социализации.

Так в школу приходят дети, часть которых в дошкольных учреждениях уже прошла один из первых этапов жизни в коллективе. Но другая часть первоклассников не была охвачена никаким дошкольным образованием. Педагоги нашей нашей школы работают над проблемами общения, развития детей с разным уровнем подготовленности к школе, формируя качества успешной в будущем личности.

Совершенно очевидно, что сегодня перед образованием как социальным институтом, основная задача которого в обеспечении «подготовки новых членов общества», а, точнее, в обеспечении бесконфликтного и эффективного вхождения молодого человека во взрослое сообщество, стоят кардинально иные задачи.

Понятие «образование» приобрело в настоящий момент качественно иной смысл, смысл, который отражает специфику российского общества на современном этапе его развития. И компетентный выбор учащихся является непременным условием, основанием, фундаментом для саморазвития личности.

Сегодня и государство через закон «Об образовании» зафиксировало новые требования общества к институту образования. Эти требования, в первую очередь, связываются с личностным компонентом образования. Это ведет к необходимости перехода «от адаптивно-дисциплинарной модели» образования, рассчитанного на среднего ребенка, к личностно ориентированной модели образования, в центре внимания которой – личность каждого – многоплановая и неповторимая.

Однако институт образования – система достаточно инерционная, которая весьма тяжело перестраивается даже при глубоком осознании крайней необходимости изменений. Кроме того, самый сложный вопрос – это вопрос технологий, вопрос КАК это сделать.



Прежде всего, необходимо определить факторы развития личности. Очень часто мы говорим, что обуславливают развитие личности 2 фактора – наследственность и среда. Спору нет, наследственность и среда играют существенную роль в развитии личности, но природа и общество являются лишь предпосылками, хотя и фундаментальными, развития личности. Большинство отечественных психологов считают, что движущей силой развития личности выступает деятельность, что касается растущего человека, то – совместная деятельность со взрослым. В процессе совместной деятельности ребенок присваивает нормы, ценности, средства, роли, символы, являющиеся достоянием культуры. Чтобы правильно строить такую деятельность учитель должен знать, что с детьми разных возрастов требуется организация специфических видов деятельности. Развитие человека, переход его с одного возрастного этапа на другой подчинено определенным закономерностям, которые были положены Д.Б.Элькониным в основу разработанной им периодизации возрастного развития. В частности, было выделено, что для каждого возрастного периода характерна своя социальная ситуация развития, свой ведущий тип деятельности. Поэтому при затруднениях в воспитании и обучении детей разного возраста необходимо без замешательства обращаться к психологу и социологу, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации. Особенно сложной ситуацией является период возрастного кризиса. Кризисы – периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, это переломные пункты в нормальном течении психического развития. Кризис возникает на границе двух возрастов, при переходе от одной возрастной ступени к другой и знаменует окончание одного возрастного периода и начало следующего. Источником кризиса являются острые противоречия между выросшими физическими, психическими возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности, которые в данный момент не могут удовлетворить ребенка. Но самим подросткам так же важно уметь разбираться в себе самих, в требованиях, предъявляемым к ним современным социумом. И достаточно эффективным в плане социализации подростков могут являться элективные курсы для 8-9-классников на данную тематику.

Существует два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу: «Я и О» и «Я в О». В первой акцент делается на себя и выражается в стремлении понять свое «я», выделить себя, найти свою позицию и заявить о ней. Во второй преобладает стремление приобщиться к социальному опыту, «встраивая» себя в окружающую действительность.

Становление позиции «я в обществе», «я» среди других, связано с актуализацией предметно-практической стороны деятельности, в процессе которой происходит социализация ребенка – освоение социального опыта через освоение орудий, знаков, символов, овладение социально-зафиксированными действиями. Учится жить в правовом поле помогает обучающимся и такой предмет как право.

Одним из важнейших факторов взросления подростка является желание самоутвердиться и привлечь к себе внимание. И эта потребность в самоутверждении настолько сильна, что не имея возможности получить «+» признание, растущий человек будет добиваться «-» признания, чтобы ощущать свою значимость, а не равнодушие, безразличие со стороны окружающих. А где может самоутвердиться ребенок, кроме как в учебной деятельности? Это спорт, кружки по интересам, музыкальная, художественная школы. Школа, по началу без особого сожаления расставшись с пионерской и комсомольской организациями оказалась у «разбитого корыта» реальных институтов социализации. Возможность самоутвердиться за счет учебы очень сильно ограничена. Отдельные развлекательно-образовательные, культурно-спортивные мероприятия, проводимые в школе, не могут в полной мере способствовать решению тех проблем, которые подросток удовлетворяет в социально признаваемой и одобряемой деятельности. Поэтому особо важным является создание таких программ дополнительного образования, которые развивали бы ребенка, воспитывали его и одновременно давали ребенку возможность реализоваться и самоутвердиться. И наша школа начала работу в этом направлении. Так в этом учебном году прошли сертификацию программы дополнительного образования, которые помогут решить проблему социализации детей

Какие средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной модели современного выпускника? Это, несомненно, проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. но, к сожалению, мало учителей нашей школы активно используют этот вид деятельности на своих уроках в силу ряда объективных и субъективных причин. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. В этом учебном году начал работать коллежд-класс, где ведется дистанционное обучение, и ученики получают рабочие специальности. Но нам есть над чем работать, и мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка.

2



Полный текст материала Доклад "Социализация обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шмелева Инна Витальевна  inna_shmeleva
13.10.2014 0 2622 788

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК