Статья "Особенности нервной системы человека и их влияние на процесс обучения"
Особенности нервной системы человека и их влияние на процесс обучения.
Для лучшего усвоения учебного материала необходимо подбирать оптимальные сочетания из огромного количества средств доступных современной педагогике, а для того, чтобы подобрать такие сочетания, необходимо знать особенности физиологии нервной системы человека, ведь именно они лежат в основе любого познавательного процесса, в том числе и обучения.
Закономерности высшей нервной деятельности в своих работах описал русский физиолог Иван Петрович Павлов. Он ввел понятие о сигнальных системах: первая сигнальная система «собирает» информацию от различных органов чувств, вторая - через речь. Основная особенность заключается в том, что, если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе, т.е. у человека нет представления о том, что обозначают эти слова, то никакого мыслительного процесса не происходит. Простая иллюстрация данной закономерности: слово на иностранном языке, которого вы не знаете, не несет для вас никакой информации. Именно поэтому ученик должен представлять то, о чем ему рассказывают, а для этого необходима визуализация предмета или явления, и чем отдаленнее от привычных бытовых представлений информация, которую вы хотите донести, тем более необходимым становится показать ему, как это выглядит. Простой пример, ребенку из какой-нибудь небольшой народности проживающей вдали от цивилизации не хватает бытовых представлений, чтобы вообразить, как выглядит готический собор или детали космического корабля, если вы не показали ему наглядно, то для него это просто незнакомые слова. Согласно теории Павлова, человек воспринимает действительность через первую сигнальную систему, но для усвоения знаний необходимо участие второй сигнальной системы - слова. При взаимодействии первой и второй сигнальной системы, т.е. при взаимодействии слов и представлений, образуются необходимые нервные связи, именно поэтому нужно зрительные образы подкреплять словесными объяснениями.
Еще одна особенность нервной системы: все яркое, выбивающееся из обыденности привлекает внимание, так же, как и движущиеся предметы - это инстинкт. Использование визуальной наглядности способствует привлечению внимания учеников, но, чтобы удержать его, необходимо поддерживать интерес, а это не возможно без понимания. Как только ребенок теряет логическую нить происходящего, как только возрастает объем непонятной, «пустой» с точки зрения представления информации - внимание переключается. Но не только по этой причине не усваивается учебный материал... Дело в том, что длительное использование одного и того же анализатора «истощает» его, что так же приводит к переключению внимания. Этого можно избежать при чередовании видов деятельности во время урока, в этом случаи, процесс возбуждения будет затрагивать различные анализаторы, следовательно, и разные участки коры головного мозга, что позволит «отдохнуть» функционировавшим ранее клеткам.
Изучение закономерностей физиологии нервной системы помогает нам не только понять, как именно происходит тот или иной процесс, но и смоделировать варианты решения проблем. Например, в последние десятилетия все более отчетливо вырисовывается дисбаланс между быстрым ростом учебной информации и возможностью её эффективного усвоения. А вот и возможный способ решения, основанный на представлении ученых о функционировании нервной системы:
По данным разных источников от 50% до 80% всей информации, получаемой от органов чувств, приходится на зрение. Более того, пропускная способность зрительного анализатора в десятки раз выше, чем слухового. Именно эти особенности позволяют ученым предположить, что усиление визуальной наглядности поможет устранить сложившееся противоречие.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Холмовая Лидия Михайловна
→ Публикатор 03.05.2017 1 2331 110 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.