Статья "Информационно-компьютерные технологии как ресурс развития урока"


                           Л.А. Прозорова,

МКОУ СОШ №2 г. Омутнинска

Кировской области, Larproz@mail.ru

C.И.Мелехина, КИПК и ПРО

 

Информационно-компьютерные технологии

как ресурс развития современного  урока

 

Современное учебное занятие по технологии должно учитывать влияние всех вызовов (глобальных тенденций) современности на формирование сознания и  миропонимания подрастающей личности и ее оценку смыслов и ценностей. Так информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании  компьютерных технологий, культуры работы с информацией.    Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств  развивает ресурсы современного урока и  оптимизирует учебный процесс.  

Анализ исследований в области использования ИКТ в процессе обучения позволяет выделить три  основных подхода: 1) комплексное их использование на различных этапах урока; 2) частичное  использование готовых электронных образовательных  комплексов в учебном процессе; 3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений. При этом особое значение приобретает третий подход, при котором учитель имеет возможность реализовать собственные методические идеи обучения, адаптировать его содержание к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, модифицировать методические разработки, автоматизировать процессы консультирования, педагогической поддержки,  контроля результатов обучения.

Остановимся на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из  прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за  счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают  эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала [1].

Но следует отметить и негативные стороны этого явления. Глобальное распространение мультимедийных презентаций, выполненных в Power Point, приводит к формированию «клипового мышления» - эффекты начинают замещать содержание. Одним из способов преодоления этого явления - это переход на интерактивные системы презентации [4].  Действительно, неумелое применение анимации может принести вред вместо  пользы, так как внимание ученика будет направлено на отслеживание разных  способов эффекта, а не на ту информацию, которую ему следует усвоить. Чтобы  не превратить урок просто в шоу, вводимые эффекты анимации должны быть дидактически оправданы.

    Проведение школьных уроков с использованием презентационных технологий  для решения педагогических задач - это отдельное искусство. При создании презентаций нужно учитывать следующие принципы предъявления наглядности: узнаваемость, динамика, видеоряд, размер, оптимальность; требования к тексту: читабельность, структура, объём, формат; цветовой дизайн: лаконичность, психологическое воздействие, контраст[1]; познавательная ценность: смысловая нагрузка, степень проблемности, условия для проявления самостоятельности ученика. В этой имитации ученик становится как бы частью среды, субъектом действия, так как  компьютер обращается к опыту эмоциональной жизни субъекта. Это оказывает стимулирующее воздействие на познавательную и творческую активность ребенка, поскольку обращение к эмоциям способно создать психологический климат, благоприятный для более эффективного решения познавательных и практических задач.

Кратко опишем одну из  таких презентаций, созданных для урока в 6 классе по теме «Натуральные волокна животного происхождения». На первом слайде «Классификация текстильных волокон» происходит актуализация изученного в 5 классе и  получение новых знаний. Стрелки на слайде появляются сразу, как подсказка о количестве компонентов  классификации. Ученики вспоминают составляющие классификации, а затем сверяют их правильность с появляющимися по щелчку формулировками. На втором слайде представлен игровой элемент - угадай загадку «По горам, по долам ходит шуба да кафтан»? При нажатии на ответпоявляется отгадка (овца). По щелчку появляется второй вопрос: «Шерсть, каких животных применяется в жизни человека?». Учащиеся называют чаще только овцу. Им предлагается вспоминать других животных. После мозгового штурма по щелчку появляются коллаж, составленный из фото названных  и неупомянутых животных,  а также их список. Названия в списке являются гиперссылками на слайды, которые содержат дополнительную интересную информацию о них, с которой  можно познакомиться в оставшееся от работы время или дома, так как ученики имеют доступ к  презентации через Internet. Следующим шагом является знакомство со свойствами шерстяного волокна. Свойства на слайде появляются по щелчку и располагаются по кругу, а текст в направлении удобном для чтения.

Одним из интересных приёмов является авторский технологический приём «Интерактивная лента» Г.О. Аствацатурова [1,2]. Этот приём позволяет учащимся быстро усваивать способы получения и характеристики шерстяных и шёлковых тканей.  Приём внешне привлекателен и очень эффективен, так как является интерактивным:  он обеспечивает переход по гиперссылке с каждого отдельного элемента, т.е. гиперссылкой является сама иллюстрация. Каждый увеличенный объект является своеобразной «кнопкой возврата», т.е. гиперссылкой на первый слайд (возвратом к ленте). При создании слайда 1) формируются информативные блоки, состоящие из комплекса фотографий тканей и текстового сопровождения: описание внешнего вида, переплетения, применение ткани; 2) они группируются на слайде, через наложение одного на другой, размещенная справа кнопка прокрутки выступает в роли триггера, а  блоки появляются и исчезают по эффекту анимации «вылет».

Эффективно использование технологического приёма «Лупа» Г.О. Аствацатурова.   Чтобы лучше рассмотреть каждый из видов волокон шерсти исконцентрировать внимание на отдельно взятом изображении, необходимое изображение одного из видов шерсти  «вырезается», увеличивается, рисунок размещается в автофигуре «овал», создавая имитацию настоящей лупы. Анимация осуществляется по щелчку по рисунку эффект «увеличение». Качество увеличенного фрагмента очень четкое,  как при увеличении под микроскопом. Увеличенное изображение сгруппировано с текстом «Описание вида шерсти». На этом же слайде размещена микроскопическая характеристика овечьей шерсти, текст которой появляется по щелчку на кнопку «характеристика». Это даёт возможность познакомиться с ней в нужный момент и не перегружает слайд во время использования «Лупы». На слайде «Способы определения шерсти добавляется видеофрагмент опыта (эксперимента),  что усиливает обучающий эффект.

При  изучении шёлка слайды рассказывают о тайне производства шелка в Китае, о стадиях развития и породах тутового шелкопряда с применением приемов, описанных выше. В эпизоде «Познакомимся с географией развития тутового шелкопряда», используется технологический приём «Указка» Г.О. Аствацатурова.  На слайде представлена политическая карта Евразии. Мигающие стрелки показывают страны, в которых развито шелководство. Анимация стрелок настроена по эффекту выделение «мигание». Здесь имеет место опережающее обучение, так как  ученики впервые знакомятся с картой расположения стран.  (это материал 10 класса). Аналогично эпизоду по изучению свойств шерсти, рассматриваются свойства шёлка.

 Закрепление и осмысление  полученных знаний осуществляется с помощью специально разработанных заданий через использование  интерактивной доски, в том числе созданных на основе материала описанной презентации. Представленный урок завершается практической лабораторной работой «Распознавание волокон шерсти и натурального шелка». Обучение технологии в компьютеризированном кабинете не исключает натуральную наглядность и реальный эксперимент, а сохраняя ее приоритет, дополняет виртуальной в образовательном процессе. Практика показывает, что на уроках технологии  мультимедийные презентации наиболее эффективно использовать в сочетании с традиционными практикумами. Применение качественных мульти-медиа средств делает процесс обучения гибким и интересным для учащихся, позитивно влияет на качество обучения.

Педагоги, творческой лаборатории КИПК и ПРО по проблеме «Методическое сопровождение предмета технологии и основ проектной деятельности» работают над созданием комплекса презентаций  и заданий по разделам образовательной области «Технология» с применением ИКТ. Апробация разработанных материалов в учебном процессе показывает, что эффективность предметных и ключевых компетентностей  учащихся повышается, а процесс их формирования становится оптимальное на 11-13%, если он сопровождается разработанным комплексом тренингов и заданий, в том числе применяемых с помощью интерактивной доски.  Повышается познавательный интерес учащихся к предмету, уровень их субъектности  в учебном процессе, возрастает скорость и эффективность интерактивных процессов, возможность реализации образовательных стандартов (даже при недостаточном материально-техническом оснащении). Усвоение материала, его закрепление и контроль с помощью качественных мульти-медиа средств оптимизирует  процесс обучения и активизирует познавательную и преобразовательную деятельность учащихся.

Мульти-медиа средства являются ресурсом развития современного занятия еще и потому, что это не только средства визуализации и фактор эффективности усвоения технологических знаний, но и информационная среда обучения, в рамках которой обеспечивается решение проблем, проектно-исследовательская и другая творческая деятельность учащихся.

 Список источников


1.      Аствацатуров, Г.О.  Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков/Г.О. Аствацатуров, канд.ист. наук.- Волгоград: Учитель, 2009.-133 с.

2.      Технологический приём «Интерактивная лента»

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&&tmpl=com

3.      Технологический приём «Лупа»

http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=6274&all=1&page=1

4.      http://pedsovet.org/ask/242/index.php 




Полный текст материала Статья "Информационно-компьютерные технологии как ресурс развития урока" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прозорова Лариса Анатольевна  LARPROZ
21.11.2017 0 1386 60

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК