Статья «Проблема речевой агрессии подростков»


Проблема речевой агрессии подростков

Проблема речевой агрессии в настоящее время встает особенно остро. Речевая агрессия имеет место как в семейном общении, так и в СМИ.

«Речевая агрессия – целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызвать негативное эмоционально-психологическое состояние (страх, фрустрацию и т.п.) у объекта речевого воздействия»[5].

Это явление особенно ярко наблюдается в речи подростков. Такой вывод позволяет сделать проведенный анализ непосредственных речевых ситуаций, возникающих в школьной среде, анализ интернет-общения подростков в социальных сетях (комментарии к записям, групповые переписки) и на форумах.

1) Во время распределения класса на две команды.

- Хорошо, что казах не с нами.

Враждебное замечание. Желание показать неприязнь к однокласснику, выделение его по национальному признаку.

2) Реплика однокласснику, который отказался открыть окно.

- Ну ты и козел. Сложно что ли.

Оскорбление. Метафорический перенос на адресата названия животного.

3) Подросток громко кричит, другой делает ему замечание.

- Хватит орать.

Грубое требование. Простое нераспространенное предложение без вежливых слов.

- Отвали от меня.

Грубый отказ. Предложение без вежливых слов с глаголом-жаргонизмом в повелительной форме.

4) Первый подросток намекает на историю, которую второй знает, а третий - нет.

Первый:

- Это как тогда, помнишь?

Третий:

- В смысле?

Первый:

- Ты не знаешь, не суйся.

Враждебное замечание. Глагол в повелительной форме в переносном значении.

5) – Ооо, Валера сейчас на «5» расскажет!

Насмешка. Строится на подтексте несовпадения сказанного с реальностью. Предположении об отличном ответе ученика, который обычно отвечает на «неудовлетворительно» или «удовлетворительно».

Наиболее часто в общении подростков используются такие формы речевой агрессии как оскорбление, враждебное замечание, насмешка, порицание, грубый отказ и т.д.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Ребенок учится находить общий язык с другими. Речевая агрессия – явление, которое мешает коммуникации быть успешной, главная задача которой – найти согласие между собеседниками. Поэтому воспитательной и обучающей целью учителей и родителей является помощь в преодолении речевой агрессии. Преодоление речевой агрессии необходимо и по вертикали «взрослый – подросток» и по горизонтали «подросток-подросток».

I. Быть примером.

Люди склонны выстраивать коммуникацию по тем моделям, которые они наблюдают. Взрослые должны быть примером умения общаться без речевой агрессии. В противном случае все остальные методы будут бессмысленными.

II.Ю. Щербинина предлагает десять психолого-педагогических приемов предупреждения и устранения речевой агрессии в конкретных ситуациях общения.

1. Игнорирование.

Человек продолжает общение в спокойной тональности, отказывается от продолжения общения или молчит в ответ на речевую агрессию.

2. Переключение внимания – это попытка отвлечь человека от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние.

3. Метод проецирования личностных качеств и поведенческих реакций.

Говорящий напоминает о положительных качествах собеседника.

4.«Тактическое сомнение»- путь словесного "вызова" или "провокации": задеть самолюбие, бросить вызов, выразить притворное недоверие («Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась…».

5. Использование положительных оценочных высказываний.

6. Открытое словесное порицание.Используется в ситуации, в которых необходимо акцентировать внимание на негативности проступка.

7. Юмор, шутка, которая должна быть необидна и понятна.

8. Убеждение.

9. Внушение.

10. Коррекционно-профилактическая беседа[6].

III. Все эти методы относятся к устранению речевой агрессии. Но изначально подросток должен знать этикетные нормы, по которым он будет выстаивать коммуникацию.

Обращение к этикетным нормам возможно и необходимо на уроках русского языка и литературы.

1.Использование учебного материала в виде пословиц и афоризмов о речевом этикете с последующим обсуждением их смысла.

Включаться они могут в самые различные темы курса русского языка: «Безударная гласная в корне», «Наречие и краткое прилагательное» и т.д.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Ласково слово, что вешний день.

Слово, удержанное тобой, – раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой. Софокл.

2. Задания по составлению высказываний, соответствующих нормам этикета.

- Заменить грубые слова и выражения нейтральными или соответствующими этикетным нормам. Например, замените следующие грубые слова нейтральными: тупой, заткнись, баран и т.д.

- Составитьпредложения-просьбы, предложения-извинения, предложения-комплименты в конкретных речевых ситуациях. Например, попросите громко разговаривающего одноклассника не мешать вам выполнять задание.

- Выбор наилучшей формы обращения в различных ситуациях общения. Например, выберите форму поздравления с Днем рождения своей учительницы. Объясните свой выбор. Дорогая, уважаемая или глубокоуважаемая Анна Петровна, поздравляю Вас с Днем рождения.

3. Обращения к истории и развитию жанров этикета: просьбе, извинению, комплименту и т.д.

Такому экскурсу можно посвящать целый урок (в качестве урока развития речи) или как его часть (например, в начале урока на 7-10 минут).

4. Анализ неудачных и удачных коммуникаций, взятых из литературных произведений.

Например, анализ эпизода спора Митраши и Насти из рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца», по какой тропе идти за клюквой. Учащиеся выясняют причины, по которым спор перешел в конфликт, приводят свой вариант диалога-спора.

5. Метод проекта и исследовательских работ на тему этикета.

Проекты и исследовательские работы могут предполагать сбор учениками материала конфликтных ситуаций. Результатом могут быть варианты разрешения этих конфликтных ситуаций, выяснение причин их возникновения и т.д.

6. Сочинения-рассуждения на темы «Зачем нужно быть вежливым?», «Почему я грублю другим?», «Как стать вежливее» и др.

IV. Проведение внеклассных мероприятий.

На внеклассных мероприятиях можно проводить самоанализ агрессии в своей речи. Для этого можно использовать опросники (например, Басса-Дарки), методику незаконченных фраз и др. После самоанализа можно составлять план работы над собой по преодолению речевой агрессии.

Таким образом, необходимо систематически и разнообразно уделять внимание борьбе с речевой агрессией подростков. Ведь каким бы безобидным ни казалось это явление, оно является основой физической агрессии. Да и не стоит забывать, что «недоброе слово больней огня жжет».


Литература

1) Даль В. И.Пословицы русского народа. Москва: Азбука, 2007.

2) Ладыженская ТА. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Флинта, 1998.

3) Леонтьев АА. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 1981.

4) Седов К.Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2003.

5) Щербинина Ю.В. Проблемы речевой агрессии в общении школьников // Возрастное коммуникативное поведение. Воронеж, 2003.



Полный текст материала Статья «Проблема речевой агрессии подростков» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Татарова Мария Андреевна  Публикатор
21.02.2018 0 3090 74

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК