Статья «Проблема речевой агрессии подростков»
Проблема речевой агрессии подростков
Проблема речевой агрессии в настоящее время встает особенно остро. Речевая агрессия имеет место как в семейном общении, так и в СМИ.
«Речевая агрессия – целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызвать негативное эмоционально-психологическое состояние (страх, фрустрацию и т.п.) у объекта речевого воздействия»[5].
Это явление особенно ярко наблюдается в речи подростков. Такой вывод позволяет сделать проведенный анализ непосредственных речевых ситуаций, возникающих в школьной среде, анализ интернет-общения подростков в социальных сетях (комментарии к записям, групповые переписки) и на форумах.
1) Во время распределения класса на две команды.
- Хорошо, что казах не с нами.
Враждебное замечание. Желание показать неприязнь к однокласснику, выделение его по национальному признаку.
2) Реплика однокласснику, который отказался открыть окно.
- Ну ты и козел. Сложно что ли.
Оскорбление. Метафорический перенос на адресата названия животного.
3) Подросток громко кричит, другой делает ему замечание.
- Хватит орать.
Грубое требование. Простое нераспространенное предложение без вежливых слов.
- Отвали от меня.
Грубый отказ. Предложение без вежливых слов с глаголом-жаргонизмом в повелительной форме.
4) Первый подросток намекает на историю, которую второй знает, а третий - нет.
Первый:
- Это как тогда, помнишь?
Третий:
- В смысле?
Первый:
- Ты не знаешь, не суйся.
Враждебное замечание. Глагол в повелительной форме в переносном значении.
5) – Ооо, Валера сейчас на «5» расскажет!
Насмешка. Строится на подтексте несовпадения сказанного с реальностью. Предположении об отличном ответе ученика, который обычно отвечает на «неудовлетворительно» или «удовлетворительно».
Наиболее часто в общении подростков используются такие формы речевой агрессии как оскорбление, враждебное замечание, насмешка, порицание, грубый отказ и т.д.
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Ребенок учится находить общий язык с другими. Речевая агрессия – явление, которое мешает коммуникации быть успешной, главная задача которой – найти согласие между собеседниками. Поэтому воспитательной и обучающей целью учителей и родителей является помощь в преодолении речевой агрессии. Преодоление речевой агрессии необходимо и по вертикали «взрослый – подросток» и по горизонтали «подросток-подросток».
I. Быть примером.
Люди склонны выстраивать коммуникацию по тем моделям, которые они наблюдают. Взрослые должны быть примером умения общаться без речевой агрессии. В противном случае все остальные методы будут бессмысленными.
II.Ю. Щербинина предлагает десять психолого-педагогических приемов предупреждения и устранения речевой агрессии в конкретных ситуациях общения.
1. Игнорирование.
Человек продолжает общение в спокойной тональности, отказывается от продолжения общения или молчит в ответ на речевую агрессию.
2. Переключение внимания – это попытка отвлечь человека от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние.
3. Метод проецирования личностных качеств и поведенческих реакций.
Говорящий напоминает о положительных качествах собеседника.
4.«Тактическое сомнение»- путь словесного "вызова" или "провокации": задеть самолюбие, бросить вызов, выразить притворное недоверие («Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась…».
5. Использование положительных оценочных высказываний.
6. Открытое словесное порицание.Используется в ситуации, в которых необходимо акцентировать внимание на негативности проступка.
7. Юмор, шутка, которая должна быть необидна и понятна.
8. Убеждение.
9. Внушение.
10. Коррекционно-профилактическая беседа[6].
III. Все эти методы относятся к устранению речевой агрессии. Но изначально подросток должен знать этикетные нормы, по которым он будет выстаивать коммуникацию.
Обращение к этикетным нормам возможно и необходимо на уроках русского языка и литературы.
1.Использование учебного материала в виде пословиц и афоризмов о речевом этикете с последующим обсуждением их смысла.
Включаться они могут в самые различные темы курса русского языка: «Безударная гласная в корне», «Наречие и краткое прилагательное» и т.д.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
Ласково слово, что вешний день.
Слово, удержанное тобой, – раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой. Софокл.
2. Задания по составлению высказываний, соответствующих нормам этикета.
- Заменить грубые слова и выражения нейтральными или соответствующими этикетным нормам. Например, замените следующие грубые слова нейтральными: тупой, заткнись, баран и т.д.
- Составитьпредложения-просьбы, предложения-извинения, предложения-комплименты в конкретных речевых ситуациях. Например, попросите громко разговаривающего одноклассника не мешать вам выполнять задание.
- Выбор наилучшей формы обращения в различных ситуациях общения. Например, выберите форму поздравления с Днем рождения своей учительницы. Объясните свой выбор. Дорогая, уважаемая или глубокоуважаемая Анна Петровна, поздравляю Вас с Днем рождения.
3. Обращения к истории и развитию жанров этикета: просьбе, извинению, комплименту и т.д.
Такому экскурсу можно посвящать целый урок (в качестве урока развития речи) или как его часть (например, в начале урока на 7-10 минут).
4. Анализ неудачных и удачных коммуникаций, взятых из литературных произведений.
Например, анализ эпизода спора Митраши и Насти из рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца», по какой тропе идти за клюквой. Учащиеся выясняют причины, по которым спор перешел в конфликт, приводят свой вариант диалога-спора.
5. Метод проекта и исследовательских работ на тему этикета.
Проекты и исследовательские работы могут предполагать сбор учениками материала конфликтных ситуаций. Результатом могут быть варианты разрешения этих конфликтных ситуаций, выяснение причин их возникновения и т.д.
6. Сочинения-рассуждения на темы «Зачем нужно быть вежливым?», «Почему я грублю другим?», «Как стать вежливее» и др.
IV. Проведение внеклассных мероприятий.
На внеклассных мероприятиях можно проводить самоанализ агрессии в своей речи. Для этого можно использовать опросники (например, Басса-Дарки), методику незаконченных фраз и др. После самоанализа можно составлять план работы над собой по преодолению речевой агрессии.
Таким образом, необходимо систематически и разнообразно уделять внимание борьбе с речевой агрессией подростков. Ведь каким бы безобидным ни казалось это явление, оно является основой физической агрессии. Да и не стоит забывать, что «недоброе слово больней огня жжет».
Литература
1) Даль В. И.Пословицы русского народа. Москва: Азбука, 2007.
2) Ладыженская ТА. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Флинта, 1998.
3) Леонтьев АА. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 1981.
4) Седов К.Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2003.
5) Щербинина Ю.В. Проблемы речевой агрессии в общении школьников // Возрастное коммуникативное поведение. Воронеж, 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Татарова Мария Андреевна
→ Публикатор 21.02.2018 0 3049 74 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.