Статья "Преодоление проблем преемственности между начальной и основной школой"


Преодоление проблем преемственности между начальной и основной школой

Лосева С.В.,

ГБОУ Школа № 2115, г.Москва,

losevas193@yandex.ru



В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение преемственности: «Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы».

Проблема преемственности между начальной и основной школой возникла давно. Впервые она была поднята в 50-е годы XX века. Тогда было выявлено, что проблемы при переходе из 4-го класса в 5-ый возникают из-за различий в методах обучения. Также разными оказались виды знаний, которым уделяется особое внимание. Например, в 4-ом классе на уроках математики особое внимание уделяется практическим знаниям, которые приобретаются путем решения задач. В 5-ом классе предпочтителен теоретический материал: сначала учащиеся должны усвоить теоретические знания, а затем они учатся решать задачи, базируясь на теории.

Второй раз проблема преемственности стала обсуждаться в 70-е годы XX века. В это время учителя заметили, что требования к знаниям учеников, оканчивающих 4-й класс, и к знаниям учеников, поступающих в 5-й класс, имеют ряд отличий.

Третий раз данная проблема была поднята при введении реформы общеобразовательной школы в 80-е годы XX века.

По сей день проблема преемственности между начальной и средней школой оставляется нерешенной. Поэтому в данной статье я хотела бы привести несколько причин возникновения и возможные пути решения этой проблемы.

При переходе из 4-го класса в 5-ый у детей резко снижается качество знаний. Это было выявлено при проведении итоговой диагностической работы в начальной школе и вводной диагностики в основной школе. Этому явлению есть несколько объяснений:

  • учащиеся переходят в основную школу в возрасте 10-11 лет, когда начинается кризисный период, связанный с физическим созреванием школьников;

  • в основной школе меняется система обучения: теперь каждый урок ведет отдельный учитель в разных кабинетах. Учащихся сбивает с толку такое количество учителей, и они чувствуют себя потерянными, несмотря на наличие классного руководителя, который частично заменяет учителя из начальной школы;

  • у всех учителей своя манера преподавания предмета, что также дезориентирует учащихся;

  • разная методика преподавания в начальной и основной школе;

  • учебники, которые используют учителя начальной школы, и учебники, которые используются в основной школе, не всегда соответствуют друг другу.

В процессе наблюдения за работой учителей начальной школы и учителей основной школы я выявила ряд ошибок. В дальнейшем эти ошибки сказываются на успешности обучения учащихся. Приведу примеры некоторые из них:

Ошибки учителей 4-х классов

Ошибки учителей 5-х классов

  1. При проведении проверочных работ допускается дописывание работы на перемене, после окончания урока.

  2. Учащиеся привыкают при малейших сомнениях в выполнении заданий обращаться за помощью к учителю.

  3. Создание «психологического» барьера перед переходом в основную школу.

  4. Мало внимания уделяется самостоятельному решению текстовых задач на уроке математики.

  5. В начальной школе слишком много внимания уделяется качеству письма, а не скорости.

  6. Мало внимания уделяется развитию математической речи.

  7. Дается мало теоретического материала.

  1. Не уделяется должного внимания психологическим особенностям учащихся данной возрастной категории.

  2. С первых уроков используются непривычные методы обучения.

  3. Предъявляются слишком строгие требования к ученикам.

Мое глубокое убеждение, что преемственность должна начинаться не в 4-ом классе, а выстраивать правильную работу в этом направлении нужно буквально с момента поступления ребенка в школу. В 4-ом же классе необходимо больше внимания уделять данной проблеме.

Для разрешения данной ситуации, учителя начальных классов и основной школы должны объединить усилия и разработать единую стратегию решения проблем преемственности между начальной и основной школой.

  1. Учителя начальной и основной школы должны посещать уроки друг друга. При взаимном посещении уроков учителя должны отметить: методы обучения другого учителя, требования, предъявляемые к ученикам. Затем должны быть разработаны единые методы обучения и требования для учеников 4-го класса, которым предстоит перейти в 5-й класс.

  2. После определения единых требований, учителя должны неукоснительно им следовать при подготовке к урокам и работе с учащимися.

  3. Учитель начальной школы должен приучать работать учеников строго по звонку.

  4. Учитель начальной школы должен провести итоговую контрольную работу по каждому предмету. Учителя основной школы должны изучить результаты и, при обучении в 5-ом классе, опираться на уже сформированные знания, умения и навыки, добиваться их развития до уровня основной школы. Также желательно провести коррекционные мероприятия, если они будут необходимы.

  5. Учителю основной школы полезно заранее представиться ученикам начальной школы, чтобы при переходе в основную школу, они уже знали, к какому учителю попадут.

  6. Учитель начальной школы может организовать экскурсию для 4-го класса на различные уроки в 5-ом классе.

  7. Очень полезным опытом было бы, если бы учитель основной школы провел несколько уроков у своих будущих учеников в 4-ом классе.

  8. Учитель начальной школы должен выделить из изучаемого материала тот, который особенно важно будет помнить к началу следующего года, и уделить ему особое внимание.

  9. Учитель должен всеми возможными средствами включать учащихся в активную деятельность на уроке, укреплять мотивацию при обучении.

Проблема преемственности между начальной и основной школой очень важный момент в дальнейшем качественно-результативном обучении детей в основной школе. Поэтому необходимо тщательное изучение этой проблемы каждым учителем.


Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Советская энциклопедия, 1989. - 1633 с.

  2. Володина С.А. Проблема преемственности. // Математика в школе. – М., 2000. - №7. – с.32-34.

  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч. В 6-ти т. – М.: «Педагогика», 1984

  4. Игнашева Т.Б. Проблема преемственности обучения в школе. // Завуч начальной школы. – М., 2001. - №1. – с.40-43


Полный текст материала Статья "Преодоление проблем преемственности между начальной и основной школой" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лосева Светлана Васильевна  Публикатор
11.03.2018 0 1692 35

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК