Статья "Преодоление проблем преемственности между начальной и основной школой"
Преодоление проблем преемственности между начальной и основной школой
Лосева С.В.,
ГБОУ Школа № 2115, г.Москва,
losevas193@yandex.ru
В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение преемственности: «Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы».
Проблема преемственности между начальной и основной школой возникла давно. Впервые она была поднята в 50-е годы XX века. Тогда было выявлено, что проблемы при переходе из 4-го класса в 5-ый возникают из-за различий в методах обучения. Также разными оказались виды знаний, которым уделяется особое внимание. Например, в 4-ом классе на уроках математики особое внимание уделяется практическим знаниям, которые приобретаются путем решения задач. В 5-ом классе предпочтителен теоретический материал: сначала учащиеся должны усвоить теоретические знания, а затем они учатся решать задачи, базируясь на теории.
Второй раз проблема преемственности стала обсуждаться в 70-е годы XX века. В это время учителя заметили, что требования к знаниям учеников, оканчивающих 4-й класс, и к знаниям учеников, поступающих в 5-й класс, имеют ряд отличий.
Третий раз данная проблема была поднята при введении реформы общеобразовательной школы в 80-е годы XX века.
По сей день проблема преемственности между начальной и средней школой оставляется нерешенной. Поэтому в данной статье я хотела бы привести несколько причин возникновения и возможные пути решения этой проблемы.
При переходе из 4-го класса в 5-ый у детей резко снижается качество знаний. Это было выявлено при проведении итоговой диагностической работы в начальной школе и вводной диагностики в основной школе. Этому явлению есть несколько объяснений:
учащиеся переходят в основную школу в возрасте 10-11 лет, когда начинается кризисный период, связанный с физическим созреванием школьников;
в основной школе меняется система обучения: теперь каждый урок ведет отдельный учитель в разных кабинетах. Учащихся сбивает с толку такое количество учителей, и они чувствуют себя потерянными, несмотря на наличие классного руководителя, который частично заменяет учителя из начальной школы;
у всех учителей своя манера преподавания предмета, что также дезориентирует учащихся;
разная методика преподавания в начальной и основной школе;
учебники, которые используют учителя начальной школы, и учебники, которые используются в основной школе, не всегда соответствуют друг другу.
В процессе наблюдения за работой учителей начальной школы и учителей основной школы я выявила ряд ошибок. В дальнейшем эти ошибки сказываются на успешности обучения учащихся. Приведу примеры некоторые из них:
Ошибки учителей 4-х классов |
Ошибки учителей 5-х классов |
При проведении проверочных работ допускается дописывание работы на перемене, после окончания урока. Учащиеся привыкают при малейших сомнениях в выполнении заданий обращаться за помощью к учителю. Создание «психологического» барьера перед переходом в основную школу. Мало внимания уделяется самостоятельному решению текстовых задач на уроке математики. В начальной школе слишком много внимания уделяется качеству письма, а не скорости. Мало внимания уделяется развитию математической речи. Дается мало теоретического материала. |
Не уделяется должного внимания психологическим особенностям учащихся данной возрастной категории. С первых уроков используются непривычные методы обучения. Предъявляются слишком строгие требования к ученикам. |
Мое глубокое убеждение, что преемственность должна начинаться не в 4-ом классе, а выстраивать правильную работу в этом направлении нужно буквально с момента поступления ребенка в школу. В 4-ом же классе необходимо больше внимания уделять данной проблеме.
Для разрешения данной ситуации, учителя начальных классов и основной школы должны объединить усилия и разработать единую стратегию решения проблем преемственности между начальной и основной школой.
Учителя начальной и основной школы должны посещать уроки друг друга. При взаимном посещении уроков учителя должны отметить: методы обучения другого учителя, требования, предъявляемые к ученикам. Затем должны быть разработаны единые методы обучения и требования для учеников 4-го класса, которым предстоит перейти в 5-й класс.
После определения единых требований, учителя должны неукоснительно им следовать при подготовке к урокам и работе с учащимися.
Учитель начальной школы должен приучать работать учеников строго по звонку.
Учитель начальной школы должен провести итоговую контрольную работу по каждому предмету. Учителя основной школы должны изучить результаты и, при обучении в 5-ом классе, опираться на уже сформированные знания, умения и навыки, добиваться их развития до уровня основной школы. Также желательно провести коррекционные мероприятия, если они будут необходимы.
Учителю основной школы полезно заранее представиться ученикам начальной школы, чтобы при переходе в основную школу, они уже знали, к какому учителю попадут.
Учитель начальной школы может организовать экскурсию для 4-го класса на различные уроки в 5-ом классе.
Очень полезным опытом было бы, если бы учитель основной школы провел несколько уроков у своих будущих учеников в 4-ом классе.
Учитель начальной школы должен выделить из изучаемого материала тот, который особенно важно будет помнить к началу следующего года, и уделить ему особое внимание.
Учитель должен всеми возможными средствами включать учащихся в активную деятельность на уроке, укреплять мотивацию при обучении.
Проблема преемственности между начальной и основной школой очень важный момент в дальнейшем качественно-результативном обучении детей в основной школе. Поэтому необходимо тщательное изучение этой проблемы каждым учителем.
Литература:
Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Советская энциклопедия, 1989. - 1633 с.
Володина С.А. Проблема преемственности. // Математика в школе. – М., 2000. - №7. – с.32-34.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч. В 6-ти т. – М.: «Педагогика», 1984
Игнашева Т.Б. Проблема преемственности обучения в школе. // Завуч начальной школы. – М., 2001. - №1. – с.40-43
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лосева Светлана Васильевна
→ Публикатор 11.03.2018 0 1692 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.