Статья "Программно-коммуникационные средства мобильного обучения"
Программно-коммуникационные средства мобильного обучения
Т. Я. Мшвидобадзе
Гори(Грузия) ГГУУ
Аннотация: В статье рассмотрены особенности применения мобильного обучения в учебном процессе. Проанализировав все преимущества и недостатки мобильного обучения по разным авторам. Массовое внедрение технологий мобильного обучения в практику образовательного процесса позволит повысить его эффективность, достигнуть значительно высокого уровня управляемости учебным процессом со стороны педагога, что в конечном счете выльется в соответствующие позитивные результаты учебного процесса.
Ключевые слова: учебный процесс; мобильное обучение; модель среды обучения; технические
средства;
Характерной чертой последнего десятилетия стало активное использование средств мобильной связи и разнообразных электронных устройств. Современные смартфоны и персональные коммуникаторы имеют функциональные возможности, не уступающие персональным компьютерам середины 90-х годы ХХ в., которые до сих пор используются в учебном процессе. Распространенность среди пользователей мобильной связи смартфонов и персональных коммуникаторов, по мнению специалистов, имеет четкую тенденцию к росту. Применение мобильных технологий открывает новые возможности для обучения.
Целью данной статьи является анализ и систематизация информации относительно современных технологий мобильного обучения.
Мобильное обучение связано с электронным и дистанционным обучением, единственным отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от места нахождения и происходит при использовании портативных технологий. Мобильное обучение облегчает доступ к учебным материалам, так как снимает географическую ограниченность с помощью различных мобильных устройств.
В области мобильного обучения как компонента электронного обучения получили наибольшее применение компьютерные (электронные) учебники, электронные книги, мобильные учебники в качестве мобильного контента. Мобильное содержимое – цифровое содержимое, адресованное владельцам мобильных устройств. Как правило, речь идет о разнообразном цифровом содержимом, специальным образом адаптированном или даже изготовленном с учетом технических возможностей мобильных устройств и канала беспроводного доступа. Использование мобильных вычислительных устройств (таких как нетбуки, планшетные ПК, КПК и смартфоны) вместе с беспроводными сетями позволяет говорить о мобильном обучения.
Поскольку понятия мобильного обучения и e-learning до сих пор часто путаются, остановимся на различиях между этими форматами немного подробнее. Прежде всего, мобильное обучение обычно характеризуется куда большей автономностью. Мобильное обучение почти всегда является неформальным. Преподаватели и тьюторы в нем, как правило, не участвуют вообще. Всё это уже очень сильно отличает его от более-менее типичного электронного обучения.
Приведем основные цели мобильного обучения:
обеспечение равенства доступа к ИКТ;
повышение качества образования;
внедрение лучших практик интеграции ИКТ в обучение;
внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, которые формируют дифференцированное обучение;
формирование способностей студентов к непрерывному обучению в течение жизни;
дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. такой подход является экономически оправданным;
учебные материалы легко распространяются между пользователями[5].
Следует обратить внимание на некоторые программно-коммуникационные средства мобильного обучения. Сегодня еще не существует единого стандарта мобильных программных средств, что сдерживает широкое распространение мобильных технологий: практически каждый производитель имеет свою собственную операционную систему и мультимедийные приложения. Операционные системы ноутбуков и планшетных компьютеров не отличаются от соответствующих средств КПК. КПК и смартфоны работают преимущественно под управлением ОС Windows, которая содержит такое ПО, как календарь, контакты, голосовую запись и др. При этом к наиболее распространенным платформам относится Symbian и Blackberry, перспективной является платформа Android.
Остановимся на конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс.
1. Мобильный телефон обеспечивает доступ в Интернет на сайты с обучающей информацией – применяется как одна из форм дистанционного обучения.
Примером такого использования мобильных телефонов является активно развивающийся проект M-Ubuntu [3], разработанный крупной шведской организацией Learning Academy Worldwide во второй половине 2007 года. В рамках этого проекта была представлена платформа дистанционного обучения, позволяющая создать все условия для получения новых знаний и активного использования новейших информационных технологий даже в отдаленных регионах и странах третьего мира. Особенное внимание разработчики M-Ubuntu уделили обучению с помощью мобильных телефонов, причем воспользоваться такой системой могут не только учащиеся. Специально для преподавателей были разработаны приложения для повышения квалификации, а также программы тестирования и контроля студентов. Любой учитель, независимо от его местонахождения, используя платформу M-Ubuntu, способен проконсультироваться у профессоров крупнейших университетов.
2. Мобильный телефон – средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео и графических файлов, содержащих обучающую информацию.
Вторым способом возможного применения мобильных телефонов для обучения является использование специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как Office Word, Power point, Excel. Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы, программы-плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска. Особенно ценной данная возможность является для желающих изучить иностранные языки – доступно огромное множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих файлы разного формата и длины [3].
Примером успешного применения данного способа обучения является ряд образовательных программ в университетах Японии и Китая. Рассматривая мобильные технологии, преподаватели этих университетов считают их очень перспективными в условиях информатизации современного общества.
Национальный Кибер-Институт в Японии, специализирующийся на дистанционном обучении через Интернет, в 2008 году предложил инновационную систему обучения – с помощью мобильного телефона, что позволяет изучать любые дисциплины.
В Китае фирма Nokia развивает программу Mobiledu, которая началась в 2007 году и включает англоязычные учебные материалы и другой образовательный контент от огромного количества поставщиков оперативной информации непосредственно к мобильным телефонам. Получить доступ к этой информации можно через мобильные телефоны Nokia либо через сайт программы. За время работы программы Mobiledu уже более 20 млн. человек стали ее подписчиками [4].
3. Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией – учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов. Еще одним способом применения мобильных телефонов для обучения является использование специализированных электронных учебников и курсов, адаптированных для просмотра и выполнения на мобильных телефонах учащихся. Студентам предлагается загрузить к себе на телефон Java-приложения, содержащие, к примеру, тестирования по определенным предметам, а также информацию (электронные учебники, тексты лекций), необходимую для их успешного выполнения.
С использованием различных форм мобильного обучения реализуется множество образовательных проектов, среди которых, например, 2010 Horizon Project (2010 Horizon Report). Он является совместным проектом New Media Consortium и EDUCAUSE Learning Initiative (Программа EDUCAUSE [4]). В этом проекте предполагается использование мобильных компьютерных систем, объединенных в сеть, которые уже используются студентами и установлены во многих кампусах.
В мобильное обучение рассматривалось в качестве альтернативы традиционным занятиям в рамках экспериментального проекта . Арвид Стаупе и Лине Колас (Arvid Staupe, Line Kolås) показали, что студенты хотели бы расширить услуги в отношении доступности обучения, и междисциплинарные группы преподавателей являются средством для достижения этой цели. Осуществление мобильных уроков способствует как частным, так и общественным коммуникациям с помощью устных или текстовых каналов связи, которые также являются полезными. В Санкт-Петербурге при проведении ежемесячного компьютерного тестирования по материалам одного из разделов лекционных занятийю в сентябре-октябре 2013 г., одновременно охватывающего 235 студентов во внеаудиторное вечернее время, только 56% студентов воспользовались персональными компьютерами, ноутбуками или нетбуками, при этом 64% студентов использовали мобильные устройства во время тестирования [4]. На рис. 1 представлены графические результаты использования технических устройств при проведении компьютерного тестирования.
Рис. 1. Гистограмма распределения студентов по типам используемых устройств
На рис. 1 видно, что 37% студентов выполняли тест вне дома. Доля студентов, воспользовавшихся мобильными устройствами или нетбуком и выполнявших тест в общественных местах, составила 0,7. 3% студентов не приняли участие в тестировании по ряду причин. Большой процент студентов, использующих мобильные устройства в обучении, подтверждает востребованность мобильного обучения.
При этом в [1] утверждается, что, несмотря на техническую и психологическую готовность, самостоятельно студенты слабо используют возможности мобильных телефонов для обучения, несмотря на достаточно высокий уровень их технического оснащения. На ранней стадии, когда студенты формируют группы пользователей – новаторов и ранних адоптеров – любознательность является основной мотивацией студентов. Задача заключается в пересечении пропасти к раннему большинству, в котором технологии принимаются значительной частью потенциальной базы пользователей.
К. Бугайчук выделяет следующие преимущества мобильного обучения [1]:
- Удобство и гибкость. Учебный процесс с использованием мобильных устройств может осуществляться независимо от времени и места нахождения слушателя и преподавателя.
- Мобильные устройства можно использовать для быстрого создания и дальнейшей передачи информации ( фото, видео, диктофон, SMS, MMS).
- Преодоление технологического барьера. Использование соответствующих устройств дает слушателю дополнительный опыт, а также побуждает его к поиску новых способов использования собственного устройства, в том числе для удовлетворения учебных потребностей.
- Мобильное обучение подходит для различных стилей обучения: чтение, просмотр фото и видео, слушания подкастов, участие в дискуссиях (форум или SMS), поиск информации в Интернете, прохождения тестов, участие в викторинах и т.п..
Т. Брабасон также выделил несколько преимуществ мобильного обучения, а именно [4]:
- Привлечение потенциальных студентов из неохваченных групп населения.
- Учебные материалы становятся доступными более широкой аудитории с помощью подкастов, мобильных приложений, блогов и электронных книг, которые попадают в поле зрения потенциальных студентов.
- Оживление учебной программы, переосмысление методов обучения и создания лучшей обратной связи с учащимися.
Недостатки мобильного обучения по С. Семерикову [2]:
- Проблемы обеспечения безопасности устройства и данных в нем.
- Малый размер экрана и трудности с доступом в Интернет.
- Высокая стоимость начальных вкладов в организации обучения. Внедрение информационных технологий, включая Интернет и беспроводные сети, создает общую, удобную для пользователя и общедоступную платформу, которая практически избавлена от проблем совместимости. При Интернет-обучении и мобильном обучении в центр внимания ставится не только обеспечение доступа к информации и знаниям. Модель, ориентированная на преподавателя, постепенно заменяется моделью, ориентированной на ученика, и выходит за рамки только классного и дистанционного обучения, охватывая гораздо более обширную структуру онлайн-ресурсов.
В мобильном учебном сообществе, когда учащемуся необходима информация, он может получить ее путем совместной работы с другими учащимися. Этот социальный аспект является центральным в том, каким образом происходит обучение в мобильном учебном сообществе. Фактически это – центральное свойство образовательной культуры. Попытка заменить сообщество техникой приведет к изоляции той общественной системы, которая ускоряет обучение.
Техника не может полностью заменить собой культуру обучения. Она представляет собой всего лишь инструмент, применяемый в учебном сообществе. Использование технических средств не побуждает учиться больше, но является отражением того, насколько активной могла бы быть культура обучения. Таким образом, технология мобильного обучения является зеркалом культуры организации в отношении обучения, а не стимулом для ее преобразования.
Опыт внедрения мобильных средств обучения позволяет отметить следующие положительные результаты :
- M-обучение помогает улучшить письменные и математические навыки студентов;
- M-обучение позволяет самому обучаемому определить те области, в которых требуется более интенсивное освоение учебного материала;
- M-обучение служит посредником между очным обучением и обуче-нием с использованием компьютера (электронное обучение);
- M-обучение повышает интерес к образованию у тех студентов, которые активно используют мобильные устройства[5].
Кроме того, опыт внедрения M-обучения позволяет указать перспективные направления его развития: тестирование; учебные исследования; контекстное обучение; развитие мобильных учебных социальных сетей; применение мобильных учебных игр; внедрение голосового мобильного контента синтерактивным оцениванием.
Список литературы:
1. Бугайчук, К.Ф., Мобильное обучение в высшей школе / К.Ф. Бугайчук // Мобильное обучение. — 2008. — № 2. — С. 48—49.
2. Возможности мобильных устройств и их использование в учебно-воспитательном процессе // www.itspecial.ru.
3. Семеріков, С. О., Фундаменталізація навчання інформативних дисциплін у вищій школі: Семеріко,. С. О., Монографія / — Кривий Ріг : Мінерал; К.: НПУ ім. Драгоманова, 2009. — 340 с.
4. Канаво, В. , Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс] / В. Канаво. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.curator.ru/e-learning/ (14.03.2013). — Загл. с экрана.
5. Макарчук, Т.А., Мобильное обучение на базе облачных сервисов / Т.А. Макарчук // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 13–18.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мшвидобадзе Тинатин
→ Публикатор 27.03.2018 0 1258 29 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.