Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над словарем русских имен"
Научная статья по выпускному исследованию на тему:
«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над словарем русских имен во внеурочной деятельности»
Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для формирования познавательных УУД у младших школьников в процессе внеурочных занятий.
Статья будет полезна педагогам и детям, ведь выяснить свою тайну имени интересно каждому человеку.»
Важность моей работы, обусловлена возросшим в современном обществе интересом к тому, какое значение имеют русские имена и как имя влияет на судьбу человека.
Проблема моей работы заключается в том, что многие люди не знают происхождение своего имени и не задумываются над его значением, в то время как оно влияет на судьбу личности, предопределяя ее психологические и физиологические характеристики. Поэтому необходимо изучать значения собственных имен для определения их влияния на нашу судьбу.
Изучением имени, занимались многие известные ученые-лингвисты, такие как: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградов, Л. Базилевич, А.А. Зализняк, А.Н. Журинский. Им удалось разработать научную литературу, в которой раскрываются корни происхождения имен, а также у них получилось определить, какую роль играет имя в жизни каждого человека.
Исследование происхождения и значения имен, на мой взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.»
Цель исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе создания словаря через исследовательскую проектную деятельность.
Предмет исследования – уровень сформированности лингвистических исследовательских умений.
Задачи исследования:
1) изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать программу проектного лингвистического исследования младших школьников «Организация проектной работы над «Словарем русских имен»;
3) создать «Словарь русских имен».
4) определить основные критерии сформированности лингвистических исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы заключается в создании словаря русских имен, предназначенного для учащихся начальной школы; создании программы организации проектного лингвистического исследования, которая может быть использована учителями начальной школы в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Составляя теоретическую часть моей дипломной работы, я раскрыла такие понятия, как: универсальные учебные действия, проект и проектная задача, также взято за основу понятие «лингвистическое исследование», выявлены этапы данного исследования и раскрыта специфика самой лингвистики.
Мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Тайна имени», которая предназначена для учителей начальных классов. Данная программа имеет общеинтеллектуальное направление, и применяется только на учащихся 3-го класса.
В ней описаны многие приемы, а именно: как правильно организовать работу с детьми над их именами в проектной деятельности, приведены интересные задания и многое другое.
Апробируя свою научную работу на практике, я заметила, что практически все дети заинтересованы и хотят узнать какие происхождения и значения имеют их имена. С детьми мы полностью погрузились в проектную деятельность, узнали какие имена были актуальны в прошлых веках, какие имена набирают популярность на сегодняшний день. Также было интересно и родителям включиться в нашу исследовательскую работу, они вместе с детьми создавали проекты, в которых пытались раскрыть имена всей своей семьи.
Мы научились делить наши имена на морфемы (значимые части слова), тем самым, раскрыли тайну, что в одном имени могут содержаться различные другие корни\ аффиксы, которые пришли к нам из разных стран.
С учащимися мы выявили статистику, что имена, которые актуальны в нашем современном мире, они постепенно приходят к нам из разных прошлых веков.
Дети исследовали достижения великих людей, которые имели(ют) такие же имена как они. Они были очень заинтересованы.
Сам словарь русских имен, содержит в себе: словарную статью, статистику на сегодняшний день, имена каждого ребенка и взрослого, его членимость по морфемам, значение и происхождение самих имен, также около каждого имени, расположены великие (известные) личности, которые добились многого, имея свое имя, ведь за каждым именем, скрывается определенная судьба.
Список использованных источников:
Федеральные законы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010.
Монографии, учебники, учебные пособия
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный ученик, 2005г. – 35 с.
3. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.,: Просвещение,1990, 184 с.
4. Белошапкова, В.А., Брызгунова, Е.А., Земская, Е.А. и др..Современный русский язык: Учеб. Для филол. спец. ут-тов/Под ред. В.А.Белошапкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,2007.-800с.
5. Бодуэн де куртенэ, И. А. Языковедение и язык.- М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 216с.
Словари\справочники
6. Гусева, Ю.М. Справочник личных имен народов. – М.: Рус. яз.,2000. – 656 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чупина Наталья Александровна
→ Natashenka3920 21.04.2018 0 1659 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.