Статья «Создание образовательного веб-ресурса для повышения уровня учебной мотивации учащихся на II ступени общего среднего образования»
#Smiya##################################################S#m#i#y#a#####ރ4�#3#�##p#r#n#########ۃ#�#4#�##D#o#t#u#m######�#5#�P#r#o#f#i#l#e###Ճ �#6#�##h#s#d#####
#Smiya##################################################S#m#i#y#a#####ރ4�#3#�##p#r#n#########ۃ#�#4#�##D#o#t#u#m######�#5#�P#r#o#f#i#l#e###Ճ �#6#�##h#s#d#####
#Smiya##################################################S#m#i#y#a#####ރ4�#3#�##p#r#n#########ۃ#�#4#�##D#o#t#u#m######�#5#�P#r#o#f#i#l#e###Ճ �#6#�##h#s#d#####
SmiyaSmiyaUMVMMingLiU[MSimSun\MDotum
#Smiya##################################################S#m#i#y#a#####ރ4�#3#�##p#r#n#########ۃ#�#4#�##D#o#t#u#m######�#5#�P#r#o#f#i#l#e###Ճ �#6#�##h#s#d#####
#Smiya##################################################S#m#i#y#a#####ރ4�#3#�##p#r#n#########ۃ#�#4#�##D#o#t#u#m######�#5#�P#r#o#f#i#l#e###Ճ �#6#�##h#s#d#####
SmiyaSmiyaUMVMMingLiU[MSimSun\MDotum
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образовательный веб-ресурс |
|
«Welcome to the Elf Kingdom» Адрес доступа: 4my5form.weebly.com |
«Platform 93/4» Адрес доступа: |
|
|
О формление кабинета английского языка
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Организация работы учащихся 7 классов для создания интерактивных книг «Загадочная Беларусь» с помощью сервиса Storyjumper.
(Адрес доступа https://smitkithp.weebly.com/belarus.html)
1 Этап. Подготовительный.
Работа с интерактивной картой Беларуси на учебном занятии. Беседа о достопримечательностях, природе, городах, традициях, историческом прошлом нашей республики и т.п. Определение тематического содержания будущей книги.
Домашнее задание, призванное вызвать интерес к написанию собственного эссе. Работа учащихся с готовой интерактивной книгой, созданной учителем.
Создание педагогом среды (класса) для организации совместной творческой работы над книгами: формирование списков учащихся, добавление их электронных адресов для самостоятельной работы над книгой, присвоение личного ника, назначение пароля для возможности приватного доступа к созданной книге.
Распределение страниц и присвоение им имен учащихся.
2 Этап. Начало работы с проектом.
Проверка домашнего задания: беседа по прочитанной книге.
Определение цели и задач деятельности учащихся.
Обучение учащихся работе с сервисом Storyjumper. Сервис очень прост и его освоение проходит за 5-10 минут при хорошо организованной предварительной работе. На каждой странице присутствуют подсказки для работы, также можно просмотреть видеоинструкцию по работе в сервисе (на английском языке).
Выбор учащимися темы своего письменного высказывания. При затруднении в выборе они могут воспользоваться предложенной подборкой тематических ссылок, созданной учителем с помощью сервиса Symbaloo.com.
3. Этап. Работа над проектом.
На этом этапе учащиеся работают либо самостоятельно, либо на следующем учебном занятии под руководством учителя. Каждый учащийся создает собственный цифровой контент 2-х страниц, работая при этом одновременно над общей интерактивной книгой. Созданная книга сохраняется в личных кабинетах учеников и в аккаунте учителя. Учитель может осуществляет помощь и контроль за деятельностью учащихся онлайн с помощью инструментов обратной связи.
4 Этап. Презентация проектов совместной деятельности.
Учащиеся представляют свой проект совместной деятельности (книгу), «убеждая» Гарри Поттера и его друзей посетить Беларусь.
«Создание образовательного веб-ресурса для повышения уровня учебной мотивации учащихся на II ступени общего среднего образования»
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Как «приохотить» современное «цифровое поколение», которое является активными интернет-пользователями и проводят большую часть времени за компьютерами, планшетами, сотовыми телефонами? Как эффективно использовать эту заинтересованность и увлеченность гаджетами в учебном процессе, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся не только под руководством учителя, но и самостоятельно? Найти ответы на эти вопросы - мечта любого педагога.
Очевидно, что компьютерные технологии стали частью нашей жизни, изменив её навсегда. «Компьютеризация и интернет — объективная реальность, сражаться с ней бессмысленно», — считает директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования Павел Лис. — Наша задача — придумать способы использования IT не только для развлечения, но с пользой для дела» [3]. Учебно-методические комплексы (УМК) по английскому языку не могут ограничиваться только учебниками, звуковыми пособиями и книгами для учителя. Наряду с традиционными составляющими современный УМК должен содержать образовательный веб-ресурс с материалами, созданными на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности. Необходимо создать такую образовательно-познавательную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся выразить свои мысли, сделать ошибку. Это должна быть интерактивная среда, которую учащийся активно воспринимает, а она, в свою очередь, обеспечивает условия для его всестороннего развития, обеспечивая не только программным материалом, но и возможностью активно самосовершенствоваться.
В образовательном ресурсе такого рода учителя английского языка очень нуждаются, так как на настоящий момент в нашей республике, к сожалению, ничего подобного не существует. Некоторые педагоги пытаются самостоятельно решить данную проблему, создавая собственные продукты. Но они, чаще всего, предназначены для учителей, а не для детской аудитории. Мной были разработаны и созданы активные информационно-познавательные веб-ресурсы, которые содержат дидактические интерактивные упражнения, презентационный грамматический и лексический материал, обучающие игры, видео- и аудио контент, возможность онлайн публикации своих собственных творческих работ. Они являются мощными инструментами мотивации учащихся, позволяющие активизировать их познавательную деятельность и организовать самостоятельную работу.
Психологами отмечается снижение учебной мотивации у учащихся 5 и 7 классов. У некоторых школьников это наблюдается после окончания начальной школы, поскольку строгий контроль со стороны одного учителя исчезает. У других она сохраняется до 7-го класса, на который приходится пик подросткового кризиса, когда учащиеся, демонстрируя перед родителями свою самостоятельность, просто перестают учиться [2, c.427-441]. Для того чтобы поддержать и повысить мотивацию к изучению английского языка у ребят этих возрастных категорий в 2015 году зародилась идея создания электронных онлайн приложений к традиционным УМК. Огромное влияние на становление моего опыта оказал финал республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет-2015», где я защищала свой проект «Светлогорская метеорологическая станция», разработанный веб-квест для учащихся 9 классов. Это был мой первый опыт создания образовательной среды. Общение с участниками конкурса, посещение мастер-классов вдохновили меня на создание веб-ресурса для учащихся 5-х классов «Welcome to the Elf Kingdom», который принес мне не только победу в конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» и признание коллег, а что-то гораздо более ценное - горящие любопытством глаза моих учеников, которые ожидают чуда на каждом уроке английского языка. Создание образовательных ресурсов – итог ежедневной кропотливой работы и систематического совершенствования и углубления знаний по методике преподавания иностранных языков, изучение, отбор, апробирование различных сервисов web 2.0, отбор содержания учебного материала в соответствии с требованиями учебной программы, это анализ литературы по педагогике и психологии, нормативных документов, своей педагогической практики.
Предлагаю следующий алгоритм действий учителя при создании образовательного ресурса:
Анализ материально-технической базы учреждения образования, возможностей использования образовательного ресурса в учебном процессе, психологической подготовленности детей.
Самоанализ собственных возможностей применения компьютерных технологий на уроке.
Определение цели и задач, практической значимости образовательного ресурса.
Выбор удобного и функционального конструктора для создания образовательного ресурса.
Разработка структуры образовательной среды:
эколого-эстетический компонент ресурса;
методико-содержательный компонент ресурса;
коммуникационно-организационный компонент ресурса.
Создание обучающего компонента образовательной среды:
тщательное изучение нормативно-правовой документации по учебному предмету, содержания предметных УМК;
выделение коммуникативных умений, которые учителю следует развивать у учащихся при обучении английскому языку с использованием электронного образовательного ресурса;
отбор сервисов Веб 2.0. для создания интерактивных упражнений, дидактических игр, тестов и др., которые способны вызвать заинтересованность у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность, фантазию, творческую активность и желание к самопознанию;
наполнение страниц содержимым в соответствии с целями и задачами отдельно взятого урока, сохраняя при этом целостность и системность подачи материала.
Проанализировав возможности материально-технической базы кабинетов английского языка, свои собственные наблюдения за учащимися, я пришла к выводу, что мои ученики с удовольствием выполняют различные задания на интерактивной доске, в лингафонном кабинете и являются активными пользователями медиапространства. С этого момента началась поэтапная работа над созданием образовательного ресурса для учащихся 5 классов базового уровня «Welcome to the Elf Kingdom», предназначенного для организации учебных занятий по английскому языку, факультативных и стимулирующих занятий, самостоятельной работы учащихся, и дополняющего печатное издание национального учебного пособия. В текущем учебном году работаю над созданием еще одного масштабного проекта “Platform 93/4” для 7-9 классов, основанного на произведениях популярной британской писательницы Джоан Роулинг.
Работа над ресурсами началась с определения целей и задач. Для создания условий для мотивации учащихся к активной познавательной деятельности, раскрытия их творческого потенциала, коммуникации и сотрудничества требовалось реализовать следующие задачи:
• расширить информационное пространство образовательного процесса, наполнив его необходимым иллюстрированным, презентационным материалом, разнообразными дидактическими упражнениями, играми, тестами и др. для стимулирования активной познавательной деятельности учащихся;
• способствовать реализации творческого потенциала каждого участника деятельности;
• развивать умения работать в сотрудничестве и самостоятельно;
формировать культуру безопасного поведения в сети.
Определена практическая значимость для всех участников образовательного процесса:
ресурсы являются отличным помощником педагогам для организации учебных занятий, факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, а также самостоятельной работы учащихся;
во время увлекательных путешествий (по стране Эльфов и в школе волшебства Хогвартс) учащиеся становятся его активными участниками, последовательно овладевая ключевыми компетенциями;
родители могут быть уверены в том, что все дидактические упражнения, тематические образовательные игры, которые представлены на этих сайтах, направлены на развитие умений и навыков их ребенка.
Структура образовательного ресурса
Для размещения веб-ресурса предлагаю использовать конструктор сайтов Weebly.com. На мой взгляд, это самый удобный, многофункциональный конструктор, не требующий знаний HTML. На нем можно размещать мультимедийный контент (звук, анимационную графику, видео, флеш), что позволяет обогатить процесс обучения, сделать обучение более эффективным.
Создание эколого-эстетического компонента ресурса – следующий шаг для реализации поставленных задач. Создание комфортных условий усвоения информации с электронного ресурса – необходимое условие привлечения и удержания внимания детей. Поэтому оформлению интерфейса (приятная цветовая гамма, детский, но разборчивый шрифт) было уделено особое внимание. Учеными доказано, что самыми благоприятными для умственной работы является желтый и оранжевый цвета и советуют использовать их в оформлении интерфейса электронного учебника, но поскольку они утомляют, их необходимо разбавлять другими цветами. Поэтому для образовательного ресурса в 5 классе использован единый выдержанный стиль: нежно-голубой цвет для фона, оранжевый цвет для заголовков и сигнальных ярлычков, указывающих на вид деятельности, который рекомендуется использовать для выполнения определенного задания. В проекте же “Platform 93/4” использована бело-бордово-золотая цветовая гамма, соответствующая описанию главного факультета школы волшебства в литературном произведении. Это было сделано для создания «атмосферы» Хогвартса. С целью добавления элементов геймификации обучения в стиле «Гарри Поттер» был оформлен и кабинет английского языка (Приложение 1).
Все структурные элементы ресурсов тщательно продуманы. Навигация по сайтам удобна и понятна учащимся. В «Welcome to the Elf Kingdom» для 5 класса она соответствует разделам и урокам печатного учебного пособия, в “Platform 93/4” - предметно-тематическому содержанию учебной программы. Это дает возможность учащимся быстро найти необходимый материал, что является важным условием для организации их самостоятельной деятельности.
Содержание обучающего компонента
Как упоминалось ранее, возрастные особенности детей оказывают существенное влияние на мотивацию, их необходимо учитывать при формировании содержательной стороны образовательного ресурса. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что у учащихся на II ступени обучения резко снижается роль внешней и увеличивается роль внутренней мотивации. В этот период ведущими мотивами ученической деятельности являются:
стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
потребность в познании и оценке свойств своей личности;
главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей [2, с. 431-433].
Таким образом, отбор и сортировка содержимого ресурсов осуществлялась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к предметно-тематическому содержанию на данной ступени обучения, с учетом возрастных особенностей и основаны на: новизне и разнообразии, занимательности, посильности, возможности выбора, возможности использовать повторы, факторе времени, соревновательности, самостоятельности, сотрудничестве, «обратной связи», поощрении за успехи.
Контент образовательных ресурсов связан единым сюжетом, который с первой страницы вводит учащихся в атмосферу английского языка. Новизна обеспечивается за счет большого количества разных типов дидактических заданий, образовательных игр и демонстрационных материалов. Разнообразие задач и видов деятельности гарантирует то, что ресурс не наскучит учащемуся. Ведь, как известно, любой мотивационный прием от частого применения перестает «действовать». Мной предлагается разнообразный характер упражнений: флэш-карточки, «Верно /неверно», «Орфограф», «Найти пару», «Классификация», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Слова из букв», «Ромашка», «Пазл «Угадай-ка», «Бинго», «Кроссворд», ребусы, «Вложенные ответы», «Банк слов», «Активная область», «Соответствия», «Одиночный выбор», «Сядь в поезд», «Заколдованный замок» и т.д. Все упражнения созданы с помощью сервисов Web 2.0, программ Power Point и iSpring и являются авторским продуктом. На сегодняшний день существует огромное количество сервисов Web 2.0, которые могут быть использованы в преподавании английского языка. Предлагаю использовать самые, на мой взгляд, доступные, надежные и эффективные из них (Приложение 2). Для собственного отбора сервисов и их систематизации советую использовать Symbaloo.com, очень удобный сервис для хранения закладок. Предлагаемые сервисы и программы обладают следующими преимуществами: они простые в использовании, многофункциональные, имеющие возможность встраиваться в сайт или блог. Более того, с их помощью можно создать дидактические упражнения с учетом посильности, возможностью выбора и использования повторов, поощрения за успехи. Эти программы позволяют установить временные рамки выполнения того или иного упражнения, осуществить обратную связь, которая пробуждает и поддерживает интерес.
Формирование интереса и стимулирование познавательной деятельности учащихся при обучении языковому и речевому материалу достигается не только с помощью дидактических упражнений, заданий и игр, но и привлекательной ситуативной инфографики грамматических правил (Easel.ly), ментальных карт связей (GoConqr, WiseMapping), интерактивных презентаций (Power Point и Slideboom), видео презентаций (Powtoon), позволяющих визуализировать материал и облегчить его усвоение.
Интерактивные книги, созданные с помощью программы iSpring, являются отличными помощниками для формирования речевых навыков учащихся 5-х классов, которым обязательно захочется «оживить» книгу и рассказать о себе, о своей родной стране, используя изученный языковой материал. Учащиеся же 7 класса с удовольствием сами создадут совместную интерактивную книгу с помощью сервиса Storyjumper, на страницах которой расскажут о том, какая загадочная и необыкновенная наша родная Беларусь. (Приложение 3)
С помощью сервиса Padlet создано виртуальное пространство для публикации работ учащихся. Каждый ребенок может написать о том, как он провел свои летние каникулы, что он кушает на завтрак, и как он заботится о своем питомце. Более того он может сопроводить свой рассказ своим любимым фото и ознакомиться с работами своих ровесников. Учитель находится в тесном взаимодействии с учащимися и, в свою очередь, может указать на их ошибки, подчеркнув их, и дать время для их осознания и исправления. Таким образом, ребенок сам корректирует свои ошибки, что положительно отражается на его успеваемости. Такой вид работы носит личностно-ориентированный характер и очень нравится учащимся.
Большое внимание уделено развитию аудитивных навыков школьников через использование тематических аутентичных видеофрагментов из любимых мультипликационных и художественных фильмов для детей (мультфильмы Disney, фильмы о Гарри Поттере, «Матильда», документальные фильмы о природе и т.д.). Интерактивные задания к ним созданы с помощью сервисов PlayPosit, Youtube, LearningApps. Возможность остановить, повторить фрагмент, просмотреть его с субтитрами позволяет учащимся не бояться «ничего не понять» и чувствовать себя намного уверенней в таком виде деятельности. На некоторых уроках представлены видео диалоги канала English Singsing, которые являются отличным приемом не только ввести учащихся в ситуацию урока, но и активизировать их диалогическую речь. После просмотра полной версии диалога предлагается распределить роли среди учащихся и озвучить героев видеосюжета. Такой вид работы всегда вызывает интерес у ребят и желание «примерить» на себя профессию актера по озвучиванию персонажей мультфильмов.
Определить уровень усвоения пройденного материала в форме игры и без стресса для ребенка помогают сервисы Kahoot, Triventy - бесплатные конструкторы игр и викторин. Учащиеся отвечают на вопросы используя свои мобильные устройства. Соревновательный характер тестов, желание стать победителями не оставляют школьников равнодушными. Они с удовольствием не только выполняют тесты, подготовленные учителем, но и сами создают их для своих одноклассников. Чтобы организовать работу с такими тестами достаточно даже невысокой скорости Интернет-соединения.
На ресурсах находится большое количество эмоциональных разрядок: песен, юмористических картинок, скороговорок.
Оценка эффективности использования
Для диагностики учебной мотивации мной было проведено анкетирование среди учащихся 5 классов в сентябре 2015 года и тех же учащихся в мае 2018 года. За основу использовалась методика кандидата психологических наук Т. Д. Дубовицкой [4]. Сравнительный анализ результатов показал, что в сентябре 2015 года у учащихся преобладает внешняя мотивация над внутренней. Процент заинтересованностью предметом составил 48%. В мае 2018 года этот процент увеличился до 76%, что говорит о доминировании внутренней мотивации над внешней и определяется по методике Т. Д. Дубовицкой как «высокий уровень мотивации». В этой связи можно утверждать, что с 2015 по 2018 год наблюдается рост учебной мотивации учащихся к предмету на 28% .
В дополнение мной были разработаны вопросы, которые помогли выявить отношение ребят к использованию веб-ресурса, а также определить уровень их самооценки. Результаты анкетирования были тщательно изучены и проанализированы с помощью психолога школы.
Таким образом, положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.
Косвенно о стойком интересе к учебному предмету «Английский язык» можно также говорить, исходя из собственных наблюдений за поведением учащихся в ходе учебной деятельности, основываясь на типичных «портретах», заинтересованных и незаинтересованных учащихся, составленных профессором А.К.Дусавицким [1, c 69].
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что созданные обучающие веб-ресурсы являются эффективным средством в арсенале современного учителя английского языка, который сможет методически грамотно организовать процесс обучения, определив место содержимого ресурса в своем уроке, сделав его увлекательным и необычным. Они могут быть успешно использованы как на занятиях с применением интерактивной доски, в лингафонном кабинете, так и дистанционно в качестве домашнего задания.
Преимуществом такого ресурса перед другими электронными продуктами являются:
доступность, т.е. все участники образовательного процесса, не зависимо от их места жительства, могут его использовать в любое время;
динамичность, т.е. возможность добавлять, изменять, редактировать, совершенствуя образовательный ресурс согласно современным тенденциям в обучении.
Однако при организации работы c ресурсом следует учитывать некоторые факторы, которые могут негативно влиять на процесс обучения:
длительность работы с компьютером на уроке;
возможность отсутствия интернет-соединения;
прекращение работы или временная недоступность сервисов Web 2.0.
Считаю, что разработанные мной веб-ресурсы обладают богатыми возможностями для удовлетворения образовательных запросов учащихся и позволяют целенаправленно выстраивать такую учебную деятельность, которая обеспечит мотивированное, осознанное, активное усвоение актуального учебного материала. Ресурсами могут воспользоваться все желающие педагоги и учащиеся, так как они находятся в свободном доступе: “Welcome to the Elf Kingdom” и “Platform 93/4”.
Литература
Дусавицкий А. К., Портная Е. А. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников. М., 1979, с. 69-100.
Ильин, Е. П. Психология для педагогов/ Е.П.Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640.
Naviny.by. Белорусские новости [Электронный ресурс]/ Гаджеты могут довести детей и до ожирения, и до аутизма. - Минск, 2018. - Режим доступа: https://naviny.by/article/20170429/1493454943-gadzhety-mogut-dovesti-detey-i-do-ozhireniya-i-do-autizma - Дата доступа: 07.06.2018.
Портал психологических изданий [Электронный ресурс]/ Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. – Москва, 2002. –№2. –C. 42 – 45. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/Dubovitskaja.shtml - Дата доступа: 05.08.2015.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ия Георгиевна
→ Публикатор 20.07.2018 0 2009 38 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.