Статья "Профессиональная компетентность учителя"
Профессиональная компетентность учителя - преподавателя
Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
В условиях современного ритма жизни успешность обучения учащихся, возможность его корректировать, развивать творческие способности и самосовершенствовать в целом становятся основной задачей профессиональной компетенции учителя – преподавателя.
На мой взгляд, профессиональная компетентность преподавателя основывается на ряде факторов, таких как:
-
знание преподаваемого предмета;
-
использование методик преподавания;
-
умелое сочетание форм и методов подачи материала;
-
поддержание мотивации учащихся;
-
диагностика и предвидение результатов обучения;
-
знание психологии
Именно учитель формирует у учащихся способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем обучении.
Обучение учащихся преподавателем должно основаться на трех компонентах:
-
- ориентировочно-мотивационной;
-
- операционально-исполнительной;
-
- рефлексивно-оценочной
и важнейшая задача учителя - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены.
Структура и методика преподавания во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, могут быть классифицированы по типам:
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
-
повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
-
освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
-
отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);
-
выдача домашнего задания.
По данным американских психологов, умение питаться результатами чужой интеллектуальной деятельности - «стандартными таблетками школьных знаний» - без ущерба для собственного интеллектуального пищеварения дается далеко не каждому, а только двум процентам из нас. Остальные же 98 теряют творческие потенции в ходе жесткой сортировки всех детских идей на «правильные» и «неправильные».
На другую сторону этого явления обращал внимание известный исследователь психологии мышления М. Вертгеймер: «Таким образом (при механическом обучении) можно воспитать детей, которые будут вести себя рабски подобно автоматам, решая не только арифметические, но и любые другие жизненные задачи, и будут слепо руководствоваться соображениями престижа, следовать моде, нормам, политическим или музыкальным мнениям, во всем полагаясь на то, что сказал учитель, на моду или авторитет».
По моему мнению, в процессе обучения преподавателем должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления по подаче и использованию знаний. Получение знаний, должно быть, построено так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные способности учащегося. Также необходимо учитывать индивидуальные способности, потребности и темперамент каждого учащегося.
Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство из нас сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, знания человека - это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка ее и является важнейшей задачей профессиональной компетенции учителя – преподавателя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Юлия Валерьевна
→ July1820 27.09.2018 0 1894 313 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.