Статья "Моё жизненное кредо и мой педагогический путь"
Моё жизненное кредо, моя педагогическая миссия
Свой педагогический путь я начала не в Москве. Закончив филологический факультет Тбилисского Государственного университета им. И. Джавахишвили, некоторое время работала в г. Очамчира, Абхазской АССР. Так случилось, что вскоре наша семья переехала в столицу. По воле судьбы в ЦО 1449 (так раньше именовалось наше учебное заведение) я пришла вместе со своими детьми. Они уже окончили школу, а я продолжаю здесь трудиться.
Вот уже двенадцать лет я работаю в начальной школе. Подлинность человеческой радости я пережила именно здесь, видя, что доставляю радость детям.
Начальная школа – это место, где жизнь бурлит и кипит, особенно во второй половине дня. А я думаю о том, что за партами, на моих занятиях, сидит будущее России. В этом будущем и моей семье предстоит жить, поэтому чувствую особую ответственность перед школой и моими подопечными. Как же оправдать то доверие, которое щедро дарят мне ученики и их родители? Я убеждена: педагог - это даже не профессия, это образ жизни. Благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом чуткая администрация, коллеги. А мои воспитанники для меня - это личности, а не объект учения, ведь каждое занятие - это творчество, а не работа. Каждая игра - это развитие, а не усталость.
Под моим руководством ребята продолжают школьную жизнь после уроков. Они творят, развиваются, формируются как личности, а потом ждут результатов. Мне приятно работать с ними и испытывать чувство удовлетворения от общения, ощущать, что мои усилия необходимы для их развития и совершенствования. Как это получается у меня? Постараюсь вкратце рассказать.
В начальной школе, особенно в первые годы пребывания в ней, многое маленькому сердечку ещё невозможно растолковать. Прекрасные слова о благородстве далеко не всегда доходят до его сознания.
Но почувствовать сердцем красоту и гармонию человечности способны даже малыши. Поэтому с первых дней своего учительского пути я стремилась к тому , чтобы каждый мой воспитанник умел переживать радость, горе и невзгоды другого человека.
Наблюдая за детьми во второй половине дня, после окончания основных занятий, я убедилась, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение - это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и учатся доступным приемам применения знаний на практике и переносу своих знаний и умений в разные условия.
Решать эту задачу только в условиях работы на уроках невозможно, ведь половина учебной информации усваивается школьниками при выполнении домашних заданий. Организуя самоподготовку, воспитываю у ребят такие важные качества, как внимание, терпение, усидчивость, самостоятельность. А разнообразие клубных часов помогают развитию познавательных и творческих способностей у детей. В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик развивающих занятий с младшими школьниками, но я отдаю предпочтение проблемно-поисковому методу, основной формой которого является игра. Играя, мы учимся жить и развиваться.
Игра служит переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче и интереснее проходит познавательная деятельность. Определяющим для построения всей моей деятельности является принцип эмоциональной комфортности, в соответствии с которым каждому ребёнку предоставляется свобода в выборе деятельности в игровой среде. С этой целью у нас созданы самые разнообразные кружки: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические с готовыми правилами. Кабинет, в котором мы занимаемся, полностью оснащён современной техникой: компьютерами, интерактивной доской, мультимедийным проектором, видео и аудиоаппаратурой. Все это позволяет заинтересовать ребят и сделать процесс обучения более эффективным. Анкетирование моих ребят показало, что интересы их связаны не только с компьютерными играми. Им хочется научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию в Интернете. Моя компетентность в работе с ИКТ - технологиями помогает им в этом. Наблюдая за детьми, убеждаюсь, что почти все они на «ты» с компьютером и разными гаджетами. Телевизор, к сожалению, заменяет книги, а интернет - живое общение. Моя задача – умело сочетать интерактивные средства обучения и живое общение.
А если относиться к детям, как к равным - они творят чудеса! Часто организую занятия в группах. Они помогают глубже понять учебный материал, к тому же познавательная активность и творческая самостоятельность меняют характер взаимоотношений между детьми: они становятся теплее и человечнее.
Применение интернет- ресурсов на занятиях кружка позволяет ребятам принимать участие в различных сетевых конкурсах. Результатами участия являются свидетельства, сертификаты, грамоты и новые знания.
Скоро в нашей школе стартует новый проект - « Автогородок для школьников», и мои воспитанники с нетерпением ждут его начала, чтобы принять в нем активное участие. Я разделяю их радость и восторг!
На развитие познавательных способностей влияет и то, как я раскрою индивидуальные качества и таланты каждого ученика. В этом мне помогает использование комплекса творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать своё «я». Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники умели самостоятельно мыслить, анализировать, быть ответственными за свои слова и поступки.
«Мудрость рождается из пристального наблюдения за тем, как растут люди…» - говорил Конфуций. Глядя, как растут мои воспитанники, я тоже расту вместе с ними, постигаю жизненные ценности, помогаю каждому стать личностью.
Я уверена: если мне доверяют, то и учатся у меня. Учась друг у друга, мы с учениками на равных.
С заповедями: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком…» - продолжаю свою миссию учителя и воспитателя.
Я следую заповедям Ш. А. Амонашвили, который говорил: «Надо жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. Лелеять каждую частицу души ребёнка», заботиться о его здоровье.
От жизнерадостности, бодрости, здоровья тела и духа детей зависит их духовное состояние, жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Общение с родителями на моем педагогическом пути - важнейшая составляющая. Стараюсь быть толерантной и спокойной, всегда готовой к диалогу и взаимопониманию. Главное - привлечь пап и мам к активному участию в воспитании ребёнка. К моему счастью, у меня сложились хорошие отношения с родителями: мы вместе справляемся с трудностями, радуемся успехам детей. Именно родители – мои первые помощники: организуют экскурсии, занятия кружков, праздники, участвуют в конкурсах, проводят мастер-классы.
Мы приглашаем мам и пап, для того чтобы они рассказали детям о себе, о своем детстве, о своей профессии.
Вся эта работа направлена на самое главное - единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребёнка, воспитания его по законам добра и справедливости, ведь не зря говорят:
«От доброго слова миру светло».
Скоро начнётся десятый год моей работы в СОШ 1449. Много это или мало? Я не могу ответить на этот вопрос. Я считаю, что этот промежуток времени – именно жизнь в школе с учениками - не дал остыть моим педагогическим порывам, и я готова двигаться вперёд, чтобы совершать « открытия чудные».
Мне нравится моя работа, а если человек любит свою работу, то это чувство помогает преодолевать все препятствия. Каждый день, отдавая детям частицу своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовольствия признаюсь:
« Я не жалею о том, что выбрала профессию педагога – этот тернистый, нелегкий, но такой радостный путь! Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей. Она даёт многое: обогащает и продлевает жизнь у тех , кто её получает, делает счастливее тех, кого ею одаривает. Идя на работу и возвращаясь домой, вспоминая разные эпизоды из школьной жизни моих воспитанников, я улыбаюсь. Идти на работу с радостью, с работы с приятной усталостью - в этом я вижу высшее счастье и смысл жизни.
P.S. Спасибо школе, моим коллегам за содействие и помощь в осуществлении наших воспитательных намерений. Я горжусь школой, которую закончили мои дети. Я готова трудиться на радость мне и на благо моим воспитанникам. Веря, что философскими заповедями Макаренко и Ушинского, я снова буду совершенно спокойна, и снова со мной будут моя прямота в словах и поступках, решительность в действиях. Только благодаря этим заповедям могу состояться как педагог - Учитель. Искренний, мудрый и толерантный. Несущий знания и отдающий сердце детям.
Да, я готова и дальше вносить свою лепту в триумфальное шествие нашей пилотной школы на небосклоне Московского образования!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шакая Марина Нугзаровна
→ Публикатор 03.10.2018 0 2080 348 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.