Статья "Ох, уж этот ЕГЭ!"
« Вы обязаны дать результат» . « Вы обязаны перейти к середине, дать результат среднегородской!»
Все это слышу на педсоветах и совещаниях. Недалеко от актового зала, зачастую в кабинете 200 меня ждут 5 инопланетян. Я их так назвала с первой минуты нашей совместной работы. О том, что выбрали мой предмет, узнаю в конце четверти , ученица 9 б класса, мне была представлена 26 декабря как один из этих «инопланетян», произошло это совершенно случайно, как бы, между прочим.
Своего кабинета нет, основная жизнь протекает в учительской, где переодеваюсь, сижу за компьютером, заполняя сетевой город, набирая материал для различных конкурсов.
Именно в учительской 26 декабря я узнала, что еще один человек готов работать со мной в плане подготовки к экзамену по выбору.
Самый нежелательный и самый сложный вид экзамена, который не практикуется среди моих коллег.
Страха никакого не было, недоумение имело место быть. Как так.
И понеслось.
В моей жизни, она протекает с 1995 года в городе Новый Уренгой, в последние 10 лет периодически наступают трудности. За ними уныние, хандра, легкая депрессия, а может и нелегкая, следом осознание необходимости активных действий.
Нормализация ситуации, полное успокоение. Видимо, в такие моменты жизни не следует ост
Кратковременный застой приводит к обнулению результата. И тут нужно все начинать сначала. Лучше ведь все держать в обычном ритме, тогда и результат труда долговечен.
Вот я дала слабину, жуткую, не дала себе защитить себя.
Мне очень нравится то, что я делаю. Мне нравится учить нравственности, человеческим качествам на примерах литературных героев. Меня очень интересует, в какой степени ученики вовлечены в деятельность. Урок не ради отчетности, ради самих себя. Не умея поставить цели перед собой, мы и детей плохо учим.
Не умею я натаскивать своих учеников на результат, который требуют свыше. Мне дорог сам процесс общения с ними на уроках, где они задают вопросы, уходят в мир героев и их поступков. Это все притом, что сами ученики почти не читают. Я стараюсь на своих уроках донести самые основные моменты. Самый безграмотный ученик на уроках литературы умеет на не очень правильном языке делать выводы, ставить вопросы, вступить в диалог со своими одноклассниками.
Остался позади уже учебный год, осталось позади мое теплое и насыщенное лето, наступил новый школьный год. Не было того городского результата у меня, не было той середины.
Обучающиеся 9-х классов, выбравшие предмет по выбору (литература), имели отметки «хорошо» по итогам учебного года по следующим данным:
- ежеурочно отвечали на поставленные вопросы ( таких учеников в каждом классном коллективе 4-5);
- знали основной текст, его содержание;
-умели объяснять взаимосвязь событий, характеров героев и их поступков;
-знали теоретико-литературные термины и понятия;
- умели логически последовательно отвечать на вопросы.
Эти ученики имели отметки «хорошо» и по сочинениям, их было достаточно за учебный год. За письменные работы я выставляла эти оценки за умение использовать языковые средства в соответствии с темой данного эссе, за умение правильно излагать мысли, за раскрытие заданной темы. Ни один из них не имел баллы за грамотность, за соблюдение орфографических, пунктуационных норм.
Оценивала этих учеников за отсутствие фактических ошибок, за последовательность изложения литературного материала, когда вся остальная часть классного коллектива слушала именно их. С этими ребятами я участвовала в различных литературных конкурсах не только городского уровня, но и международного. Есть дипломы, награды.
Своей огромной ошибкой, самой вопиющей ошибкой, считаю следующее : допуск учеников до самого нежелательного, самого сложного экзамена.
Особняком стоит экзамен по литературе ОГЭ, он крайне сложен, особенно сложен для сегодняшнего, вовсе не читающего поколения.
Необходимы несколько лет упорной подготовки, систематических занятий, которые приведут к успеху.
Сама подготовка к ОГЭ по литературе не уступает по времени и сложности точным наукам. Здесь на вопросы следует отвечать самостоятельно, надо владеть не только информацией о писателях и их произведениях, о литературных направлениях и течениях, но и практические навыки необходимы в написании сочинений и при анализе произведения. Пишут они с ошибками, читают мало. Очень много времени тратила и на чтение во время консультаций статей, готовых сочинений, собственных сочинений. Просила их заучить термины, определения, выписывать понравившиеся мысли, фразы, цитаты, чтобы на их основе писать собственное сочинение. Статей пруд пруди. Были представлены и темы сочинений, много раз каждому из них в сетевом городе пересылала эти списки, ответы на вопросы. Чтобы они не тратили время, советовала заранее определиться, в какой форме намерены сдать, какой вариант выбирают. (проза или поэзия).
У меня никогда не было соблазна завысить им четвертные оценки за баллы, чтобы иметь лучшую заработную плату, не имело место натаскивание на сдачу, а шла подготовка, шло изучение материала.
Две консультации (по полтора часа) я провела в присутствии родителей, они вспоминали наизусть целые отрывки из школьной программы, вспоминали моменты школьной жизни. Родители тоже не смогли убедить своих детей отказаться от сдачи экзамена по литературе. И они понимали, что недостаточно времени уделяют сами ученики на подготовку, надеются только на встречи с учителем, на беседы с ним.
На уроках литературы чаще давала задания, направленные на сопоставительный анализ литературных явлений.
При анализе литературного материала регулярно проводила работу с теоретико – литературными понятиями, постоянно выделяла время на обучение краткому письменному ответу на поставленный вопрос, проводила письменные работы, небольшие эссе. Особое внимание обращала на работу с анализом эпизода (портрет, пейзаж): место эпизода в структуре произведения, его роль в раскрытии авторского замысла, сюжета, характера героя и средства создания этого характера.
Огромная вера в своих учеников, не отходивших ни на шаг от меня, огромное желание увидеть их счастливые лица в тот момент, когда осилят, пройдут это испытание взяло верх над здравым смыслом.
Не секрет, что сегодня полностью произведения по школьной программе никто и не читает за небольшим исключением.
Но мне почему-то кажется, что у ЕГЭ и ОГЭ всё же нет будущего, и наше многострадальное школьное образование вернётся к своему классическому варианту. Часто вспоминаю то доброе время, когда мы писали на выходе из школы свои сочинения. Надеюсь, что наши внуки будут писать классическое сочинение. Задания для ЕГЭ и ОГЭ с каждым годом всё усложняют, а выпускники уже свои собственные имена и фамилии не могут грамотно написать. Куда уж дальше?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Индирбаева Эльвира Абдулхалимовна
→ марьем-доча 10.11.2018 0 1263 330 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы