Статья "Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться - мнение начинающего учителя-предметника"
Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться - мнение начинающего учителя-предметника
Что такое адаптация? Адаптация – это процесс приспособления к новым жизненным условиям, в которых оказывается человек. На протяжении всей своей жизни человек переживает этот период несколько раз.
Первый год жизни ребёнка, его первые слова и шаги, вхождение его в коллектив детей (ясли, сад). И, наконец - обучение в школе, где ребёнок переживает период адаптации несколько раз – в 1 классе, в 5-ом и 10-ом классах. Затем уже следуют более поздние и взрослые периоды адаптации.
В сети Internet огромное множество статей для родителей, классных руководителей и даже самих пятиклассников на тему «Как помочь адаптироваться своим детям в 5-м классе».
Я учитель-предметник. Начинающий учитель. Преподаю информатику в 7-11 классах и математику …в 5-м классе. Для таких как я – начинающих- тоже должна быть статья-шпаргалка на тему «Как научить пятиклассников работать в команде и помочь им адаптироваться».
Пятиклассники. Это подростки с кипучей энергией, активным стремлением к творческой деятельности – у меня их 20 человек…20 неиссякаемых батареек.
Сегодняшние пятиклассники стремятся к самостоятельности во всём. У них появляется особое свойство личности – чувство взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своём физическом развитии. И во взаимоотношениях с взрослыми подросток уже не чувствует себя ребёнком. Он хочет и может участвовать в настоящем труде, иметь серьёзные обязанности и поручения, он стремится к познанию окружающего мира, хочет отстаивать свои права и независимость, но при этом по-детски рассчитывает на помощь, поддержку и защиту (и даже некоторый контроль) со стороны взрослых, хоть и не готов в этом, признаться.
Переход в средние классы можно образно сравнить с переходом на новую работу. Ещё недавно, в начальной школе дети были самыми старшими, а спустя 3 месяца, оказались самыми младшими в средней школе. Очень непросто ощущать себя снова малышами, а ещё и учиться всему заново.
У пятиклассников появляется много новых предметов, и они уже не столь «наглядны», как в начальной школе, и требуют абстрактного мышления; по каждому предмету свой учитель, и все они разные. И каждый из этих учителей, по-разному оценивает учеников, предъявляет свои требования, у каждого совершенно иного стиля общения с учениками, голос, темп урока, чем был в начальной школе.
Домашнее задание теперь дается по каждому предмету, в большом объеме и становится ужасом для пятиклассников (почти ночным кошмаром).
Дети с сильной нервной системой легко привыкают и приспосабливаются к такому взаимодействию, чего не скажешь о медлительных и впечатлительных пятиклассниках, которые есть в каждом классе. Они могут не воспринимать объяснения, которые подаются в непривычной для них форме, и реагировать на незнакомые интонации и противоречивые требования либо заторможено, либо эмоционально «взрываться». Настроение ребёнка ухудшается, качество усвоения материала страдает, отношения с окружающими портятся. Ребёнка как будто подменили: оценки плохие, дисциплина ужасная, родителей вызывают в школу. Если в начальной школе были только отличники и ударники, то в пятом классе отличники часто имеют четвёрки, а ударники становятся троечниками. «Что делать? Как исправить ситуацию?» - недоумевают родители.
Многие родители считают, что с переходом в среднюю школу самостоятельность их детей резко возрастает, что проблемы взаимоотношений в новом классе надуманы.
И самая основная и серьезная проблема, которая может в дальнейшем вылиться в то, что можно очень часто увидеть полицейских хрониках – дети затравливают дуг друга, избивают, снимая на камеры телефона и выкладывая в сеть, чтобы заработать лайки и стать популярными среди своих сверстников. Нет дружного коллектива. Каждый сам за себя…словно в джунглях. Порой формируются микрогруппы. Зачастую эти микрогруппы конфликтуют друг с другом. И о каком учебном процессе или командной работе можно в такой обстановке говорить?.. Ребенок думает не о том, что говорит учитель, а о том «Как выжить в классе».
В первые пару месяцев пыталась «сдружить» их на своих уроках, чтобы они работали одним коллективом. Попытки оказались тщетны. Много статей перечитала в интернете. Но в итоге помог совет самого лучшего друга – мамы. Она прошла со мной все мои адаптации, в том числе и школьные…В чем заключается совет?
Помните октябрятские звездочки? Нас в классах делили по пять человек – звездочки. Все в звездочке отвечали друг за друга, помогали, поддерживали, дружили…Между звездочками были соревнования. Было интересно и приносило пользу.
Так вот, совет заключается в следующем – если не можешь сплотить класс в единый коллектив, собери их в группы – звездочки, назначь старшего в каждой из них. Пусть научатся, для начала, «дружить» внутри звездочки, а дальше будет проще их «соединить» в единое целое – класс.
Я так и сделала. Собрала 4 математические звездочки. Старалась сгруппировать их так, чтобы в каждой звездочки были и отличники, и хорошисты, и те, кому нужна помощь.
Ребята восприняли идею с энтузиазмом, после того как объяснила им преимущества работы в команде: Соревнования, Взаимопомощь, Самоконтроль, Дружеская поддержка и т.п.
В итоге каждой математической звездочке было придумано название, девиз, талисман.
Еще раз хочу повторить, что в моем определении слова «Звездочка» никакого политического подтекста здесь нет – ТОЛЬКО желание сплотить ребят, помочь им адаптироваться, дать им понять, что они не одни, не выброшены в одинокое плавание.
Соревнования, конкурсы, эстафеты (разговор пока только о математике).
Кто больше всего любит соревноваться с другими? Кто больше всего любит доказывать свое превосходство? Ответ прост – дети. Ввела систему «Плюс-минус». Звездочка победила – плюс заработала, плохо вела себя – минус. Теперь за поведением и успеваемостью на уроке слежу не только я, но и каждый ученик в звездочке. В конце недели плюсы и минусы подсчитываются и звездочка, у которой плюсов больше, получает 5 баллов в журнал.
Наши соревнования:
– подбираю примеры на действия (расставь действия и посчитать), делю доску на 4 части. По одному выходят ученики от каждой звездочки к своей части доски, решают пример, и «передают» эстафетную палочку следующему в своей команде. Звездочка, прошедшая первой, получает плюс;
– математические раскраски (это они любят больше всего).
Цветные карандаши у них всегда с собой, рисовать они любят. И принцип весьма прост – посчитал пример, по ответу выбрал цвет, закрасил. Распечатываю одинаковые раскраски для всех.
Звездочка, закончившая первой (и, самое главное, закрасившая верно все области) получает плюс.
– таблица умножения (это больная тема для всех, включая старшеклассников). Набираю примеры из таблицы умножения (без ответов, конечно же). Формирую бланки примеров 20-30. Распечатываю для каждого.
Звездочка, решившая все примеры первой (и, самое главное, верно) получает плюс.
– таблица Шульте (помогает развивать внимание). Распечатала для каждой звездочки.
Почти на каждом уроке устраиваем пятиминутную эстафету. Называя число (успеваем найти 5-10 чисел), звездочка, нашедшая искомое число, поднимает руку. Звездочка, которая нашла большее количество чисел, получает плюс.
– загадки, ребусы и т.п. (на логику и сообразительность). Например, какое число должно быть на месте вопроса:
Взаимопомощь.
В чем это заключается на моих уроках:
– можно помогать друг другу на проверочных и самостоятельных, а также при решении примеров и задач для закрепления пройденной темы (приучаю их тому, что каждый несет ответственность за то, чтобы внутри их звездочки тема урока была усвоена);
– если тема непонятна, то те из звездочки, кто тему понял, могут объяснить другим (даже во время урока разрешаю подходить друг к другу для этого);
– все должны получить вовремя домашнее задание (особенно актуально в случае, если кто-то не был на уроке);
Самоконтроль.
Не забывая о том, что пятиклассники стремятся к самостоятельности во всём, вменила в обязанности старшего в звездочке до урока (либо в начале урока) опрашивать свою команду по теме, по которой я устрою опрос на уроке (предупреждаю их заранее). Пока один отвечает – другие слушают, запоминают, вспоминают.
Дружеская поддержка
Любому, даже «очень взрослому» пятикласснику нужна дружеская поддержка. Делом. Словом. Иногда достаточно просто того, чтобы выслушали. Не всегда ребенок готов всё рассказать родителям – нужен сверстник, ведь только он сможет понять. Внутри звездочки должна сложиться такая доверительная атмосфера. Каждый должен быть уверен, что всегда придут на помощь.
Что еще…Физкультминутки. Без них никак нельзя – они помогают в начале урока «разбудить, расшевелить» ребят. Я и в данном процессе задействовала звездочки. Каждая из них выбрала из моей подборки «читалок» свою. В начале урока звездочка выходит к доске, весь класс около своих парт. Звездочка читает свою речевку, показывает остальному классу, какие движения необходимо делать под каждую «фразу-команду».
Класс с удовольствием всё выполняет. Времени занимает немного, но польза огромна – ребята проснулись, оживились, готовы воспринимать информацию.
Например:
После физкультминутки, а также в середине урока, «завожу» их цепочками устного счета. Ответы выкрикивают, шум, конечно, стоит сильный, но…во-первых, командная работа, а во-вторых, возможность выплеснуть накопившуюся энергию (возможность «выкричаться» им помогает продержаться в тишине оставшуюся часть урока, а это для них обычно весьма затруднительно).
Вкратце, пока всё.
P.S: Уважаемые коллеги! Любите свою профессию, и не сомневайтесь в правильности её выбора. Уважайте детей, и они ответят вам тем же! И еще очень важно понимать, что – не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся ХОРОШО ВМЕСТЕ. А что ещё и полезно – это следствие!
P.S.S: Прошу не судить строго. Очень надеюсь на обратную связь от более опытных учителей. Надеюсь на ВАШУ оценку. Если по проделанной мной работе возникли предложения или замечания, то прошу ответить на e-mail: primavim@yandex.ru. Всем отвечу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Привалова Марина Александровна
→ primavim 11.11.2018 0 1741 364 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.