Статья "Думать… чувствовать… творить!"
В статье исследуются разные подходы к развитию творческих способностей детей, представлены технологии, методы для формирования у учащихся подвижности, гибкости, образности мышления, умения делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем, рассмотрены приёмы создания творческой атмосферы на уроках.
Думать, чувствовать, творить – это девиз моей педагогической деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творческую активность школьника, повышать качество образования, эффективно использовать учебное время.
Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. В школе мы учим детей коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения, учим ребёнка быть личностью, быть собой.
Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности.
Творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества Александр Наумович Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя.
- Гибкость мышления.
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
- Лёгкость генерирования идей.
- Творческое воображение.
Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. С самого начала своей ученической деятельности школьник должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Самым трудным для меня всегда было так организовать учебный творческий процесс, чтобы все ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Главная сложность при этом видеть каждого ребёнка отдельно, управлять творческим поиском каждой группы и держать во внимании весь класс. Творчество ученика начинается с творчества учителя, поэтому в организации урока постоянно присутствует элемент творчества: составление опорных конспектов, создание проблемной, творческой ситуации, презентации, проектов, решение лингвистических задач …
Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают следующие приёмы: иллюстрирование, инсценирование, синквейны, ассоциативные эксперименты, творческие домашние задания, написание стихов, сказок, рассказов, творческие мастерские.
Особенностью ребенка среднего возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Роль фантазии эффективна на уроках развития речи.
Возможность анализировать свои внутренние ощущения ребята получают, работая над этюдами и эссе.
Писать их мы начинаем с пятого класса. Сначала эта работа даётся многим с большим трудом: ребятам трудно писать без шаблонов и штампов, описывать собственные переживания и переосмыслить их. Но постепенно они понимают, о чём писать, и размышления о небе и звёздах, о животных и цветах со временем «перерастают» в эссе о людях и обществе, о том, что значит быть человеком, о мире взрослых и детей.
Погружаясь в себя и анализируя переживания, ребятаначинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».
Хочется выделить виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
- "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
- Музыкальное сочинение - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
- Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!
- Сочинение - миниатюра. Большинство учащихся гораздо с большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся, которые слабее, видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.
Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.
Также на уроках по развитию речи я использую педагогический приём «Если бы…», ученикам предлагается составить рассказ о том, что происходило бы при определённых условиях, если что-либо изменить.
Можно создать такой рассказ общими усилиями. Первый ученик произносит первое предложение «Если бы…». Следующий участник вторую часть предложения использует для начала своего предложения «Если бы…» и т.д.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фиденко Наталья Александровна
→ natalyafidenko 03.12.2018 0 1567 352 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.