Статья "Признаки школьной дезадаптации"
Признаки школьной дезадаптации
Социальная и школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста и выбора правильных способов социально-педагогической и психологической поддержки дезадаптированных школьников становится все более актуальным и требует более скрупулезного изучения и анализа. Среди мировых проблем оздоровления общества отдельное и весьма важное место занимает создание и введение в педагогическую практику работающей системы профилактики и коррекции социально-психологической и школьной дезадаптации детей. Сложности в адаптации к условиям школьного обучения - одна из самых острых проблем, с которой в последнее время все чаще и чаще сталкиваются педагоги.
Явление, которое является обратным адаптации - дезадаптация - объясняется учеными как процесс, связанный с переходом из одних условий жизни и, как следствие, привыканием к другим. Ученые Г.Ф. Кумарина, М.Е. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, И.Ф. Дементьева, Р.В. Овчарова, Н.Ю. Максимова и др. доказывают, что дети испытывают состояние дезадаптации при систематическом школьном обучении, причем уже на ранних его этапах. Среди наиболее распространенных проявлений дезадаптации называют эмоциональные нарушения, невротические реакции и состояния; проблемы трудновоспитуемости и трудностей в обучении; медико -биологические, патохарактерологические и социопатические дисфункции, которые затрудняют процесс социальной адаптации в любом возрасте .
Во время исследования школьной дезадаптации обращается внимание на отдельные стороны этого явления, например, утомляемость, нарушения в поведении, неуспеваемость и трудности, возникающие во время учебного процесса, без достаточного учета всего комплекса социальных и психолого-педагогических механизмов, определяющих содержание и направленность дезадаптационного процесса, и знаний, которые позволяют моделировать подходящие методы преодоления дезадаптации в школьном возрасте.
В социально-педагогическом понимании адаптация объясняется как формирование наиболее адекватных стереотипов поведения в условиях меняющегося микросоциальной среды.
Когда речь идет о школьной адаптации, нужно понимать, что это сложный процесс, сочетающий в себе адаптацию функциональную, учебную и социально-психологическую. Функциональная адаптация - это приспособление личности ребенка к выполнению обязанностей, вызванных функциональным назначением учебной деятельности. Под учебной адаптацией понимают приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях. Под социально-психологической адаптацией понимают наилучшее приспособление детской психики к школьным условиям при помощи усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в данных условиях. Таким образом, несоответствие социопсихологического и психофизиологического положения (или возможностей) школьника требованиям ситуации жизненного процесса, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях учебно-воспитательного процесса школы, определяется как школьная дезадаптация.
Нельзя путать школьную дезадаптацию с социально-психологической. Понятие "социально-психологическая дезадаптация" охватывает широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под действием разнообразных сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод или конфликты в семье, потеря близкого человека, смена места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, физический недостаток и др.). Школьной дезадаптацией считают лишь те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка в результате влияния школы, то есть те нарушения, что прямо или косвенно связаны с учебной деятельностью, учебными успехами, поведением ребенка в школе и дома при выполнении домашнего задания.
Школьную дезадаптацию можно рассматривать с трех сторон: как процесс, как проявление и как результат. При дезадаптации как процессе свойственно снижение адаптивных возможностей ребенка в условиях школы. Дезадаптация как проявление - это характеристика нетипичного поведения и эмоционально-психологического состояния учащегося в школе и вне ее. И наконец, дезадаптация как результат является доказательством того, что поведение ребенка, отношения и результативность его обучения не соответствуют тем нормам, которые характерны для него (его ровесников) в данных условиях жизнедеятельности.
Итак, с понятим “школьная дезадаптация" связывают неуспешность в учебной деятельности, затруднения в учебе, неадекватное поведение, конфликты с одноклассниками. Отсюда следует результат - учиться такому ребенку трудно, не складываются отношения и со взрослыми и и другими детьми и, как следствие, нежелание вообще ходить школу. Понятно, что преодолеть дезадаптивность можно только устранив причины, которые ее вызывают. Дезадаптация часто связана с повышенной тревожностью в некомфортной для ученика ситуации. Этому, к сожалению, иногда сплсобствуют и педагогические ошибки.
У ребенка возникает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности, касающейся требований учителей, от условий обучения, он не соответствует ценностям и нормам поведения в коллективе. Такое положение называется состоянием внутреннего напряжения, настороженности, недостаточной способности в решении интеллектуальных вопросов. Если человек не в силах справится со своей тревогой, то его беспомощность становится больше, т.к. границы его независимости сужаются, он начинает внутрене себя ограничивать и не хочет использовать свой потенциал. Р. Мэй также замечает, что способность испытывать тревогу не основывается на обучении, но конкретные формы тревоги и качественные особенности у данного человека складываются в процессе обучения. Исследования показывают, что тревожность проявляется тогда, когда у человека не получается спрогнозировать то, что возможно произойдет с ним в той или иной ситуации. Когда человек неуверен в себе у него наблюдается заниженная или низкая самооценка, он становится зависим от мнений и оценок окружающих людей, которые могут быть абсолютно различными, а это ещё более увеличивает сомнения и тревожность. Человек с повышенной тревожностью не может объективно оценить свои возможности, выбрать работу, справиться с которой он в силах, определить, насколько трудна для него эта работа и понять, каков будет результат его деятельности.
Ребенок не сможет адекватно воспринимать мир, который его окружает, если он видит его через призму собственной тревоги. Все это весь учебно-воспитательный процесс делает достаточно трудным, результаты работы ребенка на уроке становятся проблемными. Даже возможный отличник может стать отстающим в условиях дезадаптации.
Если процесс школьной адаптации был эффективным и ребенок привык к школе, и принял ее правила и нормы, то это в значительной степени его учебная деятельность будет успешной, и ребенок сохранит свое здоровье и физическое и психическое.
Дезадаптированость - это не процесс, а состояние, которое возникает от неудовлетворения основных потребностей в результате использования неадекватных способов поведения. Дезадаптированность учащихся приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведению, проблемам в учебной деятельности, конфликтным отношениям.
Причинами школьной дезадаптации чаще выступают неверные методы воспитания в семье или нарушение системы отношений в школе. А также, некоторые индивидуальные особенности психического развития ребенка, делающие его школьную жизнь достаточно трудной.
К воспитательным ошибкам родителей относятся слишком завышенные ожидания относительно успеваемости ребенка, и поэтому любая неудача воспринимается им болезненно, разговоры дома о недостатках школы или учителей, вместо акцентирования внимания ребенка на приятных моментах; частые конфликты по поводу обучения ребенка, после чего все, что каким-то образом связано со школой, теряет для него всякую привлекательность.
Очень большой вред процессу адаптации наносят те учителя, которые пытаются воспитывать школьников путем “объективной”, с их точки зрения, критики их недостатков. У ребенка еще нет способности объективно воспринимать критические замечания через возрастные особенности самооценки. В этом возрасте самооценка ребенка еще пока не аналитическая, а синтетическая. Скорее это целостное эмоциональное отношение к себе, а не умственная оценка отдельным своим качествам. Значит, когда учитель выражает недовольство определенными чертами школьника, ребенок считает, что все сказанное относится к его личности вообще. Как можно любить школу, где не любят тебя?
Основным методом предупреждения проявления школьной дезадаптации ребенка (наряду с созданием ситуаций успеха) является снятие отрицательных оценок на первых этапах обучения. Это касается не только привычных оценок, выраженных в баллах, но и любых других: цветных (желтые, зеленые, черные кружочки), сюжетных (самолет, автомобиль, улитка), словесных (“умница”, “хорошо”, “плохо”). Пока ребенок уверен, что он хорошо учится, у него сохраняется желание и стремление учиться. А когда учитель постоянно говорит ученику, что он читает плохо и пишет неаккуратно и некрасиво, у того вместо стремления совершенствоваться появляется страх и отвращение к этим занятиям. Словом, неверный педагогический подход повышает риск формирования у ребенка школьной дезадаптации.
Из индивидуальных причин школьной дезадаптации можно говорить о чрезмерной чувствительности и повышенной возбудимости нервной системы.[47]
Рассмотрим более подробно индивидуально-типологические особенности нервной системы и ошибки воспитания, способствующие возникновению школьной дезадаптации.
Обуславливающие факторы.
Определены индивидуально-психологические (меланхоличный тип темперамента, высокий уровень тревожности, мотивация избегания неудачи) и социально-психологические факторы (негармоничный тип семейного воспитания, неблагоприятный эмоциональный микроклимат в семье, авторитарный стиль взаимодействия педагога с учениками, психологическая и педагогическая некомпетентность педагогического состава, нарушения взаимоотношений с одноклассниками), способствующих возникновению дезадаптации у школьников.
От характера взаимоотношений с родителями зависит и адаптация ребенка в школе.
Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка.
В порядке убывания значимости можно выделить следующие факторы риска нарушения адаптации: злоупотребление родителями алкоголем; незрелость по результатам выполнения теста Керна-Ирасека; низкий культурный уровень семьи; неблагоприятный психологический микроклимат в семье; отсутствие у ребенка мотивации к обучению в школе; курение матери; малое внимание, уделяемое ребенку в семье; пневмония на первом году жизни; отставание в умственном развитии; мужской пол ребенка; асфиксия в родах; использование физических методов наказания ребенка; гестоз 1-й и 2-й половины беременности; наличие у ребенка морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний; неблагоприятная адаптация к дошкольному образовательному учреждению. При наличии у ребенка четырех и более факторов риска возможно неблагоприятное течение адаптации. В этом случае родителям нужно регулярно консультироваться с педагогом, психологом и медицинским работником в детском саду и школе по протеканию процесса адаптации ребенка.
Для облегчения процесса адаптации очень важен рациональный режим обучения и отдыха детей. Большую роль для облегчения адаптации играет соблюдение школьниками норм двигательной активности. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в саду и перед сном. Очень важным условием достижения адаптации является благоприятный психологический микроклимат дома. Психологическая поддержка эмоционального развития школьников предполагает такие способы влияния, которые позволяют снять эмоциональную напряженность, и создать условия для эмоционального благополучия детей. Необходимо, прежде всего, посоветовать родителям поддерживать своих детей. Родителям нужно как можно чаще обращать внимание на достоинства своего ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности - чаще хвалить, не подчеркивать его промахи, тем более, не высмеивать их, избегать дисциплинарных поощрений и наказаний, как можно чаще показвать свою любовь к ребенку (больше тактильного контакта и словесных поощрений).
Исследования ученых показали, что у детей при нарушении взаимоотношений со сверстниками возникает очень большое количество стрессовых реакций. Чтобы этого не случилось, педагог, психолог, родители должны держать эти взаимоотношения ребенка под своим контролем и при возникновении трудностей оказывать своевременную помощь.
Безусловно, для облегчения адаптации школьников должен соблюдаться режим дня. Школьники могут заниматься в различных секциях и кружках (здесь рекомендуются большей частью физкультурные и эстетические занятия), рекомендуется не более двух кружков при условии, общая продолжительность занятий составит не более 6 часов в неделю. Ночной сон должен быть не менее 9-9,5 часа, а время игры на компьютере и просмотр телевизора не дольше 1-го часа в день.
При работе учителя и психолога с родителями нужно подчеркнуть: мера трудности вхождения ребенка в школьный мир во многом определяется характером семейного воспитания. Огромное значение имеет то, насколько семья смогла подготовить ребенка к большим изменениям в его вполне налаженной жизни. Дело не в том, что ребенку будет трудно учиться, а в психологическом приспособлении к новым условиям. Если в ребенке не воспитано "чувство локтя”, уважения к другим людям, а сформировано излишне трепетное отношение к себе, нежелание принимать нормы и правила (что зачастую бывает при определенном стиле воспитания в семье), ему будет крайне трудно адаптироваться к школе. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой.
Можно назвать разные причины школьной дезадаптации: низкий уровень развития мыслительных способностей, высокая степень эмоциональной неустойчивости, несформированность мотивационной сферы, высокий уровень притязаний на фоне низких возможностей, особенности характера, незрелость психики, особенности семейного воспитания, стиль руководства педагогов. Надо помнить, что при этом возрастает риск появления неврозов, психопатий.
Школьная дезадаптация является симптомом осложнений или невозможности дальнейшего развития детей в условиях, которые сложились. Именно в младшем школьном возрасте возможны осложнения в процессе нормальной адаптации к условиям школьной жизни в связи с возрастным кризисом развития и новой для ребенка ролью школьника.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярош Екатерина Вячеславовна
→ Kate8434 22.02.2019 0 2530 461 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы