Статья "Акмелогия. Пути постижения"
Ларина И.А.
учитель ГБОУ школы №1400 г.Москва
Гармонично развитая личность характеризуется оптимальным соотношением представления о своем внутреннем потенциале и тех возможностях, которые предоставлены ей для этого социальной средой. Соотношение этих двух факторов вызывает переживание степени реализованности личностного потенциала и формирует соответствующую мотивацию, определяющую социальную активность, которая делает человека истинным субъектом собственной жизнедеятельности. При этом очень важную роль играет не только объективное состояние социальной среды, но и тот субъективный образ мира, который складывается в процессе социализации личности. Представление человека о том, кем и каким он является в данный отрезок своей жизни и какие внешние ресурсы ему доступны, играют огромную роль в его жизнедеятельности: мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т.д.
Только в этом случае личность реализует общественные ценности и идеалы и тем самым делает позитивный вклад в развитие современного общества.
С ростом роли человеческого фактора и все более глубоким осмыслением значения субъектной представленности индивидов в решении проблем общества все более четко вычленяется как большая научная проблема -проблема особенностей, закономерностей измерения и оптимального обеспечения возможностей развития взрослого человека, выявления что представляет собой человек, достигший расцвета в своем физическом и психическом развитии, а также какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на возможно более высокую ступень в физическом совершенстве и состояться как яркая личность, как действительно талантливый субъект деятельности, как богатая духовно и очень самобытная индивидуальность. Поэтому чрезвычайно важно разобраться в том сложнейшем синтезе признаков, который обнаруживается у человека, достигшего в своем развитии «акме» - расцвета, и доказать, что это действительно вершина в развитии данного человека, и ответить на вопрос: какие надо создавать объективные и субъективные условия, чтобы поднять индивида на ступень «акме».
Несомненно, что на состояние «акме» влияют социально-исторические условия эпохи, в которую живет человек, особенности его жизненного пути, собственная позиция и др.
О некоторых людях говорят, что они сами себя сделали(подчинили себе обстоятельства, преодолевали свои слабости, сокрушали сопротивление чужих воль на пути к какой-то большой цели).Предпосылки «акме» создаются активной или пассивной позиций субъекта в обществе. Примером наличия с детства активной позиции по отношению к окружающему могут служить личности В.М.Бехтерева, Е.О.Патона, Д.И.Менделеева и др. Характер и диапазон проявлений феномена «акме» у разных людей может сильно варьировать. У одного человека «Пик» наблюдается при его развитии как индивида, у другого – как личности, у третьего как субъекта деятельности. У одних «вершина» достигается в одно-двух узконаправленной деятельности у других – во всех общечеловеческих ценностях, в деятельностях, занимаясь которыми они получают результаты, обгоняющие время, в котором они живут (Леонардо да Винчи, М.Ломоносов, В. Вернадский и др.)
Прослеживая особенности феноменологии и осуществляя поиск закономерностей, которые «работают», когда человек себя видит как субъект деятельности, крайне важно прояснить это в приложении к такому труду человека, который является для него профессиональным, поскольку последний является важным образующим пространство – время его жизнедеятельности и оптимальным условием его творческого самовыражения. Решая эту задачу, необходимо определить основные параметры профессионала сначала на теоретическом уровнях, установить общее, освоение и единичное в этих параметрах у субъектов деятельности, представляющих группы профессий «человек – природа», «человек – общество», «человек – техника», «человек рынок» и т.д., проследить основные изменения, наступающие по мере повышения профессионального мастерства человека и выхода его на уровень высокого профессионализма.
Такая психологическая модель профессионала должна быть междисциплинарной, т.к. деятельность современных специалистов – профессионалов многогранна и функциональна. Поэтому акмеология возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин и изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении их наиболее высокого уровня в этом развитии. Т.о. «Акмеология» - это наука о развитии человека на ступени взрослости и достижение им вершины в этом развитии как природного существа(индивида), как личности и как субъекта деятельности (как профессионала).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларина Ирина Анатольевна
→ Публикатор 07.05.2019 0 2940 53 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.