Статья "Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности"


«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»

учитель истории МБОУ «СОШ» пгт Синдор Княжпогостского района

Чумакова Елена Леонидовна

Среди важнейших личностных качеств человека, необходимых для осуществления жизнедеятельности в современных условиях, выделяются самостоятельность, профессиональная инициативность, творческая активность, направленная на улучшение жизни. По мнению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее (1)

Л.С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке (1)

Целенаправленное формирование творческой личности является одной из важнейших задач современной школы.

Необходимо было выбрать такую педагогическую технологию, которая создавала бы условия для развития творческих способностей обучающихся. Наиболее эффективной в этом плане я считаю исследовательскую деятельность.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Теория развития творческой личности Г.С. Альтшуллера, рассматривает подготовку личности ко всему творческому циклу: выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение. Она была основана на многолетних совместных исследованиях биографий творческих личностей, проведённых Г.С.  Альтшуллером и И.М. Верткиным. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности — минимально необходимый «творческий комплект»:

1. достойная цель;

2. комплекс реальных рабочих планов достижения цели;

3. высокая работоспособность;

4. хорошая техника решения задач (например, ТРИЗ);

5. способность отстаивать свои идеи — «умение держать удар»;

6. результативность(2).

Все эти качества формируется в ходе исследовательской деятельности, так как сама логика исследования включает в себя эти элементы.

Методику исследования применяю на уроках и во внеурочной деятельности.

Наиболее интересным для меня стало применение проектного метода на уроках истории и экономики. Как проходит выбор темы проекта? Иногда я предлагаю ученикам на выбор темы исследовательских проектов, учитывая возрастные особенности учащихся, а чаще ориентируюсь на запросы самих учеников. На уроках или после уроков возникают вопросы, они и становятся объектом исследования.

Так, в 5 классе по теме «В городе богини Афины» ученики выполняют проектную работу «Экскурсия по Афинам», цель которого привлечь туристов в один их районов Афин – Акрополь, Керамик и Агору. Творческая фантазия бьет ключом. Группы, опираясь на информацию учебника, дополнительный материал, прокладывают маршрут для туристов, делают рекламный проспект с эмблемой района, предупреждают потенциальных туристов об опасностях, дают практически полезные советы, чтобы турист мог получить максимум пользы от экскурсии. Результат работы представляется на уроке, а вот оценка проекта проходит путем тайного голосования учащимися 6-11 классов. Победителей чествуем как олимпийских чемпионов ( привлекаем заодно знания темы «Олимпийские игры в древности»).

В 6 классе - исследовательские проекты по темам «Роль женщины в истории Древней Руси», «Какой он -средневековый рыцарь?», «Происхождение названий средневековых городов», «Средневековый замок», «Сравнительная характеристика средневековых городов Европы и Руси» , «Невская битва», «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Быт Древней Руси». Информационные проекты – «Князья Древней Руси».

В 7 классе исследовательские проекты: «17 век- «Век редкого человека», «Что нового в новое время?»

В 8 классе: «Изменения в быту при Петре I», «Петр Первый в оценках современников и потомках», «Ассамблеи Петра Первого - революция в сфере развлечений и только? », «Изменения в положении женщин из привилегированных сословий в первой четверти 18 века»

В 9 классе до прошлого года проекты - это «Битвы Великой Отечественной войны», «Страны Запада и США в 1945-2019 гг.» (сейчас по линейной системе обучения- это программный материал 10 класса).

На уроках экономики – это создание бизнес-плана, проектов по методам стимулирования работников на фирмах, методам сокращения безработицы в РФ и Республике Коми, исследуем проблему социального неравенства в поселке, проблему МРОТ и прожиточного минимума.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствует проблемное изложение материала. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых учащийся должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирование ответов одноклассников, работ, связанных с экспертизой, советом, с активным поиском главного, оказанием помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского метода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от учащегося изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения исследования.

Исходя из опыта своей педагогической деятельности, могу с уверенностью утверждать, что проблемное обучение представляет собой широкое поле для исследовательской деятельности учащихся.

Любой проблемный урок имеет четыре взаимосвязанных этапа: постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации, поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала, дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

При этом решение проблемной ситуации может осуществляться как на протяжении всего урока, так и на каком-либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Примером таких заданий могут быть проблемные вопросы: так, в 5 классе по теме «Государство на берегах Нила» спрашиваю, почему «Египет – дар Нила?», 6 классе по теме «Российское государство при Иване III» выясняем, была ли Россия централизованным государством?, в 7 классе по теме « Внешняя политика России во второй половине XVI в» «Можно ли считать внешнюю политику Ивана IV успешной?», по теме «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве» - «Можно ли назвать форму правления при Алексее Михайловиче абсолютной монархией?», в 8 классе по теме в 9 классе по теме «Великобритания в 19 веке » «Почему в Англии 19 века не случилось ни одной революции?», в 10 классе в теме «Западный мир накануне Второй мировой войны» выясняем, почему именно 20 – 30-е гг. XX в. стали временем формирования фашистских режимов в Европе. И почему в отдельных странах данные режимы не были установлены?»

Примером заданий могут быть и проблемные ситуации. Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения, например, ходе гражданской войны в России, имея первоначальный численный перевес, неплохую материальную базу, поддержку интервентов, прекрасный офицерский состав, «белые» все же не смогли одержать верх над «красными». Почему?

Внеурочная исследовательская деятельность – это предметные недели, конференции, исследовательская и творческая работа в рамках кружка.

Во внеурочной деятельности основным объектом исследования стала история родного края. С 2004 года руковожу краеведческим кружком. Главное- выбрать достойную цель. Работа для ребенка должна быть интересной, личностно –ориентированной. Выбор тем проходит по-разному. В начале года на первом заседании кружка я предлагаю список тем исследований учащимся, либо направление исследования. Может быть ситуация, что в ходе урока в течение всего учебного года ребенка заинтересовало что-то или кто-то, я предлагаю собрать информацию об интересующем объекте, иногда из этого выходят прекрасные исследовательские работы.

В разное время изучали и продолжаем исследовать историю деревни Синдор, историю поселка Синдор на разных этапах его развития, Синдорское озеро, антропонимику пгт Синдор – имена, фамилии, прозвища, историю компрессорной станции, историю школы, историю семьи, деятельность П.А.Сорокина, вклад жителей пгт Синдор в дело Победы в Великой Отечественной войне. Историко-культурный стандарт говорит нам о необходимости увеличить число часов по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. История повседневности вызывает особый интерес учащихся. Исследуем традиционные блюда коми кухни на примере д. Синдор; традиции будничного застолья в коми семье; коми дом: строительство, внутреннее убранство, способы поддержания чистоты и порядка; традиционные занятия коми, пословицы и поговорки коми, традиционные обряды.

Исторические исследования были посвящены Петру Первому, П.А. Столыпину, Н.М. Карамзину, П.А. Сорокину.

Основными источниками исследований служат экспонаты школьного краеведческого музея, альбомы, где собраны рассказы и воспоминания ветеранов войны и труда, а также рассказы старожилов поселка, архивы организаций пгт Синдор, семейные альбомы жителей пгт Синдор. Кроме этого, организую встречи учеников с интересными людьми, экскурсии в г. Сыктывкар. Так, в 2017 году с учащимися 7, 10 классов были на выставке «Богатыри Синдора», которая стала отправной точкой для ученика 10 класса Куликова Дениса, который исследовал историю д. Синдор, представлял работу на республиканской конференции «Отечество-Земля Коми» в 2019 г.

На конференциях, где представляются результаты работы необходимо отстаивать свои работы — «уметь держать удар». Часто бывает, что работа хорошая, а отстоять ее ребенок не может, теряет баллы и возможность занять призовое место. В моей практике это было, есть и будет, я думаю. Поэтому, готовя ученика к выступлению, задаю много вопросов по работе, приглашаю аудиторию, чтобы они задавали интересующие их вопросы. Все равно предусмотреть все вопросы невозможно, но таким образом, формируется психологический настрой, который позволяет не растеряться, подумать и дать адекватный ответ.

Мои ученики- призеры и победители различных районных и республиканских конференций. Выпускники школы, принимающие участие в исследовательской работе, становятся успешными студентами, так как методика исследования очень близка методике написания курсовых и дипломных работ.

Считаю целесообразным продолжать применение исследовательской деятельности, которая способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.

 

Список использованной литературы:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991

2) Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Дата доступа: 03.11.2019.

 


Полный текст материала Статья "Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чумакова Елена Леонидовна  Публикатор
24.11.2019 0 1426 232

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК