Статья "Моя педагогическая философия"
Моя педагогическая философия
ЭССЕ
Почему человек становится учителем? Одни становится педагогами потому, что в детстве они видели очень хороших учителей и захотели подражать им.
Другие, наоборот, становятся педагогами только потому, что в детстве их учили очень плохо, и захотелось самим найти лучшие способы воспитания и обучения.
Педагоги от радости и педагоги от боли… В этом смысле мне повезло, я считаю себя педагогом от радости.
Учительство – это харизма плюс труд, плюс затянувшееся детство. Учительству надо многое приносить в жертву и еще уметь этому радоваться. Булгаковский Воланд пытался объяснить буфетчику, что рыбы «второй свежести» не бывает. Так и в педагогике – учитель II категории, учитель I категории – все это во многом условно и субъективно. Есть либо Учитель, либо не Учитель. Других категорий нет.
Порой мне кажется, что в море хаоса современной жизни России школы – единственные островки духовности, от которых раз в год отчаливают хрупкие кораблики с юной неопытной командой на борту. Что их ждет впереди? Надежен ли корабль? Не подведет ли компас?
Я часто задумываюсь о том, сколь велика ответственность учителя, которому вручается судьба самого уникального явления природы – человека.
Какова моя педагогическая философия, то есть система идей и взглядов на воспитание и обучение человека? Суть моей педагогической философии можно передать в нескольких словах: любовь к ученикам, любовь к предмету химия.
Взаимоотношения учителя и учеников… Они во многом зависят от личности учителя. Свои отношения с детьми я строю на следующих принципах:
-
Принцип честности.
Ребенка нельзя обмануть. Он очень чутко воспринимает фальшь и лицемерие. Учитель постоянно весь на виду. Учителя, как поэты, «ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Стоит только раз сфальшивить – и нить взаимопонимания порвется.
-
Принцип справедливости и обоснованности требований.
Я убеждена, что к ребенку должны предъявляться высокие требования.
А.С. Макаренко говорил: «Как можно больше требовательности к человеку. Как можно больше уважения к нему». Если ребенок видит, что ты строг, но справедлив, что ты требователен, но твои требования обоснованы, что ты искренне заинтересован в его успехах, то многое можно достичь при таких отношениях. Справедливое отношение можно выстроить только на уважении к личности ребенка.
3.Принцип ориентации на добро.
Прекрасный девиз сформулировал Н. Козлов: «Что бы я ни делал, количество добра в жизни должно увеличиваться».
Стараюсь воспитать в детях милосердие, сострадание, доброту по отношению к окружающим их людям.
4.Принцип осуждения деяния поступка ребенка, а не его самого.
Следовать этому принципу нелегко. Ведь первая реакция – это эмоциональная оценка поступка. Но всегда ли с ходу можно быть объективным, понять мотивацию поведения ребенка? Думаю, важно остановиться, разобраться, помочь ребенку, взглянуть на себя со стороны, правильно оценить самого себя.
-
Принцип равных возможностей.
Данный принцип строится на понимании того, что все дети разные, и моя главная задача – увидеть и дать возможность каждому из них проявить свои способности.
Учитель перестает быть учителем, когда ему перестает быть интересен его ученик.
Мое видение преподавания химической науки выстраивается следующим образом.
Во-первых, я объясняю детям, что химические процессы, химические законы являются одним из компонентов живой и неживой природы, представляют собой кирпичики в общей картине мироздания. Изучая химию, человек ощущает самого себя как частицу природы.
Во-вторых, я ориентирую учащихся не на механическое усвоение суммы знаний, умений и навыков по химии, а на формирование ключевых компетентностей, необходимых современному человеку:
- важное место в преподавании предмета занимает самостоятельная познавательная деятельность, то есть способность учащихся приобретать знания из различных источников.
- особое внимание обращаю на формирование коммуникативной компетентности. Без использования технологий личностно-ориентированного, развивающего обучения сформировать данные компетенции невозможно.
- информационная компетентность.
- компетентность в бытовой сфере.
В-третьих, я раскрываю детям эколого-валеологические аспекты изучаемого материала. Люди не должны забывать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая может легко взять все, что дала человеку. Ей ничего ни стоит смести нас с лица земли.
Мне интересно учить ребят химии потому, что доставляет огромное удовольствие быть немножко волшебницей – пробуждать в ребятах мысль, показывать им прелесть поиска истины.
Школа – частица детской жизни длиной в одиннадцать лет. Чем станет для ребенка она? Каким выйдет в жизнь этот человек? Я хочу, чтобы ребята любили жизнь, чтобы всегда стремились к совершенствованию себя, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом. Что могу сделать я? Напомню притчу. На высокой горе орел увидел маленькую птичку, лежащую на спине. Орел спрашивает, что она делает, и та отвечает: «Держу небо!» - «Но ведь оно такое храбрая птичка. Так и я изо всех сил делаю, что могу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Айметова Галина Яковлевна
→ Публикатор 10.01.2020 0 806 227 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.