Статья "Выявление и решение проблем, связанных с внедрением дистанционного обучения в сельских ООШ"
ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ВНЕДРЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ООШ.
Автор: учитель истории Попов К.Н.
Как известно, современное образование, в том числе и российское, является носителем определенной идеологии. При дистанционной системе обучения идеологическое давление не так ярко выражено. Даже если взять идеологию прогресса, связанную с введением технических новшеств, самых различных инноваций, то и здесь все оказывается не так однозначно. Многие специалисты уже давно отмечают, что идеология технического прогресса нередко сопряжена с установкой «на низкий уровень нравственности, на более высокие цены и на более жесткую (и ненужную) систему управления» Вопросы нравственного воспитания в настоящее время вообще обходятся стороной, поскольку неизвестно, что здесь можно сказать. Некоторыеученыеи философыпредлагаютсчитать проблему нравственности мнимой и ненаучной. С этим связана и более жесткая система управления, поскольку мораль подменяется деловым этикетом, критерием эффективности которого становится исключительно польза дела.
Дистанционное обучение неразрывно связано с компьютеризацией и виртуальной «средой обитания». Уже сформировались новые техногенные и виртуальные миры, требующие соответствующего образования. Даже специалист гуманитарного профиля вынужден осваивать технические навыки по работе с компьютером. Тем самым компьютерная грамотность, в целом, способствует разностороннему развитию личности. Реализуется принцип универсальности образования, который подкрепляется прагматической составляющей: чем больше человек знает и умеет, тем легче ему найти работу. Несомненно, что компьютеры и дальше будут усовершенствоваться, а, значит, компьютерное образование и самообразование останется востребованным
По данным Министерства образования и науки, на сегодняшний день в России функционирует более 26 100 сельских школ, где обучаются 3,6 млн детей и занято более 500 000 педагогов.
По количеству эти цифры составляют порядка 50% от всех школ России и 50% от всех учителей страны. Но особенность общеобразовательных учреждений в сельской местности в том, что они малокомплектные и учащихся там в среднем в четыре раза меньше, чем в городах.
По причине столь малого количества учеников у ряда школ возникла необходимость объединиться, чтобы создать детям приемлемые условия для обучения. Количество образовательных учреждений значительно уменьшилось, но и сегодня в сёлах много малокомплектных школ, где всего по 20-30 учащихся разного возраста.
Проблемы педагогов сельской школы
В малых населённых пунктах немного детей школьного возраста, но ещё острее стоит задача с педагогами: только 22% учителей составляют специалисты в возрасте до 35 лет. Выпускники педагогических вузов и колледжей не хотят работать в селе, поэтому существует дефицит преподавателей физкультуры, учителей младших классов, педагогов дополнительного обучения и ряда других специалистов. Особенно остро ощущается нехватка специалистов в районах с суровым климатом.
Частично компенсировать отсутствие тех или иных педагогов способно дистанционное обучение. Так, находясь в стенах своей школы, дети могут виртуально посетить урок педагога из городской или столичной школы.
ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Это второй важнейший аргумент в пользу ДО.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет: выделить некоторые преимущества для обучающихся такие как:
· экономичность - не требуется затрат для студентов на командировочные расходы, если студент обучается из других регионов. Возможность обучения без отрыва от основной производственной деятельности;
· доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося;
· обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучаемым в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
· свобода и гибкость - обучаемый может выбрать любой из курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
· мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым;
· технологичность - использование в образовательном процессе новых достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Необходимо выделить также преимущества не только для обучающегося, но и для образовательного учреждения, таким образом, ДО позволяет:
· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как обучающихся, так и преподавателей и т. п.);
· проводить обучение большого количества человек;
· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
· создать единую образовательную среду.
Между тем ДО не используется в российской образовательной системе в полном объеме, т.к. у дистанционного образования (как, пожалуй, и всякого другого) есть свои минусы:
- успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
- существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
- в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернету, недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя т.д.
В зависимости от целей обучения подходы и реализация могут быть различными и отличаться степенью интерактивности. Методика, подборка материала, технические средства реализуют направление выбранной системы знаний, повышают уровень мотивации и интеграции в систему образования. Анализируя информацию по дистанционному образованию, можно отметить, что наиболее прогрессивные и имеющие перспективу развития являются следующие варианты обучения:
- процесс, основанный на интерактивном телевидении;
- обучение с применением телекоммуникационных сетей различного охвата;
- применение технологий электронных учебников с использованием сети Интернет. В настоящее время не существует однозначного определения интерактивного телевидения (IPTV) и полного, единого описания услуг, которые данная система может предоставлять своим пользователям. Одна из причин этого — коммерческий подход к предоставлению конкретных адаптированных технических решений, которые не являются нужными или объективными.
Наиболее близкое определение интерактивного телевидения следующее — это технология телевидения в цифровом формате, передаваемая по протоколу IP. Это совершенно новая технология телевидения, его новое поколение. Оборудование, используемое при применении данной технологии, включает в себя современные компьютеры, соответствующие системным требованиям; приставки ТВ, специализированные под данную систему; медиа-плееры; телесистемы с технологией Smart TV; мобильные устройства [Одним из главных преимуществ IPTV является интерактивная возможность предоставления клиентам-пользователям широкого спектра услуг (Video on Demand (VoD), TVoIP, Time Shifted TV, Network Personal Video Recorder, Electronic Program Guide, Near Video on Demand). При этом протокол IP позволяет обеспечивать не только видео услуги, но и более расширенный пакет интерактивных, интегрированных услуг. Одним из достоинств такого телевидения, которое широко можно использовать во всех видах обучения — это возможность использовать для одного видеоряда более двух каналов звукового сопровождения, например на двух различных языках, а также его интерактивность (обратная связь в виде возможностей просмотреть справки по видеоматериалу и отзыве-отчете о просмотре). К преимуществу обучения с использованием подобной технологии можно также отнести возможность прямого визуального общения с аудиторией, которая находится на достаточном расстоянии от преподавателя.
Недостатком в данном случае является то, что это можно назвать трансляцией любого традиционного занятия (даже с использованием любых инновационных технологий образования). Необходимо стремится использовать такую технологию для демонстрации уникальных занятий или лабораторных практикумов, когда необходимо продемонстрировать новейшие технологии или методики, новые знания или провести обсуждение профильных тематик при участии известных людей в данных областях знаний. Такой вариант предоставления знаний имеет все перспективы развития, но на данный момент является достаточно дорогостоящим. Рассматривая следующий вариант построения дистанционного обучения, мы подходим к использованию наиболее распространенной технологии телекоммуникаций в виде почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Эти технологии достаточно развиты и являются недорогими.
Если организовывать систему обучения на данных технологиях также необходимо использовать новейшие средства телекоммуникаций, так как это улучшает качество данного образования в целом.
В третьем способе предполагается использование компакт-дисков или их аналогов в качестве теоретической базы, представленной электронными учебниками и базовыми презентациями. Дидактические возможности такого представления материала огромны для всех форм образования и самообразования как в качестве основы теоретических знаний, так и формы восполнения пробелов. При этом электронный учебник обладает всеми современными техническими качествами, необходимыми для современного повышения знаний и умений, такими как большая информативность, интерактивность, мультимедийность. Это дает возможность оптимизации дистанционного обучения.
В целом сочетание всех рассмотренных вариантов дает возможность улучшения качества образования в целом, повысить уровень мотивации к самообучению и развитию личности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Кирилл Николаевич
→ Публикатор 09.04.2020 0 1847 221 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.