Статья "Домашняя работа учащихся уровня основного общего образования в условиях введения ФГОС"
В настоящее время есть разные мнения по поводу домашних заданий: если ученик добросовестно выполняет все, что ему было задано, не прибегая к списыванию, у него иногда недостаточно времени даже на сон. Выполняя домашнее задание, он повторяет уроки, пройденные в школе, оно подготавливает ученика к тому, что будет изучено завтра, домашняя работа побуждает ребёнка пользоваться различными источниками информации, при его выполнении происходит закрепление материала, пройденного в школе (ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке.
Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа, без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал), домашняя работа служит хорошей мотивацией к учёбе, развивает в ребёнке самодисциплину, приучает работать самостоятельно и применять полученные знания и умения для достижения более высокого уровня, помогает овладеть организационными и учебными навыками. Важно помнить, что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня, задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, лучший вариант домашней работы – это творческий и дифференцированный ее характер.
Домашнее задание нужно давать тогда, когда его необходимость строго обоснована. Для мотивирования заданной работы, учащимся надо точно знать, какую цель оно преследует. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности, отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний может оказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления и развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, воспитывают скромность, самокритичность.
Грамотный подход к объему, дозировке заданий может в какой-то степени сохранить здоровье ребенка, медики справедливо бьют тревогу по этому поводу.
Домашняя работа может рассматриваться как дополнительная работа ученикам, проявляющим повышенный интерес к изучаемому предмету (при подготовке к олимпиаде и т.д.) или испытывающим затруднения при его изучении, с целью ликвидации задолженностей. Задания должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей и оговорены сроки выполнения, например, до конца учебной недели, через несколько уроков. Отказаться от такой работы может успевающий ученик, но, как правило, такие дети сами находят задания, требующие нестандартных подходов в решении, пытаются решать их самостоятельно и только при неудачи обращаются за помощью.
Россия – страна, где задают больше всего домашних заданий и жестким образом контролируют их выполнение. Значительная часть времени на уроке (до 10–15%) отводится именно на их проверку. А организация познавательной деятельности учеников не превышает 35%. (В то время как в англоязычных странах она составляет не менее 45%.)
Международную общественность удивил еще один факт. 97% российских учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%).
В странах-лидерах TIMSS учителей, перегружающих детей домашними заданиями, – единицы. Например, в Японии и Южной Корее менее 5% педагогов, участвовавших в исследовании вместе со своими учениками, признались: да, мы часто задаем им домашние задания!
Высокая степень автономии преподавателей мешает согласовывать общие цели образования для конкретной параллели или класса, не говоря об отдельном ученике. Тогда как межпредметные домашние задания могли бы стать первой ступенькой внедрения в школу идеи компетентностного подхода, которая сегодня не находит отражения в школьной практике. Создание образовательной программы школы дает возможность преодолеть высокую степень автономии школьных учителей, организовав плодотворный диалог, согласовать позиции преподавателей разных предметов по вопросам разделения времени домашней работы, определения общих целей домашних заданий, способствующих достижению не только предметных, но и надпредметных и личностных результатов их выполнения.
Традиционное содержание домашней работы в большинстве случаев аналогично содержанию урока: те же задания и упражнения из учебника или рабочей тетради. Определение содержания в соответствии с функциями домашней работы на разных ступенях школы, переход от учебника как единственного информационного источника выполнения домашней работы к разнообразию источников (первоисточников, СМИ, интернет-ресурсов, социального опыта ребенка и его семьи и пр.) — одно из направлений модернизации системы домашних заданий в современной школе, решение которой позволит изменить характер заданий на дом от традиционного репродуктивного к частично-поисковым и творческим заданиям. Новые возможности домашней работы связаны с применением в практике индивидуальных и дифференцированных заданий вместо фронтальных для всего класса, с широким использованием потенциала групповой и коллективной работы, в том числе с применением ИКТ.
Результаты TIMSS-2007, касающиеся учеников основной школы, выглядят неутешительно. После того как дети покидают начальные классы, уровень знаний начинает снижаться (с 81% до 68% удовлетворительных ответов по математике и с 82% до 76% по естествознанию).
В Германии провели в системе образования множество дополнительных исследований. Руководители образования отправились в учреждения повышения квалификации, серьезно занялись переподготовкой учителей. Были проведены исследования, какие знания для них являются необходимыми и определяющими. Они выяснили, что первый фактор для успешного педагога – знание стандартов. Второй – понимание типичных ошибок детей по каждой теме.
Министерство образования Японии было вынуждено отменить новые учебные программы, введенные с 2000 г. В стране вернулись к стандартам 1998 г., посчитав их более эффективными. При этом правительство увеличило бюджет образования и количество часов. Стали выше и учительские зарплаты. Немаловажно, что в Японии посчитали нужным создать новые спецшколы естественно-математического образования.
В США начались важные образовательные реформы. Многое было сделано для увеличения часов преподавания математики и введения стандартов нового поколения. Разработана и внедрена более современная система мониторинга достижений учащихся, оценки деятельности учителей и школ. Созданы условия для работы с отстающими, отслеживания детей из неблагополучных семей и индивидуальных занятий с ними. Ученики американской начальной школы по-прежнему демонстрируют значительно более низкие баллы, чем юные россияне.
В Швеции и Норвегии, где наблюдается так называемый «скандинавский эффект», то есть результаты по PISA выше, чем по TIMSS, тоже прошли серьезные реформы. Руководители этих стран считают, что школьникам нужны хорошие фундаментальные знания в области естественно-математических дисциплин.
Особый интерес для России представляют страны Балтии. По эффективности полученных результатов среди прибалтийских государств выделяется Эстония. В международном исследовании PISA, например, русскоязычное население Эстонии демонстрирует более высокие баллы, чем россияне.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зенкова Людмила Викторовна
→ Публикатор 18.08.2020 0 874 242 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.