Статья "Педагогическая поддержка в творчестве обучающихся"
Педагогическая поддержка в творчестве обучающихся
Развитие талантливости – явление духа, а не материи.
Учитель должен хорошо служить духу ребёнка.
Ю.П.Азаров
Рассматривая идею Ю.П. Азарова о том, что каждый ребёнок и каждый педагог талантливы, можно убедиться, что при определённых условиях в педагогической деятельности эта талантливость непременно раскрывается.
В педагогической деятельности для организации творческого процесса и раскрытия художественных способностей необходимо использовать педагогическую поддержку в творчестве школьника. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся, познают, творят – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам путь педагогической поддержки.
В начале своего развития идея поддержки индивидуальности формулировалась на уровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела черты системности, в основе которой лежала та или иная идея классификации индивидуальных качеств.
Большинство современных педагогов широко пользуется при этом термином «педагогическая поддержка», введенной Олегом Семёновичем Газманом. В систему поддержки он включал собственно педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую поддержку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Ключевым словом педагогической поддержки является проблема ребенка.
В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности.
В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Термин «педагогическая поддержка» является относительным новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само».
Олег Семёнович Газман определял данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».
Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне): развитие самости, самостоятельности человека.
К сожалению, в области творчества педагогическая поддержка остается по-прежнему белым пятном, в отличие от массового распространения ее принципов в воспитании и обучении. Если в области воспитания уже отработаны некоторые методики, то система «кружковец-педагог» требует подробного изучения в связи с постановкой вопроса о том, что руководитель студии, кружка также должен выполнять поддерживающую функцию, как и куратор, тьютор, освобожденный классный воспитатель.
Несмотря на традиционное применение термина «педагогическая поддержка» к процессу воспитания, необходима разработка системы работы педагога в режиме педагогической поддержки школьников в творчестве.
Суть педагогической поддержки инициативы и творчества школьника – показать, что он способен создать неповторимое произведение, а если у кого возникают отрицательные или положительные эмоции, то их можно трансформировать в творческое состояние и художественное содержание.
Необходимо научить его анализировать собственное произведение, находить пути преодоления негативных последствий. Оказывая педагогическую поддержку в художественной деятельности необходимо избавить ученика от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути. Таким образом, педагог целенаправленно формирует у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическом вкусе.
Итак, педагогическая поддержка творческой деятельности школьника – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ученику в реализации его творческих возможностей и способностей, сотворении собственного образа жизни, решении художественной задачи.
Цель так понимаемой педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в творческой самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки творчества.
Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач:
– помочь школьнику осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации в художественном творчестве и собственной уникальности;
– стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;
– развивать рефлексию;
– культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своему творчеству;
– создать условия для включения ученика в разнообразную творческую деятельность;
– помочь в освоении способов и механизмов творческой самореализации и самовыражения;
– оказать помощь в устранении препятствий при негативном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития);
– попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления.
Результат педагогической поддержки творческой деятельности школьника – углубление индивидуальных качеств и художественных способностей. Выражение индивидуальности в художественном творчестве – это результат системы средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы – для самостоятельного и успешного продвижения в художественном творчестве, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.
В содержание педагогической поддержки творчества входят:
– содействие школьнику в создании адекватного и целостного образа мира, понимании себя в этом мире и в «предъявлении себя себе»;
– выбор реальных творческих задач и изменения себя в мире, своих отношений с миром с помощью творчества (целеполагание как поэтапное планирование желаемого результата);
– построение гармоничных взаимоотношений с людьми;
– формирование личностно-значимых смыслов и ценностей.
Педагог в данном случае – не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. Прежде всего, он помогает школьнику развивать рефлексию как способ выявления самооценки и художественного анализа своего творчества.
Основная форма педагогической поддержки творчества – это, прежде всего взаимоотношения Мастера и Подмастерья, который уже готов к самостоятельному творчеству.
Важным условием педагогической поддержки в творческой деятельности ученика становятся специально организованные занятия по развитию творческих способностей. Здесь для нас важны характер и содержание партнерства на разных этапах занятий. Формы и вид занятий, где может быть осуществлена педагогическая поддержка в творчестве, могут быть различными. Это и уроки творчества, и кружковые занятия, и коллективно-творческие дела, и психологический тренинг, и творческие лаборатории, и т.д.
Таким образом, рассматривая организацию педагогической поддержки творчества, мы опираемся на следующие принципы гуманистической педагогики:
-
уважения и доверия ребенку,
-
целостного взгляда на него,
-
культуросообразности и природосообразности воспитания,
-
сотрудничества с ним,
-
индивидуального подхода к ребенку.
Исходя из них, следует выделять следующие принципы организации педагогической поддержки:
-
обязательный учет психофизических, психологических и социокультурных особенностей учащегося,
-
его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении (прежде всего в детском коллективе);
-
поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления педагогических приемов,
-
изменение позиции педагога на разных этапах;
-
комплектность подхода к процессу развития личности;
-
открытость взаимоотношений.
Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена или актуализация ценностных ориентаций педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и коллегами на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и ребенка – ценность, которую надо добывать, развивать и хранить. Необходимо уделять особое внимание обучению ребят осознаванию того, что они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые разные:
-
устное обсуждение,
-
письменное анкетирование,
-
рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели.
Для средних школьников эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации. Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения.
Каждое занятие с подростками проектируется таким образом, чтобы сочетать различные виды деятельности, которые выступают как элементы построения занятия. Каждая встреча (занятие) имеет свою динамику развития – сначала наращивая эмоциональный потенциал, потом творчески прорабатывая его.
Необходимыми этапами построения занятия являются:
– настрой на занятие: презентация авторских, творческих работ, выполненных дома после предыдущего занятия,
– эмоциональная танцевально-игровая разминка с элементами синхронизации,
– образно-чувственная театрализация,
– музыкально-песенная композиция,
– поведенческая практика,
– сопереживание и сочувствие,
– рефлексия через обсуждение и завершение.
На уроках творчества основой развития собственных детских дарований и творческих сил стали чутье, интуиция и порыв, соединенные с нравственно-высшим началом, заложенным в человеке. Предоставление школьникам возможности для проявления детской интуиции, которая является загадкой, тайной, является ключом к детскому творчеству, к способам развития детской талантливости.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что педагог, простраивающий свою деятельность в соответствии с идеями гуманитарной педагогики, педагогической поддержки, имеет возможность осуществить сотрудничество с подростками и коллегами, организовать деятельность сотворчества. Развитие творческого потенциала личности подростка в творческих работах предполагает создание ситуации успеха путем проявления позиции педагога как «сопереживание», что является одной из основных идей личностно-ориентированной педагогики.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вохмин Игорь Викторович
→ Публикатор 09.10.2020 0 2989 222 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.