Статья "Смешанное обучение в современном образовательном процессе"
Вохмин Игорь Викторович, учитель технологии, МБОУ «Копьёвская СОШ»
Смешанное обучение в современном образовательном процессе
Школа в ее классическом варианте у многих вызывает массу вопросов, кроме того, весна-2020 показала родителям, чему и как учат их детей. К этому добавляются большой объем уроков и домашних заданий, мало времени на отдых и хобби и другие проблемы. Но перейти полностью в онлайн готовы не все родители и ученики. Золотая середина — смешанное обучение.
Смешанное обучение (Blended learning) — смесь онлайн- и офлайн-обучения: часть материала школьники осваивают дома самостоятельно, часть — в школе. Отличная тренировка самоорганизованности, а еще больше общения и горячих споров с учителем и одноклассниками.
Как организовать смешанное обучение в школе? в классе? в условиях классно-урочной системы? Расскажу о 6 моделях, которые реально воплотить в жизнь в рамках нашей классно-урочной системы.
Модели организации смешанного обучения
1. Смена рабочих зон
Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.
Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН.
2. Смена классов (лабораторий)
Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.
3. Индивидуальный план
Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д. В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.
4. Перевернутый класс
Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.
Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения.
5. Гибкий план
Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.
6. Виртуальная модель
В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.
Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования. Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику.
На основании анализа наиболее распространённых моделей смешанного обучения можно выделить некоторые особенности использования данной технологии.
Организационные особенности
Главной организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы, хорошо освоенных и используемых учителями, а также ученического индивидуализма, как основной учебной стратегии. В традиционном классе все организационные формы зависят от местоположения учительского стола, доски и расстановки парт. Они приспособлены для лекций и других занятий, проводимых в жанре монолога. Временные рамки урока также ограничивают объём учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 45 минут едва хватает на воспроизведение знаний и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остаётся, не говоря уже об организации анализа и рефлексии.
Поэтому второй важной организационной особенностью является реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон, а в некоторых случаях даже полный отказ от жёсткой классно-урочной организации учебного времени и пространства. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей организационной модели школы.
Технические особенности
С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные ил мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство).
Использование современных веб-сервисов позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников.
Информационные особенности
Информационные ресурсы (в том числе цифровые), используемые при реализации смешанного обучения должны иметь высокий уровень избыточности, которая позволит подобрать учебный контент в соответствии с особенностями каждого ученика. Кроме того, используемые задания должны обеспечивать разнообразные деятельностные формы работы с учебным содержанием (анализ предлагаемых данных, мини-исследования, проекты, игры, дебаты и дискуссии).
Методические особенности
Изменение в методах обучения — один из главных признаков изменений при внедрении смешанного обучения. В работу учителей включаются методические приёмы, направленные на эффективное использования технологий и расширение информационно-образовательной среды. Поддерживаются методы обучения, направленные на развитие навыков мышления высокого уровня, жизненных навыков, навыков для карьеры и работы, навыков решения проблем. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение. В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами.
Не вызывает сомнения, что применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно:
Определение специфики контингента учащихся и выбор модели смешанного обучения.
В конкретной ситуации модель смешанного обучения выбирается в зависимости от характеристик и возможностей участников образовательного процесса, возможностей существующей у образовательного учреждения материально-технической базы, ориентиров, диктуемых социальной средой, ожиданиями родителей и государственным заказом.
Выбор модели смешанного обучения осуществляется на основе анализа следующих факторов:
возраст обучающихся – ключевой фактор: связанные с ним уровень развития ИКТ-компетентности и регулятивных УУД;
возможности пространственной организации учебного процесса (наличие больших помещений, позволяющих зонирование, либо наличие дополнительных помещений);
уровень ИКТ-компетентности и готовности к работе в экспериментальном режиме учителя. Необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологических возможности как отдельных учащихся, так и групп учащихся, осознавать степень их мотивированности, зрелости УУД, самоконтроля и саморефлексии и готовности к ИКТопосредованному обучению и самообразованию.
В обучении младших школьников целесообразно прежде всего использовать модель «Смена рабочих зон». Для среднего звена наиболее приемлема модель «Перевернутый класс». Специфике организации обучения в старшей школы более всего соответствуют модели группы «Личный выбор». При организации смешанного обучения необходимо иметь достоверные сведения о материально техническом оснащении школы и рабочего места школьника дома (наличие компьютера, сканера, выхода в интернет, наушников, микрофона и пр.). Необходим специальный сотрудник или (при большой численности учащихся) отдел контролирующий состояние материально-технического обеспечения образовательного процесса. Круг родительских ожиданий целесообразно выяснять при помощи анкетирования. Установки, связанные с реализацией госзаказа и социального заказа, реализуемого на конкретной географической территории, обозначены в соответствующих документах по организации образования (Закон об образовании, Федеральные государственные 8 образовательные стандарты, рабочие программы по предметам) и в документах, определяющих стратегии развития страны, региона, населенного пункта.
Плюсы смешанного обучения:
- Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования.
- Стимулирование формирования активной позиции ученика.
- Трансформация, актуализация стиля преподавания.
- Индивидуализация и персонализация образовательного процесса.
На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:
Сложности и риски при внедрении смешанного обучения
Одна из главных проблем при разработке моделей смешанного обучения — жёсткость урочных форм, доминирование узкой предметной специализации в разработке учебных планов, преобладание принципов планирования деятельности «сверху вниз» и, конечно, форматы и содержание существующей отчётности. Учителю не разорваться: осознавая необходимость перемен, он, в то же время, вынужден выполнять план, и в этом смысле он остаётся «заложником» существующей системы обучения.
Ещё одна проблема — недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со LMS-платформой.
Существенный «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует технической поддержки и определённых затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей. В условиях российской школы дополнительные затраты требуются также и на модернизацию пространства классных комнат (например, зонирование пространства при использовании модели «смена рабочих зон», оснащение кабинетов компьютерами, покупка мобильных устройств для учащегося).
В будущем смешанное обучения будет развиваться благодаря внедрению новых форм электронного обучения и развитию моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, что позволит существенно расширить возможности образовательной среды школы и даже выйти за ее пределы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вохмин Игорь Викторович
→ Публикатор 09.10.2020 0 3057 278 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.