Разработка урока и презентация Умножение целых чисел"; 6 класс


Урок – введение нового материала по математике в 6 классе

по теме «Умножение целых чисел».

Подготовила учитель математики

МБОУ «Средняя школа № 5»

г.Когалыма Ханты-Мансийского

автономного округа-Югра

Нелюбина Елена Анатольевна





Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел.

Цели урока:

  • Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных чисел;

  • Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать коллективно, в парах, индивидуально.


Ход урока:


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный (1 мин.)

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.


Дети приветствуют учителя. Садятся.

2.Актуализация знаний(3 мин.)

Фронтальный опрос:

1.Какие числа называются целыми?

2.Что такое модуль числа?

3.Чему равен модуль положительного числа?

4.Чему равен модуль отрицательного числа?

5.Как сложить числа с одинаковыми знаками?

6. Как сложить числа с разными знаками?


Устный счет.

1.Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд:

а) -10; -8; -6; -4;…

б) -2; -4; -8; -16;…







2. Дан ряд чисел: -1; 4; 0; -5; -104; 8;16.

а) Назовите положительные числа

б) Назовите отрицательные числа.

в) Назовите все числа одним словом.


3. Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока ( тема урока закодирована):

-3+5 Ж (-4)

12-(-2 ) И 3

-3+15 Н 12

-6+(-1) О (-7)

-7+3

-13-2 М 14

18+(-6) У 2

(- 3)+6 Е (-15) или 15

(-5) * 3

Сверим ответы.


Дают определение целых чисел.


Дают определение модуля числа.

Дают определения модуля числа.

Дают определение сложения целых чисел с одинаковым знаком.

Дают определение сложения чисел с разными знаками.








а) В ряду каждое следующее

число больше предыдущего на 2. Следующими будут числа -2; 0; 2 и т.д.

б) Каждое следующее число меньше предыдущего в два раза. Следующими будут числа -32; -64 и т. д.



4; 8; 16.

-1; -5; -104.

Целые.







Вычислите устно

-3+5=2

У --- 2

12-(-2)=14

М --- 14

-3+15=12

Н --- 12

-6+(-1)=(-7)

О --- (-7)

-7+3 = (-4)

Ж --- (-4)

-13-2 =( -15)

Е --- ( - 15)

18+(-6) = 12

Н --- 12

-3+6 = 3

И --- 3

(-5)*3=(-15)

Е - 15 или(-15)



3.Постановка проблемы (2мин.)

Какое слово получилось в результате вычислений примеров?


Создание проблемной ситуации.


- Последние два примера

были одинаковы для всех?

- Какие ответы получились?

  • Как вы думаете, почему так получилось?

  • Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос?



  • А вы знаете, как выполняется умножение чисел?

  • Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)


Так какая тема нашего урока?

Запишите тему урока в тетради.


Умножение





Да.

15и(-15)

Не знаем правила умножения целых чисел, а последние примеры на это действие.



Умножение



Натуральных и дробных положительных, да.


Мы должны научиться умножать целые числа.






Умножение целых чисел.


4. Открытие детьми нового знания (8мин.)

Объясните, как получили в предпоследнем примере ответ 15?(-15)?



Те, у кого получилось (-15), объясните, как вы рассуждали?


Каким действием можно проверить кто прав?

А как теперь умножить(-3)*(-5)?


Историческая справка:


Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом.

Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.


Правила знаков при умножении

( + ) · ( + ) = ( + )

( - ) · ( - ) = ( + )

( + ) · ( - ) = ( - )

( - ) · ( + ) = ( -)



Для этих правил должны быть справедливы ранее нами изученные законы сложения:


а*в = в*а

а*(в*с)=(а*в)*с

(а + в)*с = а*с + в*с


Поэтому существует другой способ доказательства


А теперь решите такие примеры:

5*(-1); -36*(-1).Сделайте вывод.


0*(-6); 0*(-3); 0*(-106); -7*0.

Умножали два числа с разными знаками, значит, в ответе должно получиться отрицательное число.

Минус умножить на минус будет плюс (другие рассуждения).

Учащиеся объясняют.



Сложением.


Решают. Проверяют.

















Учащиеся формулируют правила с помощью наводящих вопросов учителя.








переместительный

сочетательный

распределительный


см. стр.83 учебника



При умножении числа на (-1) получаем противоположное число.

При умножении нуля на целое число получается 0.

5. Первичное закрепление

(8 мин.)

Определить знак произведения и вычислить (работа в группах)


Делаем вывод, формулируя мнимое правило.


Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:


Вывод:

1) Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;
2) Чтобы найти модуль произведения, нужно перемножить модули сомножителей.


– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками:

слайд



(+X)*(+X)=(+X)

  • Друг моего врага - мой враг

(+X)*(-X)=(-X)

  • Враг моего друга - мой враг

(-X)*(+X)=(-X)

  • Враг моего врага - мой друг

(-X)*(-X)=(+X)

  • Друг моего друга - мой друг



Правила знаков при умножении

( + ) · ( + ) = ( + )

( - ) · ( - ) = ( + )

( + ) · ( - ) = ( - )

( - ) · ( + ) = ( -)









стр.83


6. Физминутка

(1 минута)

«Зверобика»

Под звуки музыки ребята поют и выполняют упражнения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (10 мин.)











Рефлексия по с\р

Решение обучающей самостоятельной работы.













Проверяем.

Какие у вас возникли затруднения?

Как вы думаете почему?

Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?


Учащиеся решают примеры (раздаточный материал)

Работают в парах .

Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.


Критерии оценивания работ.

За правильно решенные задания менее 6 заданий «2»;

6-9 заданий- «3»;

10-12 заданий- «4»;

Нет ошибок- «5».



Работы сдают учителю для перепроверки.



8.Практическое применение

(4 минут)

1.

При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм.
1) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 30С?

2) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С?

2.

Турист движется по шоссе со скоростью
v км/ч. Сейчас он находится в точке О. Если он движется в положительном направлении, то его скорость считают положительной, а в отрицательном направлении – отрицательной. Значение t = -4 означает «4 ч назад»



Слайд












Слайд


9.Итог урока (2мин.)


































Рефлексия:

(1 минута)

– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.

Интересно ли вам сегодня было? Чему научились?

Что вызвало затруднение?

  1. Как перемножить два числа с разными знаками?

  2. Как перемножить два отрицательных числа?

  3. Приведите примеры на каждое правило.


Какие цели ставили перед собой?


Достигли цели урока?


Задание на дом (дифференцированное):

















А давайте перед новым годом украсим и свою елочку!


Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?

Удовлетворительно – смайлик синий.

Хорошо – смайлик зеленый.

Отлично – смайлик красный.


Всем спасибо за урок. Урок закончен.






Не знали правила умножения целых чисел.

Проверка умножением сложением

Вывели правила умножения целых чисел.




Научиться умножать целые числа


Да.



1.Правило с.83 №370,№372(3ст.)№373(1ст.)

2.Разобрать 2 способ доказательства отрицательных чисел с.83

3.Подумать над правилами деления целых чисел(подсказка: обратное действие для деления умножение)




Учитель достает елку знаний и………..



Каждый ученик берет у себя на парте подходящего смайлика для своих знаний и украшает им елку знаний.



Слайд 1
Автор: Нелюбина Елена Анатольевна МБОУ «Средняя школа №5» г. Когалым
Слайд 2
Девиз урока  «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему,  само же оно не приходит». Ал - Бируни
Слайд 3
Фронтальный опрос
Слайд 4
1.Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд: а) -10; -8; -6; -4;… б) -2; -4; -8; -16;… 2. Дан ряд чисел: -1; 4; 0; -5; -104; 8;16. а) Назовите положительные числа б) Назовите отрицательные числа. в) Назовите все числа одним словом.
Слайд 5
Расшифруй Вычислите устно -3+5 12-(-2) -3+15 -6+(-1) -7+3 -13-2 18+(-6) -3+6 (-5)*3 Ж Е Н О У М Н И Е --- (-4) --- ( - 15) --- 12 --- (-7) --- 2 --- 14 --- 12 --- 3 - 15 или(-15)
Слайд 6
Расшифруй Вычислите устно -3+5=2 12-(-2)=14 -3+15=12 -6+(-1)=(-7) -7+3 = (-4) -13-2 =( -15) 18+(-6) = 12 -3+6 = 3 (-5)*3=(-15) У М Н О Ж Е Н И Е --- 2 --- 14 --- 12 --- (-7) --- (-4) --- ( - 15) --- 12 --- 3 - 15 или(-15)
Слайд 7
Создание проблемной ситуации (-5)*3 ? 15 или (-15) Объясните как вы рассуждали ? Почему в последнем примере получилось два разных по знаку ответа ? Как вы думаете, почему так получилось? Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? А вы знаете, как выполняется умножение чисел? Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? А какие числа еще можно перемножать?
Слайд 8
Тема урока: Умножение целых чисел Цель урока: Научиться умножать целые числа. Вывести правила умножения целых чисел. Научиться применять эти правила в простейших ситуациях.
Слайд 9
Разрешение проблемы (-5)*3 ? 15 или (-15) Объясните как вы рассуждали ? умножим 5*3=5+5+5=15 умножим (-5)*3=(-5)+(-5)+(-5)=(-15) умножим (-3)*5=(-3)+(-3)+(-3)+(-3)+(-3)=(-15) по закону а*в=в*а умножим (-5)*(-3)=? Может ли быть (-15)? Может ли быть 15?
Слайд 10
Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом. Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.
Слайд 11
Справедливы законы умножения а*в=в*а – переместительный а*(в*с) = (а*в)*с - сочетательный (а+в)*с=а*с+в*с –распределительный 1*а=а*1=а (-1)*а=а*(-1)=(-а) а*0=0 Другой способ доказать, что (-3)*(5)=15(стр.83 (-3)*(-5)=((-1)*3)*(-5)=(-1)*(3*(-5))=-(-15)=15
Слайд 12
Правила знаков при умножении (+)·(+)= (+) (-)·(-)= (+) (+)·(-)= (-) ( - ) · ( + ) = ( -)
Слайд 13
Определить знак произведения и вычислить. 1 ряд 15*(-1) 1*(-47) 0*(-42) (-12)*(-5) (-4)*3 70*(-6) (-2)*7 (-123,45)*(1 2 ряд 1*(-23) 57*(-1) -43*(-2) 530*(-4) (-8)*9 28*(-6) (-4)*5 (-1)* 456,8 3 ряд -14*1 0*(-38) 26*(-1) -45*(-2) 7*(-20) (-41)*3 2*(-9) (-1)*345,2
Слайд 14
Мнемоническое правило Друг моего друга - мой друг (+X)*(+X)=(+X) Друг моего врага - мой враг (+X)*(-X)=(-X) Враг моего друга - мой враг (-X)*(+X)=(-X) Враг моего врага - мой друг (-X)*(-X)=(+X)
Слайд 15
Физминутка
Слайд 16
Самостоятельная работа (работа в парах) 
Слайд 17
Критерии и диагностика работы Критерии Все решенные задания - «5» От 10 до 12 заданий – «4» От 7 до 9 заданий – «3» Меньше 7 заданий – «2»
Слайд 18
Практическое применение
Слайд 19
4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5 -6 При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм. 1) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 30С?
Слайд 20
4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5 -6 При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм. 1) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 30С? 2) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С?
Слайд 21
Турист движется по шоссе со скоростью v км/ч. Сейчас он находится в точке О. Если он движется в положительном направлении, то его скорость считают положительной, а в отрицательном направлении – отрицательной. Значение t = -4 означает «4 ч назад» Где будет находиться турист через t ч? vvv= = 5, = 44 =-5, 5, tt = -4 -20 20 О -20 -15 -10 -5 0 5 10 15 20
Слайд 22
Рефлексия Я сегодня на уроке узнал……… научился……. могу…….
Слайд 23
Домашнее задание 1. Правило с.83 №370,№372(3ст.)№373(1ст.) 2.Разобрать 2 способ доказательства отрицательных чисел с.83 3.Подумать над правилами деления целых чисел(подсказка: обратное действие для деления умножение)
Слайд 24
Рефлексия урока
Слайд 25
Спасибо всем за урок !

Полный текст материала Разработка урока и презентация Умножение целых чисел"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нелюбина Елена Анатольевна  nelyubinae
03.01.2012 2 10575 2529

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК