Разработка урока и презентация Умножение целых чисел"; 6 класс
Урок – введение нового материала по математике в 6 классе
по теме «Умножение целых чисел».
Подготовила учитель математики
МБОУ «Средняя школа № 5»
г.Когалыма Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра
Нелюбина Елена Анатольевна
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел.
Цели урока:
Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных чисел;
Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать коллективно, в парах, индивидуально.
Ход урока:
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||
1.Организационный (1 мин.) |
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.
|
Дети приветствуют учителя. Садятся. |
||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний(3 мин.) |
Фронтальный опрос: 1.Какие числа называются целыми? 2.Что такое модуль числа? 3.Чему равен модуль положительного числа? 4.Чему равен модуль отрицательного числа? 5.Как сложить числа с одинаковыми знаками? 6. Как сложить числа с разными знаками?
Устный счет. 1.Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд: а) -10; -8; -6; -4;… б) -2; -4; -8; -16;…
2. Дан ряд чисел: -1; 4; 0; -5; -104; 8;16. а) Назовите положительные числа б) Назовите отрицательные числа. в) Назовите все числа одним словом.
3. Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока ( тема урока закодирована):
-3+5 Ж (-4) 12-(-2 ) И 3 -3+15 Н 12 -6+(-1) О (-7) -7+3 -13-2 М 14 18+(-6) У 2 (- 3)+6 Е (-15) или 15 (-5) * 3 Сверим ответы. |
Дают определение целых чисел.
Дают определение модуля числа. Дают определения модуля числа. Дают определение сложения целых чисел с одинаковым знаком. Дают определение сложения чисел с разными знаками.
а) В ряду каждое следующее число больше предыдущего на 2. Следующими будут числа -2; 0; 2 и т.д. б) Каждое следующее число меньше предыдущего в два раза. Следующими будут числа -32; -64 и т. д.
4; 8; 16. -1; -5; -104. Целые.
Вычислите
устно -3+5=2 У
--- 2 12-(-2)=14 М
--- 14 -3+15=12 Н
--- 12 -6+(-1)=(-7) О
--- (-7) -7+3
= (-4) Ж
--- (-4) -13-2
=( -15) Е
--- ( - 15) 18+(-6)
= 12 Н
--- 12 -3+6
= 3 И
--- 3 (-5)*3=(-15) Е
- 15 или(-15)
|
||||||||||||||||||||
3.Постановка проблемы (2мин.) |
Какое слово получилось в результате вычислений примеров?
Создание проблемной ситуации.
- Последние два примера были одинаковы для всех? - Какие ответы получились? Как вы думаете, почему так получилось?
Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос?
А вы знаете, как выполняется умножение чисел? Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)
Так какая тема нашего урока? Запишите тему урока в тетради. |
Умножение
Да. 15и(-15) Не знаем правила умножения целых чисел, а последние примеры на это действие.
Умножение
Натуральных и дробных положительных, да.
Мы должны научиться умножать целые числа.
Умножение целых чисел.
|
||||||||||||||||||||
4. Открытие детьми нового знания (8мин.) |
Объясните, как получили в предпоследнем примере ответ 15?(-15)?
Те, у кого получилось (-15), объясните, как вы рассуждали?
Каким действием можно проверить кто прав? А как теперь умножить(-3)*(-5)?
Историческая справка:
Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом. Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.
Правила знаков при умножении ( + ) · ( + ) = ( + ) ( - ) · ( - ) = ( + ) ( + ) · ( - ) = ( - ) ( - ) · ( + ) = ( -)
Для этих правил должны быть справедливы ранее нами изученные законы сложения:
а*в = в*а а*(в*с)=(а*в)*с (а + в)*с = а*с + в*с
Поэтому существует другой способ доказательства
А теперь решите такие примеры: 5*(-1); -36*(-1).Сделайте вывод.
0*(-6); 0*(-3); 0*(-106); -7*0. |
Умножали два числа с разными знаками, значит, в ответе должно получиться отрицательное число. Минус умножить на минус будет плюс (другие рассуждения). Учащиеся объясняют.
Сложением.
Решают. Проверяют.
Учащиеся формулируют правила с помощью наводящих вопросов учителя.
переместительный сочетательный распределительный
см. стр.83 учебника
При умножении числа на (-1) получаем противоположное число. При умножении нуля на целое число получается 0. |
||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление (8 мин.) |
Определить знак произведения и вычислить (работа в группах)
Делаем вывод, формулируя мнимое правило.
Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:
Вывод:
1) Произведение двух чисел одного знака
положительно, а произведение двух
чисел с разными знаками отрицательно;
– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками: |
слайд
(+X)*(+X)=(+X) Друг моего врага - мой враг (+X)*(-X)=(-X) Враг моего друга - мой враг (-X)*(+X)=(-X) Враг моего врага - мой друг (-X)*(-X)=(+X) “Друг моего друга - мой друг
Правила знаков при умножении ( + ) · ( + ) = ( + ) ( - ) · ( - ) = ( + ) ( + ) · ( - ) = ( - ) ( - ) · ( + ) = ( -)
стр.83
|
||||||||||||||||||||
6. Физминутка (1 минута) |
«Зверобика» |
Под звуки музыки ребята поют и выполняют упражнения |
||||||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (10 мин.)
Рефлексия по с\р |
Решение обучающей самостоятельной работы.
Проверяем. Какие у вас возникли затруднения? Как вы думаете почему? Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?
|
Учащиеся решают примеры (раздаточный материал) Работают в парах . Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.
Критерии оценивания работ. За правильно решенные задания менее 6 заданий «2»; 6-9 заданий- «3»; 10-12 заданий- «4»; Нет ошибок- «5».
Работы сдают учителю для перепроверки.
|
||||||||||||||||||||
8.Практическое применение (4 минут) |
1. При
увеличении температуры воздуха на 10
столбик ртути в термометре поднимается
на 3 мм. 2) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С? 2. Турист
движется по шоссе со скоростью
|
Слайд
Слайд
|
||||||||||||||||||||
9.Итог урока (2мин.)
Рефлексия: (1 минута) |
– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Интересно ли вам сегодня было? Чему научились? Что вызвало затруднение? Как перемножить два числа с разными знаками? Как перемножить два отрицательных числа? Приведите примеры на каждое правило.
Какие цели ставили перед собой?
Достигли цели урока?
Задание на дом (дифференцированное):
А давайте перед новым годом украсим и свою елочку!
Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали? Удовлетворительно – смайлик синий. Хорошо – смайлик зеленый. Отлично – смайлик красный.
Всем спасибо за урок. Урок закончен. |
Не знали правила умножения целых чисел. Проверка умножением сложением Вывели правила умножения целых чисел.
Научиться умножать целые числа
Да.
1.Правило с.83 №370,№372(3ст.)№373(1ст.) 2.Разобрать 2 способ доказательства отрицательных чисел с.83 3.Подумать над правилами деления целых чисел(подсказка: обратное действие для деления умножение)
Учитель достает елку знаний и………..
Каждый ученик берет у себя на парте подходящего смайлика для своих знаний и украшает им елку знаний. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нелюбина Елена Анатольевна
→ nelyubinae 03.01.2012 2 10575 2529 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.