Мастер-класс на тему "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" в 6 классе


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гашунская средняя общеобразовательная школа №4











Мастер-класс на тему

«Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками».
















Выполнила учитель математики

Терещенко В.В.


п.Байков

2010

Тема занятия: «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками».


Цель:

- ввести правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;

- показать практическую значимость темы;

- развивать познавательный интерес к математике.


Актуализация знаний

Для того, чтобы представить себе, что это за числа предлагаю поиграть в игру «Наоборот».

Правила игры: нужно подобрать антонимы к данным словам:


Слова:

Антонимы (предполагаемый ответ):

Добро

Зло

Молодость

Старость

Вверх

Вниз

Черное

Белое

Толстый

Худой

Высота

Глубина

Тепло

Холодно

Положительное

Отрицательное


- Противоречий в жизни много. С их помощью мы определяем окружающую действительность. Для нашего занятия мне необходимо последнее: положительное – отрицательное.

- О чем мы говорим в математике, когда употребляем эти слова? (О числах.)


- Великий Пифагор утверждал: «Числа правят миром». Я предлагаю поговорить о самых загадочных числах в науке – о числах с разными знаками.


- Отрицательные числа появились в науке, как противоположность к положительным. Их путь в науку был труден, потому что даже многие ученые не поддерживали идей об их существовании.


- Какие понятия и величины люди измеряют положительными и отрицательными числами? (заряды элементарных частиц, температуру, убытки, высоту и глубину и т.д.)


Повторение

- Для проведения занятия мне нужны помощники – 8 человек (занимают места

за рабочими столами).

- Уважаемые коллеги, перед вами на столах лежат карточки с числами. Каждое из этих чисел является ответом на один из вопросов. А теперь внимание на экран!


1. (4-й слайд) Это число показывает высоту горы Эверест. (8 848)


2. (5-й слайд) Это – Антарктида. Здесь зафиксирована самая низкая t на Земле. Найдите соответствующее число. (- 89)


3. (6-й слайд) Сколько цветов у радуги? (7)


4. (7-й слайд) На этой планете не смогут жить люди, потому что ночью t падает до… (-1800)


5. (8-й слайд) При этой t ртуть из жидкого состояния переходит в твердое. (- 39)


6. (9-й слайд) При этой t вода переходит из жидкого состояния в газообразное. (+1000)


7. (10-й слайд) Мариинская впадина. Ее глубина над уровнем моря… (-11 034)


8. (11-й слайд) Пустыня Сахара. Здесь зафиксирована самая высокая t на Земле. (+580)


- Молодцы! Но числа находятся в беспорядке, а математика этого не любит. Давайте построим с вами живую координатную прямую. Я, с вашего позволения, - нуль, начало отсчета.

(Участники выстраиваются в линию, изображая координатную прямую.)

- Уважаемые зрители, представьте себе, что перед вами школьная тетрадь. Проверьте – нет ли в ней ошибок.

(Выполняется проверка и, если необходимо, исправление ошибок.)

- Уважаемые коллеги, займите свои места за рабочими столами.


Знакомство с правилами Брахмагупты


(12-й слайд) В VII в.н.э. индийский математик Брахмагупта предложил свое противоречие. Он истолковал положительные и отрицательные числа как «имущество» (положительное число) и «долг» (отрицательное число).

Соответственно этому противоречию Брахмагупта изложил правила сложения чисел с разными знаками следующим образом.




(13-й слайд)

I правило:

Сумма двух имуществ есть имущество.

25 + 18

(14-й слайд)

II правило:

Сумма двух долгов есть долг.

-12 + (-8)

(15-й слайд)

III правило:

Сумма имущества и долга равна их разности.

-12 + 5

18 + (-9)


Практическая работа по применению правил Брахмагупты

- Уважаемые помощники, представьте себя учениками Брахмагупты и решите примеры. Каждому ответу соответствует буква. Если вы правильно решите, то у вас получатся слова.


Задание для первой команды:


Задание для второй команды:

-9 + 15

10 + (-12)

-10 + (-7)

-9 + 5

-14 + (-16)

-5 + 20


-17 к

-30 р

15 т

-2 е -4 а

6 Д

-7 + (-5)

23 + (-25)

-20 + 7

18 + (-14)

-10 + (-13)

4 + (-26)

4 н

-12 у

-2 ч

-22 й -23 ы

-13 ё



- Уважаемые зрители, пока команды работают, я предлагаю вам игру «Положительное – отрицательное».

Правила игры: игроки изображают координатную прямую и взмахом руки показывают место числа на этой прямой (положительные – справа, отрицательные – слева).


Проверка работы участников.

- 1-я команда, назовите слово, которое у вас получилось (Декарт)

- 2-я команда, назовите слово, которое у вас получилось (ученый)


Итог занятия.

(16-й слайд)

- Рене Декарт – французский ученый. Его работы способствовали признанию отрицательных чисел в Европе. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637г.). А, благодаря правилам Брахмагупты, которые я использую на уроках, каждый 6-классник быстро усваивает сложение этих чисел.

- Спасибо за внимание!

Желаю вам, чтобы в вашей жизни было больше положительного и меньше отрицательного, а ваше имущество намного превышало ваши долги.



Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гашунская средняя общеобразовательная школа №4 Мастер –класс на тему «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками» Автор: учитель математики МОУ Гашунская СОШ № 4 Терещенко В. В.
Слайд 2
- +
Слайд 3
П Положительное Отрицательное                                 
Слайд 4
100 11.03 4 58 -180 -39 8.848 7 -89
Слайд 5
100 -11.034 -39 8848 8.848 58 - 180 7 - 89
Слайд 6
100 11.03 4 58 -180 -89
Слайд 7
100 -39 11.03 4 8.848 58 -180 7 7 -89
Слайд 8
100 -11.034 -39 8.848 58 --180 180 7 - 89
Слайд 9
100 -11.034 --39 39 8.848 58 - 180 7 - 89
Слайд 10
100 -11.034 100 -39 8.848 58 -180 7 -89
Слайд 11
100 -11.034 11.03 4 58 -180
Слайд 12
100 -11.034 -39 8.848 58 -180 7 -89
Слайд 13
Брахмагупта Положительные числа - имущество Отрицательные числа - долг
Слайд 14
Сумма двух имуществ  есть имущество. 25+1843
Слайд 15
Сумма двух долгов есть  долг. -12+(-8) -20
Слайд 16
Сумма имущества и  долга равна их  разности. -12+5 -7 18+(-9) 9
Слайд 17
Задание для первой команды: -9 + 15 10 + (-12) -10 + (-7) -9 + 5 -14 + (-16) -5 + 20 -17 к -30 р 15 т -2 е -4 а Декарт 6Д
Слайд 18
Задание для второй команды: -7 + (-5) 23 + (-25) -20 + 7 18 + (-14) -10 + (-13) 4 + (-26) 4н -12 у -2 ч -22 й учёный -13 ё -23 ы
Слайд 19
Рене Декарт
Слайд 20

Полный текст материала Мастер-класс на тему "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" в 6 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терещенко Вита Витальевна  Vi38ta
06.02.2013 0 6133 1503

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК