Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гашунская средняя общеобразовательная школа №4
Мастер –класс на тему
«Сложение отрицательных чисел
и чисел с разными знаками»
Автор: учитель математики
МОУ Гашунская СОШ № 4
Терещенко В. В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гашунская средняя общеобразовательная школа №4
Мастер-класс на тему
«Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками».
Выполнила учитель математики
Терещенко В.В.
п.Байков
2010
Тема занятия: «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками».
Цель:
- ввести правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
- показать практическую значимость темы;
- развивать познавательный интерес к математике.
Актуализация знаний
Для того, чтобы представить себе, что это за числа предлагаю поиграть в игру «Наоборот».
Правила игры: нужно подобрать антонимы к данным словам:
Слова: |
Антонимы (предполагаемый ответ): |
Добро |
Зло |
Молодость |
Старость |
Вверх |
Вниз |
Черное |
Белое |
Толстый |
Худой |
Высота |
Глубина |
Тепло |
Холодно |
Положительное |
Отрицательное |
- Противоречий в жизни много. С их помощью мы определяем окружающую действительность. Для нашего занятия мне необходимо последнее: положительное – отрицательное.
- О чем мы говорим в математике, когда употребляем эти слова? (О числах.)
- Великий Пифагор утверждал: «Числа правят миром». Я предлагаю поговорить о самых загадочных числах в науке – о числах с разными знаками.
- Отрицательные числа появились в науке, как противоположность к положительным. Их путь в науку был труден, потому что даже многие ученые не поддерживали идей об их существовании.
- Какие понятия и величины люди измеряют положительными и отрицательными числами? (заряды элементарных частиц, температуру, убытки, высоту и глубину и т.д.)
Повторение
- Для проведения занятия мне нужны помощники – 8 человек (занимают места
за рабочими столами).
- Уважаемые коллеги, перед вами на столах лежат карточки с числами. Каждое из этих чисел является ответом на один из вопросов. А теперь внимание на экран!
1. (4-й слайд) Это число показывает высоту горы Эверест. (8 848)
2. (5-й слайд) Это – Антарктида. Здесь зафиксирована самая низкая t на Земле. Найдите соответствующее число. (- 89)
3. (6-й слайд) Сколько цветов у радуги? (7)
4. (7-й слайд) На этой планете не смогут жить люди, потому что ночью t падает до… (-1800)
5. (8-й слайд) При этой t ртуть из жидкого состояния переходит в твердое. (- 39)
6. (9-й слайд) При этой t вода переходит из жидкого состояния в газообразное. (+1000)
7. (10-й слайд) Мариинская впадина. Ее глубина над уровнем моря… (-11 034)
8. (11-й слайд) Пустыня Сахара. Здесь зафиксирована самая высокая t на Земле. (+580)
- Молодцы! Но числа находятся в беспорядке, а математика этого не любит. Давайте построим с вами живую координатную прямую. Я, с вашего позволения, - нуль, начало отсчета.
(Участники выстраиваются в линию, изображая координатную прямую.)
- Уважаемые зрители, представьте себе, что перед вами школьная тетрадь. Проверьте – нет ли в ней ошибок.
(Выполняется проверка и, если необходимо, исправление ошибок.)
- Уважаемые коллеги, займите свои места за рабочими столами.
Знакомство с правилами Брахмагупты
(12-й слайд) В VII в.н.э. индийский математик Брахмагупта предложил свое противоречие. Он истолковал положительные и отрицательные числа как «имущество» (положительное число) и «долг» (отрицательное число).
Соответственно этому противоречию Брахмагупта изложил правила сложения чисел с разными знаками следующим образом.
(13-й слайд)
I правило:
Сумма двух имуществ есть имущество.
25 + 18
(14-й слайд)
II правило:
Сумма двух долгов есть долг.
-12 + (-8)
(15-й слайд)
III правило:
Сумма имущества и долга равна их разности.
-12 + 5
18 + (-9)
Практическая работа по применению правил Брахмагупты
- Уважаемые помощники, представьте себя учениками Брахмагупты и решите примеры. Каждому ответу соответствует буква. Если вы правильно решите, то у вас получатся слова.
Задание для первой команды:
|
Задание для второй команды: |
||
-9 + 15 10 + (-12) -10 + (-7) -9 + 5 -14 + (-16) -5 + 20 |
-17 к -30 р 15 т
-2 е -4 а
6 Д |
-7 + (-5) 23 + (-25) -20 + 7 18 + (-14) -10 + (-13) 4 + (-26) |
4 н -12 у -2 ч -22 й -23 ы -13 ё
|
- Уважаемые зрители, пока команды работают, я предлагаю вам игру «Положительное – отрицательное».
Правила игры: игроки изображают координатную прямую и взмахом руки показывают место числа на этой прямой (положительные – справа, отрицательные – слева).
Проверка работы участников.
- 1-я команда, назовите слово, которое у вас получилось (Декарт)
- 2-я команда, назовите слово, которое у вас получилось (ученый)
Итог занятия.
(16-й слайд)
- Рене Декарт – французский ученый. Его работы способствовали признанию отрицательных чисел в Европе. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637г.). А, благодаря правилам Брахмагупты, которые я использую на уроках, каждый 6-классник быстро усваивает сложение этих чисел.
- Спасибо за внимание!
Желаю вам, чтобы в вашей жизни было больше положительного и меньше отрицательного, а ваше имущество намного превышало ваши долги.
Автор: Терещенко Вита Витальевна
→ Vi38ta 06.02.2013 0 6133 1503 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.