Урок развития устной речи с элементами «Декоративно-прикладного искусства» и «Музыки и пения».


Урок «развитие устной речи с элементами «Декоративно-прикладного искусства» и «Музыки и пения».

В 3 классе СКОУ VIII вида

Тема: Устный журнал «Живая природа»


авторы-составители: учитель начальных классовБерезовская Н.В.

учитель музыки и пения Федотов А.Ф.

учитель изобразительного искусства Новикова Н.Н.


Цели и задачи: повторить и закрепить изученный материал, изученный в 3 классе о живой природе.

Развивать навыки рисования. Движения по музыку, певческие навыки; речь, навык осознанного чтения, составления рассказа по плану.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.


Оборудование: музыкальный отрывок Россини «Сорока-воровка», репродукция с картины Шишкина «Утро в лесу», рассказ Бианки «Купание медвежат», мозаика «Птицы», изображение березы для рисования листочков, краски, кисти, картинки с изображение лесных и садовых первоцветов.


Ход урока.


1. Орг.момент.

- Сегодня у нас последний урок, мы вспомним все, с чем познакомились в течении учебного года. Работать сегодня мы будем по страницам устного журнала, который называется «Живая природа». Как вы понимаете. Что такое живая природа? (насекомые, животные, человек). Как называются все эти категории предметов (одухотворенные), на какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевленные предметы.

Что это: трава, цветы, кусты, деревья? (растения). А почему растения относят к живой природе, ведь эти слова отвечают на вопрос ЧТО?


2. Первая страница нашего журнала посвящена растениям.

- вам нравится цветы? Почему? Кто расскажет, каким должен быть букет из лесных цветов. (должно быть немного цветов) (Приложение 1)




«По лесочку я пошла»

«По садочку я пошла»

«Я в комнате вырастила»

«Первоцветы расцвели на лесной опушке»

«В магазине я куплю»

- Давайте сыграем в игру:







Выберете цветы по заданию.

- какие цветы остались, почему их никто не сорвал? (Редкие цветы, нельзя рвать)

Отгадайте слово. Приложение 2

Назовите родственников ели (сосна, кедр, пихта) – как называются эти породы деревьев? (хвойные). Почему они так называются? (вместо листьев иголки – хвоя)

- назовите дерево, которое имеет хвою, но сбрасывает ее, как листья, каждую осень? (лиственница).

- назовите лиственные деревья.


3. (Учитель Декоративнол-прикладного искусства)

-На дворе весна, все деревья покрылись листвой, а у нас на столах рисунок березки без листьев. Скучно березке без листиков, нарисуем листочки. Какого цвета листочки на березке сейчас (изумрудного)

- повторение правил пользования кистью:

1. Красками и кистью нужно пользоваться аккуратно.

2. Кисточку берут выше железного наконечника.

3. После краски, тщательно ополоснуть в воде. Осушить о салфетку.

4. Ставить кисть нужно ворсом вверх.

5.Нельзя брать руками кисточку за ворс. ПОЧЕМУ:


- разминка для пальцев

Весной бывают дожди,

Посмотрите на картинки и подберите слова, соответствующие каждой картинке: капает, барабанит, льет. Как называются эти слова? (действия) Приложение 3.


Изобразим дождь пальчиками.

Набежала туча, и закапал дождь: кап, кап.

Забарабанил еще дождь сильнее: кап, кап, кап.

Но туча прошла. Выглянуло солнышко и на клумбе нашей алые цветочки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.


- рассказ о технологии рисования листочков

Листочки мы будем рисовать, используя прием «ПРИМАКИВАНИЯ» (Приложение 4)

- показ

- Примакивать кисть так, чтобы тупой конец листочка касался веточки.


Самостоятельная работа. У нас получился целый лес. Как называется березовый лес? (роща) орфограмма в этом слове (Максим)

Теперь наши березки нарядные, радостные, давайте, и мы порадуемся вместе с ней и споем этой рощице «Хоровод».


4. Следующая страница нашего журнала «Птицы». (Приложение 3)

- работа с мозаикой: соберите и назовите птицу.

Расскажите о ней по плану:

Зимующая или перелетная

Чем питается

Внешний вид (окрас оперения)

Перелетает к нам

Что говорят об этой птице в народе

Мне она нравится, потому что

Прослушайте отрывок музыки, композитор Россини.


Постарайтесь определить, какую птицу композитор описал в своей музыке.

- прослушивание.

- какую птицу вы представили, когда слушали музыку? Почему вы так решили?

(музыка подвижная, как сорока)

-Какой сороку изображают в сказках, мультфильмах? (болтушкой. Воровкой, почтальоном, обманщицей). Вспомните сказку о Нильсе, сорока, не разобравшись в чем дело, начинала кричать на весь лес.

- что еще интересное мы знаем о сороках? (воруют блестящие вещи)

-Вот и композитор Россини назвал Сороку – воровкой.

-Назовите зимующих птиц, в названии которых есть та же орфограмма, что и в слове СОРОКА.


Гимнастика для глаз


5. Страница журнала «Животные».

- назовите животных, которые вам нравится больше всего. Почему?


Обо всех животных мы, конечно, поговорить не успеем.

Мы читали рассказ Бианки «Купание медвежат». Рассказ рассыпался на части, а вы соберите части рассказа по смыслу.

Чтение рассказа.

Работа по вопросам.

- Как называется старший медвежонок в семье?

- Почему он остается еще с мамой, ведь он уже подрос?

- Какие у него обязанности?


Художник Шишкин, очень любил писать природу.

Он написал картину «Утро в сосновом бору». Рассмотрите репродукцию с картины Шишкина «Утро в лесу». Расскажите, что вы видите?

Чем похожи рассказ Бианки и картина Шишкина?


6. Кого называют совершенством природы?

Следующая страница нашего журнала «Человек». А почему человека так называют? (он умный. Много умеет, знает)

- а правда ли, что человек такой совершенный? Ведь муравьи заранее чувствуют приближение дождя и заранее закрывают входы в свой домик, а человек и не предполагает, что скоро будет дождь. Кошки, собаки задолго до наступления, таких страшных событий, как землетрясение, начинают волноваться, предчувствовать, а человек не может, даже с помощью приборов, точно указать дату и время.

Человек, всего лишь дитя природы, который не всегда умеет себя защитить и обезопасить. Что нужно делать каждый день даже летом (соблюдать правила личной гигиены)

- скоро лето, время, когда весь день вы будете гулять на улице, ездить на экскурсии, ходить в лес, на речку, повторим некоторые правила безопасности:

- почему нельзя в солнечный день находиться долго на открытом солнце? (солнечный удар, тепловой удар).

- что необходимо предпринять, если кто-то пострадал от солнца? (внести в тень, положить мокрое полотенце на голову, дать воды, вызвать врача).

- как избежать такой неприятности (не ходить без головного убора, долго не быть на солнце)


- вовремя прогулки в лес вы заблудились. Ваши действия. (не уходить с этого места, ждать, пока тебя найдут, подавать голос)

- чем вы будете питаться в лесу, где возьмете воду? (роса, ягоды, которые хорошо знаете, щавель)


- какие правила безопасности на реке во время купания вы знаете? (находится в воде не долго, не толкать, не заплывать далеко, не нырять)

- чтобы дойти до леса, до реки нам приходится идти по деревне, по дороге.

- какие правила поведения на дороге нужно обязательно соблюдать? (идти с левой стороны дороги, соблюдать дисциплину, осторожно внимательно переходить через дорогу, не играть во время движения)


Итог: мы сегодня повторили все, что знали о живой природе. Все ребята помнят и знают очень многое. Вам понравился наш урок?

Учитель музыки: Чтобы поддержать хорошее настроение, споем песню о Лете.

Список литературы


1.Петрова В.Г. Обучение учащихся IIV классов вспомогательной школы.: методическое пособие для учителей вспомогательных школ/В.Г.Петрова – М.: Просвещение, 1982.-482с.

2..Федеральная программа для подготовительного и 1-4 классов в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида под редакцией В.В.Воронковой М.Просвещение .- 2004г



Игру: выбрать картинки с изображением цветов по карточкам:


«По лесочку я пошла»

«По садочку я пошла»

«Я в комнате вырастила»

«Первоцветы расцвели на лесной опушке»

«В магазине я куплю»






























Приложение 1




П риложение 4. Рисование листиков, способом «Примакивания»























Приложение 5. Работа с мозаикой, соберите и назовите птицу.























Приложение 3. Физминутка. Уточнение словаря.




























Приложение 2. Отгадайте название дерева
















Полный текст материала Урок развития устной речи с элементами «Декоративно-прикладного искусства» и «Музыки и пения». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллектив авторов  Nata20011
26.09.2011 2 3970 585

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК