Статья "Особенности диагностики задержки психического развития у старших дошкольников"


Анисимова Нина Федоровна














ОСОБЕННОСТИ

ДИАГНОСТИКИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


















г. Кировск

2012 год

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как именно в раннем и дошкольном возрасте происходит активное формирование личности ребенка.

К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития. Считают их индивидуальными вариантами нормы, полагая, что ребенок все свои трудности преодолевает сам.

Тревогу начинают бить тогда, когда ребенок, поступивший в первый класс массовой школы, оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками.

Особое место среди этих детей занимают дети с задержкой психического развития. Проблема помощи таким детям приобрела в последние годы особую актуальность, так как в течение ряда лет наблюдается тенденция роста их численности.

Следует отметить, что нарушения при задержке психического развития имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна.

Выраженность повреждений и степень несформированности психических функций может быть различной. Возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций. Это обусловливает многообразие проявлений задержки психического развития в дошкольном возрасте.[1]

Ведущими признаками задержки психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы и интеллектуальная недостаточность. Дети с ЗПР нуждаются в специальных условиях обучения.

Особое место в структуре коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории занимает диагностическая работа.

Многолетняя практика осуществления коррекционно-развивающей помощи старшим дошкольникам с задержкой психического развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ позволяет автору статьи выделить важные аспекты диагностической деятельности:

  • соблюдение требований к диагностированию психического развития детей в образовательном учреждении;

  • соблюдение основных психолого-диагностических принципов;

  • подбор диагностических методик, позволяющих получить полную и точную информацию об особенностях психического развития детей.

При организации диагностики детей с задержкой психического развития специалист должен выполнять следующие требования:

  • опираться на действующие нормативно-правовые документы и внутренние документы образовательного учреждения;

  • использовать технологии, выстроенные на научной основе и подвергнутые экспертизе.

  • соблюдать «Кодекс этических норм и правил»;

  • определять цели и задачи изучения ребенка;

  • знать психологические особенности детей с ОВЗ.

Диагностическую работу необходимо строить, опираясь на основные диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой. Важнейшими из них являются:

  • Принцип комплексного подхода. Подразумевает всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка. Для его соблюдения необходимо исследовать не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние.

  • Принцип целостного системного изучения. Предполагает обнаружение отдельных проявлений нарушений психического развития, а также связей между ними, определение их причин.

  • Принцип динамического изучения. Требует ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, оценивать не только актуальный уровень развития, но и зону ближайшего развития.

  • Принцип качественного анализа результатов обследования. Определяет возможность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных обследования, показатели которых взаимосвязаны.

Первичное обследование дети с задержкой психического развития проходят на психолого-медико-педагогической комиссии. При поступлении в группу компенсирующей направленности диагностическое обследование проводится специалистами в течение учебного года в три этапа.

На каждом этапе решаются определенные цели и задачи.

Целью I-го этапа (сентябрь месяц) является уточнение характера нарушений и степени их выраженности.

Целью II-го этапа (январь месяц) – определение характера динамики в развитии ребенка и причин трудностей в усвоении образовательной программы.

Целью III-го этапа (май месяц) является определение динамики развития ребенка и его дальнейшего образовательного маршрута.

Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо:

- изучить медицинскую документацию;

- произвести анализ анамнестических сведений;

- собрать сведения о семье.

Основная задача учителя-дефектолога – произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Исследуются такие психические процессы, как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

В процессе обследования ребенка с задержкой психического развития большое значение имеет анализ качественных особенностей детской деятельности: мотивации, самоконтроля, самооценки, способности к пониманию инструкции.

Особую важность представляет способность ребенка к сотрудничеству со взрослым, способность принимать и использовать его помощь. Также важно, в каком виде помощи ребенок нуждается (указательный жест, наводящий вопрос, показ и т.п.).

Учитывая трудности, возникающие у детей с задержкой психического развития при объяснении своих решений, обосновании ответов, программировании, - значимым критерием при обследовании является и способность ребенка к вербализации, к словесному отчету: «Расскажи. Как ты раскладывал картинки. Почему ты их разложил именно так?», «Ты все правильно выполнил? Почему ты так считаешь? Расскажи, как нужно выполнять это задание?»[2]

Важным звеном диагностического процесса является выбор методик обследования.

В дефектологической литературе имеется богатый арсенал методик изучения психического развития детей. Вместе с тем не все они являются эффективными.

С целью изучения психических процессов старших дошкольников с задержкой психического развития автором статьи сформирован и освоен следующий комплекс диагностических методик.

Для выявления уровня развития зрительного восприятия используется ряд методик [3]:

- Включение в ряд (методика А.А. Венгер).

- Коробка форм.

- Сгруппируй картинки (по цвету и форме).

- Сложи разрезную картинку.

Ценной особенностью этих методик является то, что во всех заданиях предусмотрена возможность оказания детям строго дозированной помощи; предлагаются параметры оценки действий ребенка; результаты оцениваются в баллах.

Устойчивость внимания, возможности переключения исследуются с помощью методики «Простое кодирование» Пьерона-Рузера и «Корректурная проба» Э.Ландольта.

Согласно последней методике можно выразить уровень концентрации внимания с помощью индекса точности.

K=S*S/n

Где S – число строк таблицы, проработанных ребенком;

n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний, лишних знаков).

Для изучения особенностей памяти выбраны методики: А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти, Джекобсона по выявлению способности к запоминанию, М.С. Бернштейна «Узнавание фигур», направленная на проверку уровня развития памяти, А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», с помощью которой устанавливается, владеет ли ребенок логическими способами запоминания.

Указанные методики дают представление об основных особенностях памяти старших дошкольников, имеющих задержку психического развития.

Для исследования мыслительной деятельности практикуются субтесты Д.Векслера: «Сходство», «Понятливость», «Арифметический», «Кубики» (методика Векслера WPPSI для детей дошкольного возраста 4-6,5 лет); методики: «Классификация» А.Я. Ивановой, «Установление последовательности событий» М.С. Бернштейна, «Четвертый лишний», «Нелепицы» С.Д. Забрамной, чтение коротких рассказов со скрытым смыслом «Маленький Саша», «Горькое лекарство», «Осел и Муравей», «Бараночка» К.С.Лебединской [4].

Задания охватывают изучение развития у детей элементов логического мышления, таких операций, как: сравнение, анализ, синтез, умозаключение, обобщение, абстрагирование.

Выбранные методики позволяют в доступной детям игровой форме выявить особенности в развитии их мыслительной деятельности, возможности словесно-логического мышления.

Как указывалось выше, детей с задержкой психического развития отличают не только особенности целого ряда психических функций, но и незрелость эмоционально-волевой сферы. Эти нарушения проявляются как взаимообусловленные.

Поэтому выявление у каждого ребенка с задержкой психического развития индивидуально-типологических особенностей, эмоциональной сферы является важной частью психолого-педагогического обследования.

Особенности аффективно-личностной сферы, работоспособности, помогает изучить система В.И. Лубовского «Психологическая дифференциация нарушений развития у дошкольников».

Используются такие параметры этой системы, как: контакт, интерес, продуктивность, активность, оценка собственных достижений, динамика продуктивности, истощаемость.

Каждый показатель качественно характеризуется и имеет оценочную шкалу, что дает возможность получить необходимые сведения о личностной сфере детей, определить степень трудностей.

Предлагаемый комплекс методик позволяет произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, тщательно проанализировать психические процессы, обнаружить специфические нарушения в разных сферах психического развития.


Таким образом, можно заключить следующее.

Для полной и верной диагностики нарушений в развитии детей необходимо соблюдение целого ряда требований, указанных в статье.

Психолого-педагогическое изучение старших дошкольников с задержкой психического развития имеет специфические особенности, знание и учет которых обеспечивает получение достоверной информации об уровне психической деятельности обследуемых воспитанников.





















Литература


1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АсТ; Астрель, 2007.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие для дефектологов. – М.: Гном-Пресс, 2007.

3. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». – издание 3-е, - М.: Просвещение, 2007.

4. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина - М.: Просвещение, 1983

5. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пос. для слушателей спец. фак. по переподготовке работников образования по направлению: «Психология». – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

6. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб: Питер, 2006.

7. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.




















7



Полный текст материала Статья "Особенности диагностики задержки психического развития у старших дошкольников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анисимова Нина Федоровна  Нина_Федоровна
28.04.2012 1 9214 681

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК