Урок с презентацией "Что такое горы?" 7-10 класс "Особый ребенок"


Салагаева Любовь Михайловна

Учитель-дефектолог ГБСКОУ № 613

Московского района г. Санкт-Петербурга



Тема урока. Что такое горы? (7-10 классы)

Цель урока. Ознакомление учащихся с понятием «горы»,их значением для живой и неживой природы; коррекция их мышления и речи учащихся, воспитание интереса и бережного отношения к природе.

Оборудование. 1.Презентация «Что такое горы?»

2. Коробки с песком, крупой, сахаром, солью.

3. Пиктограммы для составления схем.

Ход урока. I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

  1. Проведение опыта.

Учитель. Какие предметы лежат на вашей парте? Сколько коробок?

Учащиеся. Коробки. Две.

Учитель. У каждого из вас в одной коробке находится песок, крупа, сахар или соль, кофе, а вторая коробка пустая. Черная бумага на дне этой коробки обозначает землю. Насыпаем ложкой содержимое 1-ой коробки в пустую коробку. В коробке получилась маленькая горка. На чем она стоит? На земле. А из чего состоит ваша горка? А куда она поднимается? Самое широкое место горки лежит на земле и называется подножие (подошва), а поднимается горка вверх, и самое высокое место – вершина. Найдите вершину на своей горке. Еще горка имеет склоны. Покажите их.

крупа соль сахар песок кофе







А из чего мы делали горку в нашем школьном дворе? (Из снега, из опавших листьев) Эти горки мы насыпали сами, а в природе тоже встречаются маленькие горки.

  1. Составление с учащимися схемы возвышенностей и схемы значения гор на земле.

2 -ый слайд. Горка-муравейник. Из чего она состоит?

(Учитель начинает составлять схему сравнения возвышенностей на доске из плоских картонных фигур.)

3 -ой слайд. Горка-кочка.

Какими для человека являются эти горки? Да, они очень маленькие, невысокие горки, их легко можно перешагнуть или дотянуться до их вершины рукой. А можно ли дотянуться рукой до этой вершины?

4-й слайд. Гора – природное явление. Мы не только не дотянемся до вершины, но и не сможем подняться на нее, ведь это уже не горка, а гора. Откуда она появилась здесь? Кто ее создал? Значит, гора относится к неживой природе.

Гора – это природное явление.

Куда поднимается от земли гора?

К акая она? Из чего она состоит?

5-й слайд. Покажите все ее части.





Могут две горы стоять рядом? Да, могут и две, и три, и четыре, и все они разные по форме и высоте и стоят на разном расстоянии друг от друга. Сравните эти две горы. Чем они отличаются?



6-й слайд. Попробуем подняться на гору. Сможем ли дойти до вершины? Почему нет?

Тогда проследим по картинкам, как должны выглядеть люди, спортсмены-альпинисты, которые идут в горы? Что они должны положить в рюкзаки?

7-й слайд. Что можно сказать, глядя на эту гору?

(Учащиеся показывают пиктограмму и вместе с учителем начинают строить схему значения гор)

Ах!



Украшение



Да, можно ахнуть, любуясь красотой огромной горы, снежная вершина ее поднимается до самого неба! Проследим, какие же изменения происходят в горном мире от подножия до вершины? Что вы видите у самого подножия горы?

(Дети называют поселения людей, луга, пастбища, водоемы)

8 -й слайд. Поднимаемся выше в гору и уже видим вокруг лес. Деревья на горе расположены как ступеньки. А может ли быть лес необитаемым даже в горах? Нет, в лесу на горе можно увидеть разнообразный мир животных. Какие это животные? Чем является горный лес для этих животных?



( Учащиеся показывают пиктограмму дома) Дом



Поднимаемся повыше, всё реже становятся леса, все меньше слышится птичье пение, а уже сидят на скалах гор огромные птицы – орлы.

9-й слайд. Орел. Какая это птица? Какие у него клюв и когти? Орел – большая, красивая, хищная птица.

Но не только орёл сторожит свой дом в горах. Посмотрите, какой разнообразный животный мир высоко в горах, хотя уже из растений растет только «мох тощий, кустарник сухой», но ведь это все же пища для животных. Каких?

10-й слайд.

11-й слайд. Козы-скалолазы.

12-й слайд. Охота в горах. Сразу нашли голодные тигры этого горного козла – пищу для себя? Нет. Горы прятали козла в ущельях, на уступах гор. Он вырос большой. Но вот тигры его нашли и устроили на него охоту. Что может здесь случиться? Какие условные знаки могут здесь подчеркивать значение гор?



(Учащиеся показывают пиктограмму «Укрытие», «Пища»)



Укрытие Пища



13-й слайд. Наконец, мы добрались до вершины горы. Покажите, где она у нее. Какой чистый, ослепительно белый снег! Так блестит на солнце! Больно глазам смотреть на него!

lll. Физкультминутка для глаз.

1.Сильно зажмурить глаза и сосчитать до пяти.

2. Передвижение взгляда с одной вершины горы на другую (по макетам гор на доске).

3. Упражнение «Гора идет к вам». ( Учитель приближает макет горы к учащимся).

4. Упражнение «Гора отдаляется от вас»

5. Закрыли и открыли глаза.



14-й слайд. Какой снег? Как нужно защитить глаза? Да, нужно надеть темные очки. А какая же будет вода от таяния этих снегов? А воздух?

Какими знаками можно это передать?

Воздух. Вода.

Есть чистый воздух, но видите ли вы здесь признаки живой природы? Почему нет? Нет растений. Нет животных. А человек упорно стремится добраться до самой вершины. Но он же не может передвигаться по горам, как козы, или совершать прыжки, как тигры.

15-й слайд. Что же человек использует для передвижения по горам? Откуда он взял веревки, ледорубы? Да, он должен был их положить в рюкзак, когда только собирался идти в горы?

1 6-й слайд. С древних времен человек познает явления природы, изучает, покоряет и использует в своей жизнедеятельности, несмотря на опасность, которая поджидает на каждом шагу. Какие опасности встретились на пути к вершине горы? Какой знак может выразить опасность в горах?

(

Ой!

Учащиеся присоединяют к схеме пиктограмму опасности) Опасность



17-й слайд. Гора – прекрасное явление природы.

1 8-й слайд. Что человек получает от гор? Какие знаки нужно добавить в нашу строчку схемы?

Строительный

материал. Украшение



1 9-й слайд. Человек изменяет горы. Какой знак об этом говорит?



Тоннель

20-й слайд. Горы – опасное природное явление. Камнепад. Какой знак можно использовать?

21-й слайд. Снежная лавина.

22-24-й слайды. Вулкан.

lV. Обобщение по теме урока.



25-й слайд. Обозначение гор на карте, на глобусе. Покажите на карте горы.

Да, горы занимают на земле много места. Но напрасно ли они появились на земле? И какое значение имеют для живой природы?

(Коллективное чтение с учащимися составленной из пиктограмм схемы значения гор)



Ой!



Ах!х







Составление с учащимися по схеме предложений, рассказа о горах.





26-й слайд. Чтение учителем стихотворения «Что такое горы?»



V. Подведение итогов урока.

Слайд 1
Что такое горы? Учитель: Салагаева Л. М. школа № 613 г. Санкт-Петербург
Слайд 2
Горка-муравейник Горка-башня из земли, Ах, живут здесь муравьи! Л. Алейникова Дом в лесу стоит средь ёлок Из сухой травы, иголок, Мелких сучьев и земли. Все, что притащить смогли Р. Новикова
Слайд 3
Горка-кочка Какой удивительный этот мир: Лягушки на кочке устроили пир! Не надо посудою стол накрывать. Подпрыгнешь – и мошку успеешь поймать
Слайд 4
Гора- явление природы Какая это гора? Из чего она состоит? Покажите все части этой горы
Слайд 5
Части горы Вершина Склон Склон Подножие По какому склону легче подниматься в гору? Сможем ли мы подняться до вершины горы?
Слайд 6
А горы манят в свои края… Туда не занесёт ни лифт, ни вертолёт, Там не помогут важные бумаги, Туда, мой друг, пешком и только с рюкзаком, И лишь в сопровождении отваги Ю.Визбор
Слайд 7
У подножия горы …люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к весёлым долинам…
Слайд 8
А там уже рощи, зелёные сени… А там уже рощи, зелёные сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А. С.Пушкин
Слайд 9
Орлы …В синей дымке даль, Где парит орел – Страж высоких гор.
Слайд 10
Там выше – «мох тощий, кустарник сухой»
Слайд 11
Козы-скалолазы
Слайд 12
Охота в горах
Слайд 13
Животные гор Барс Козерог Рысь Бык як Волк Архар
Слайд 14
Вершина горы Ведь там бесприютность холодных вершин, Безумство ветров, грозность льдистых пустынь… Есть ли растения и животные на этих вершинах? Почему? Какой здесь снег ?
Слайд 15
Вершины гор Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижной цепью облаков А.С.Пушкин Какие вершины гор? Кто их так заострил?
Слайд 16
Зачем люди ходят в горы? Зачем этот долгий маршрут? К чему же по льдам и сугробам Все выше и выше идут? Легко ли человеку подниматься к вершине горы?
Слайд 17
Альпинис т И можно свернуть, обрыв обогнуть, Но мы выбираем трудный путь…
Слайд 18
Гора - прекрасное явление природы …Горда твоя вершина, непреклонна, Над нею только синева и тишь.
Слайд 19
Что человек получает от гор? Удивительная красота Животные Чистый воздух, вода Природные ископаемые Строительный материал
Слайд 20
Человек изменяет горы Разработки Строит города Строит дороги Строит тоннели Строит замки Строит памятники
Слайд 21
Статуя Христа
Слайд 22
Горы - опасное явление природы «…здесь за камнепадом ревёт камнепад…»
Слайд 23
Снежные лавины Здесь вам не равнина, здесь климат иной, Идут лавины одна за другой. В.Высоцкий
Слайд 24
Вулкан …Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Е. Романкевич
Слайд 25
К. Брюллов. Последний день Помпеи Везувий зев открыл – дым… пламя… Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём… Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин
Слайд 26
Вулкан Но вот он начал уставать – Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул – И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснётся, И лава из нутра его польётся. Е. Романкевич
Слайд 27
Горы на карте Покажите горы на глобусе
Слайд 28
Что такое горы? Что такое горы? С ветром разговоры, Снежные вершины, Грозные лавины, Тропы каменистые, Антилопы быстрые, Пропасти бездонные И пещеры тёмные. Колючие кустарники, Змеи и лишайники, Козы-скалолазы, А под землёй алмазы. Реки, как хрусталь, В синей дымке даль, Где парит орёл – Страж высоких гор.
Слайд 29
Интернет - ресурсы http://docfish.ru/documents/detskiestihi-poetov-sootechestvennikov-natemu-gor http://www.info-gazeta.ru/? con… http://yoursoneress.ucoz.c om/n http://www.misd.nsc.ru/coo pera http://rndnet.ru/partphotop/s… http://oboinastol.ru/image3 902… http://rndnet.ru/partphotop/s… http://audio.ruseach.ru/don t/G…

Полный текст материала Урок с презентацией "Что такое горы?" 7-10 класс "Особый ребенок" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Салагаева Любовь Михайловна  SalagaevaLM
20.03.2013 0 5167 747

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК