Урок с презентацией "Что такое горы?" 7-10 класс "Особый ребенок"
Салагаева Любовь Михайловна
Учитель-дефектолог ГБСКОУ № 613
Московского района г. Санкт-Петербурга
Тема урока. Что такое горы? (7-10 классы)
Цель урока. Ознакомление учащихся с понятием «горы»,их значением для живой и неживой природы; коррекция их мышления и речи учащихся, воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Оборудование. 1.Презентация «Что такое горы?»
2. Коробки с песком, крупой, сахаром, солью.
3. Пиктограммы для составления схем.
Ход урока. I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
Проведение опыта.
Учитель. Какие предметы лежат на вашей парте? Сколько коробок?
Учащиеся. Коробки. Две.
Учитель. У каждого из вас в одной коробке находится песок, крупа, сахар или соль, кофе, а вторая коробка пустая. Черная бумага на дне этой коробки обозначает землю. Насыпаем ложкой содержимое 1-ой коробки в пустую коробку. В коробке получилась маленькая горка. На чем она стоит? На земле. А из чего состоит ваша горка? А куда она поднимается? Самое широкое место горки лежит на земле и называется подножие (подошва), а поднимается горка вверх, и самое высокое место – вершина. Найдите вершину на своей горке. Еще горка имеет склоны. Покажите их.
крупа соль
сахар песок
кофе
А из чего мы делали горку в нашем школьном дворе? (Из снега, из опавших листьев) Эти горки мы насыпали сами, а в природе тоже встречаются маленькие горки.
Составление с учащимися схемы возвышенностей и схемы значения гор на земле.
2 -ый слайд. Горка-муравейник. Из чего она состоит?
(Учитель начинает составлять схему сравнения возвышенностей на доске из плоских картонных фигур.)
3 -ой слайд. Горка-кочка.
Какими для человека являются эти горки? Да, они очень маленькие, невысокие горки, их легко можно перешагнуть или дотянуться до их вершины рукой. А можно ли дотянуться рукой до этой вершины?
4-й слайд. Гора – природное явление. Мы не только не дотянемся до вершины, но и не сможем подняться на нее, ведь это уже не горка, а гора. Откуда она появилась здесь? Кто ее создал? Значит, гора относится к неживой природе.
Гора – это природное явление.
Куда поднимается от земли гора?
К акая она? Из чего она состоит?
5-й слайд. Покажите все ее части.
Могут две горы стоять рядом? Да, могут и две, и три, и четыре, и все они разные по форме и высоте и стоят на разном расстоянии друг от друга. Сравните эти две горы. Чем они отличаются?
6-й слайд. Попробуем подняться на гору. Сможем ли дойти до вершины? Почему нет?
Тогда проследим по картинкам, как должны выглядеть люди, спортсмены-альпинисты, которые идут в горы? Что они должны положить в рюкзаки?
7-й слайд. Что можно сказать, глядя на эту гору?
(Учащиеся показывают пиктограмму и вместе с учителем начинают строить схему значения гор)
Ах!
Украшение
Да, можно ахнуть, любуясь красотой огромной горы, снежная вершина ее поднимается до самого неба! Проследим, какие же изменения происходят в горном мире от подножия до вершины? Что вы видите у самого подножия горы?
(Дети называют поселения людей, луга, пастбища, водоемы)
8 -й слайд. Поднимаемся выше в гору и уже видим вокруг лес. Деревья на горе расположены как ступеньки. А может ли быть лес необитаемым даже в горах? Нет, в лесу на горе можно увидеть разнообразный мир животных. Какие это животные? Чем является горный лес для этих животных?
( Учащиеся показывают пиктограмму дома) Дом
Поднимаемся повыше, всё реже становятся леса, все меньше слышится птичье пение, а уже сидят на скалах гор огромные птицы – орлы.
9-й слайд. Орел. Какая это птица? Какие у него клюв и когти? Орел – большая, красивая, хищная птица.
Но не только орёл сторожит свой дом в горах. Посмотрите, какой разнообразный животный мир высоко в горах, хотя уже из растений растет только «мох тощий, кустарник сухой», но ведь это все же пища для животных. Каких?
10-й слайд.
11-й слайд. Козы-скалолазы.
12-й слайд. Охота в горах. Сразу нашли голодные тигры этого горного козла – пищу для себя? Нет. Горы прятали козла в ущельях, на уступах гор. Он вырос большой. Но вот тигры его нашли и устроили на него охоту. Что может здесь случиться? Какие условные знаки могут здесь подчеркивать значение гор?
(Учащиеся показывают пиктограмму «Укрытие», «Пища»)
Укрытие Пища
13-й слайд. Наконец, мы добрались до вершины горы. Покажите, где она у нее. Какой чистый, ослепительно белый снег! Так блестит на солнце! Больно глазам смотреть на него!
lll. Физкультминутка для глаз.
1.Сильно зажмурить глаза и сосчитать до пяти.
2. Передвижение взгляда с одной вершины горы на другую (по макетам гор на доске).
3. Упражнение «Гора идет к вам». ( Учитель приближает макет горы к учащимся).
4. Упражнение «Гора отдаляется от вас»
5. Закрыли и открыли глаза.
14-й слайд. Какой снег? Как нужно защитить глаза? Да, нужно надеть темные очки. А какая же будет вода от таяния этих снегов? А воздух?
Какими знаками можно это передать?
Воздух. Вода.
Есть чистый воздух, но видите ли вы здесь признаки живой природы? Почему нет? Нет растений. Нет животных. А человек упорно стремится добраться до самой вершины. Но он же не может передвигаться по горам, как козы, или совершать прыжки, как тигры.
15-й слайд. Что же человек использует для передвижения по горам? Откуда он взял веревки, ледорубы? Да, он должен был их положить в рюкзак, когда только собирался идти в горы?
1 6-й слайд. С древних времен человек познает явления природы, изучает, покоряет и использует в своей жизнедеятельности, несмотря на опасность, которая поджидает на каждом шагу. Какие опасности встретились на пути к вершине горы? Какой знак может выразить опасность в горах?
(
Ой!
17-й слайд. Гора – прекрасное явление природы.
1 8-й слайд. Что человек получает от гор? Какие знаки нужно добавить в нашу строчку схемы?
Строительный
материал. Украшение
1 9-й слайд. Человек изменяет горы. Какой знак об этом говорит?
Тоннель
20-й слайд. Горы – опасное природное явление. Камнепад. Какой знак можно использовать?
21-й слайд. Снежная лавина.
22-24-й слайды. Вулкан.
lV. Обобщение по теме урока.
25-й слайд. Обозначение гор на карте, на глобусе. Покажите на карте горы.
Да, горы занимают на земле много места. Но напрасно ли они появились на земле? И какое значение имеют для живой природы?
(Коллективное чтение с учащимися составленной из пиктограмм схемы значения гор)
Ой!
Ах!х
Составление с учащимися по схеме предложений, рассказа о горах.
26-й слайд. Чтение учителем стихотворения «Что такое горы?»
V. Подведение итогов урока.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Салагаева Любовь Михайловна
→ SalagaevaLM 20.03.2013 0 5167 747 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.